ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Банк России

25.09.1998

Критика идеи об обязательной продаже экспортной выручки Банку России

Письмо от 25 сентября 1998 года на имя Председателя Банка России:

 

В связи с информацией, предоставленной сегодня заместителем Председателя Банка России В.Н. Мельниковым в ходе заседания Совета директоров Банка России о предполагаемом подписании в самое ближайшее время указа Президента Российской Федерации об обязательной продаже 25 % экспортной выручки юридических лиц непосредственно в валютный резерв Банка России, сообщаю:

 

По моему мнению, введение вышеуказанной нормы обязательной продажи по официальному курсу Банка России в настоящее время нецелесообразно по ряду причин:

 

1. Принятие этого решения существенно снизит ликвидность валютного рынка, причем в его наиболее “тонкой” составляющей - предложении валюты, что спровоцирует тенденцию к резкому падению рыночного курса российского рубля. Как следствие - необходимость принятия решений по административному снижению спроса на валюту, т.е. введение ограничений на валютообменные операции.

Таким образом, насущная необходимость этих мер искусственно будет создана Банком России.

 

2. Любое существенное изменение действующего в настоящее время механизма обязательной продажи экспортной выручки явится дополнительным стимулом для поиска путей ее “сокрытия”, а возможность контроля крайне ограничена (позитивный эффект этой меры вероятнее всего не покроет трудовые, денежные и технические затраты на создание более жесткой и действенной системы контроля. Да и сам возможный эффект неочевиден).

 

3. Технически крайне затруднена работа Банка России напрямую с тысячами предприятий - экспортеров (в предшествующей аналогичной практике имели место многочисленные сбои, экспортеры месяцами ожидали рублевую выручку).

 

4. Для наиболее “продвинутых” экспортеров появится возможность получать от Банка России завышенный по сравнению с рыночным рублевый эквивалент продаваемой валюты (это будет происходить при более низком курсе иностранной валюты на рынке по сравнению с официальным курсом, установленным Банком России, а при режиме “плавающего курса” подобные случаи очень часты, и они заранее “вычисляются” экспортерами или их банками).

 

5. В связи с тем, что покупка иностранной валюты Банком России означает рублевую  эмиссию, т.е. постоянное, заранее не прогнозируемое “вспрыскивание” в экономику рублевых средств, Банку России практически невозможно будет проводить взвешенную денежно-кредитную политику. При этом попытка стерилизовать излишнюю рублевую массу обратной продажей валюты на рынке предполагает существенный курсовой риск для Банка России.

 

Исходя из вышеизложенного, считаю, что ранее утвержденный механизм обязательной продажи части экспортной выручки на уполномоченных валютных биржах и Банку России по согласованию с Департаментом иностранных операций (т.е. без однозначных обязательств Банка России на покупку) вполне адекватен настоящей ситуации.

 

Для пополнения своих валютных резервов Банку России значительно эффективнее производить инициативную (а не обязательную) покупку иностранной валюты на межбанковских биржах (в том числе на специальных торговых сессиях бирж) и у банков - контрагентов.

 

Прошу Вас рассмотреть и, в случае Вашего согласия, дать распоряжение приостановить предоставление проекта указа на подписание.

 

А.В. Черепанов

 

 

 

Результат:

 

Указ об обязательной продаже части экспортной выручки юридических лиц непосредственно в валютный резерв Банка России подписан не был.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта