ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

24.12.2008

В агентстве «Интерфакс» проведена пресс-конференция, посвященная презентации экономических предложений Общественной антикризисной инициативы

На пресс-конференции выступили Горбачев М.С., Рыжков В.А., Лебедев А.Е., Иноземцев В.Л. и Алексашенко С.В.

Представителям СМИ вручены меморандум и экономические предложения ОАИ. Некоторые из предложенных мер инициированы «Проектом» (их текст выделен наклонным шрифтом и подчеркнут).

==========

Одобрен 19 декабря 2008 года
(«Горбачев – фонд»)

МЕМОРАНДУМ

О создании Общественной антикризисной инициативы (ОАИ)

Наша инициатива вызвана нарастающим кризисом, который охватил практически всю мировую экономику, в том числе и российскую. Начавшись в финансовом секторе, он распро-странился на важнейшие отрасли реальной экономики. Следствием этого становится снижение темпов экономического роста, сжатие потребительского рынка, падение доходов граждан, быстрый рост безработицы. При углублении кризиса, - а большинство авторитетных экономи-стов, выдающихся представителей мирового бизнеса, политиков разных стран убеждено, что оно неизбежно, - реальной становится перспектива перерастания кризиса в социальный, со всеми вытекающими последствиями. Велика опасность, что уже в ближайшей перспективе кризис приведет к еще большему социальному расслоению, значительному повышению риска бедности для большинства населения и существенному ослаблению позиций среднего класса.
Принимаемые сейчас меры - это лишь начало огромной работы по преодолению кризиса, выстраиванию более эффективных моделей развития и предотвращению аналогичных ситуаций в будущем. По большому счету мировое сообщество, международные финансовые организации оказались не готовы реагировать на первый крупный сбой функционирования механизмов глобального мира. Не все первые шаги, предпринятые в условиях кризиса на национальном и межгосударственном уровнях, оказались эффективными.
Уже ясно, что достижение реальных результатов невозможно без преодоления идеологии безальтернативности, к которой мир приучали на протяжении десятилетий. Выработка решений должна быть динамичным, альтернативным, плюралистическим процессом.
В то же время ситуация требует и принятия срочных скоординированных мер, способных блокировать развитие нарастающих кризисных явлений в мировой экономике. Тесное взаимо-действие между правительствами разных государств, деловыми кругами, специалистами в области экономики и социальных проблем, общественными организациями, ориентированными на решение этих проблем, является залогом успеха этих усилий.
Россия в результате общественных трансформаций последних десятилетий стала неотъем-лемой частью мировой экономики. Поэтому кризис в полной мере затронул и нашу страну. Наслаиваясь на нерешенные проблемы социально-экономического развития, кризис приобретает в России собственно национальную специфику. Крайне болезненным для нашей экономики становится падение мировых цен на энергоносители. Негативное влияние на состояние финансовой системы страны оказывает сокращение возможностей заимствования для российских компаний на мировых финансовых рынках.
Несостоятельными оказались сделанные поначалу заявления, что Россия переживет кри-зис, как «тихая гавань». Ссылки на внешние факторы не могут служить оправданием для отказа от критического анализа экономической политики государства и принятых в последнее время решений.
Так же как важнейшие решения последних лет принимались фактически без обществен-ного участия, точно так же без дискуссии и по существу вне рамок демократического процесса принимаются сегодня и антикризисные меры. Усиливается впечатление, что у властей отсутствует стратегия преодоления кризиса. «Пожарные меры» не дают результата, а выделен-ные деньги нередко уходят в песок или в чей-то конкретный карман. Очевиден факт отсутствия в стране современного «кризис – менеджмента», открытых и эффективных методов принятия решений.
50 миллиардов долларов направляется на погашение внешних долгов корпораций, при-надлежащих самым богатым гражданам нашей страны, многие из которых продолжают активно использовать схемы ухода от налогообложения своей прибыли, полученной в России. Это те деньги, которые можно было вложить в России и получить экономический и социальный эффект.
Более триллиона рублей перечислено на депозиты трех крупнейших государственных банков, а короткое время спустя еще 950 миллиардов выдано в качестве кредита.
Однако доступ к этим средствам ограничен узким кругом получателей. А на вопрос – куда делся первый транш, - ответа нет хотя бы потому, что правительство не задает его публично. Есть все основания считать, что выделенные банкам денежные ресурсы не дошли до предпри-ятий, а стали использоваться для спекулятивного перекредитования, скупки долларов и вывоза валюты за рубеж.
Не носят системного характера и решения по социальной защите населения от кризиса и его последствий.
Первой реальной антикризисной мерой должен был стать всесторонний анализ внутрен-них причин кризиса, открытое обсуждение на альтернативной демократической основе проекта общенациональной антикризисной программы.

Программа могла бы предусматривать комплекс срочных экономических и социальных мер, среди которых приоритетными являются следующие:
- разработка комплекса неотложных мер поддержки социально - уязвимых слоев населе-ния;
- изменение политики внешних заимствований;
- поддержание курса рубля и борьба с инфляцией всеми доступными мерами;
- усиление поддержки экспорта и дестимулирование импорта;
- замораживание тарифов естественных монополий;
- активизация антимонопольной политики;
- сокращение государственных управленческих расходов;
- создание надежной системы страхования на случай потери работы
- экстренные меры по снижению масштабов коррупции.
Попытка монополизации антикризисных усилий в интересах тех или иных политических сил или группировок может дорого обойтись стране. В этих условиях мы выступаем с предложе-нием об «Общественной антикризисной инициативе». Ее цель – объединить усилия профес-сиональных экономистов и представителей различных общественных сил гражданского общества в анализе ситуации и поисках необходимых экономике и всему обществу решений. Мы надеемся, что наша инициатива приведет к созданию других независимых общественных антикризисных инициатив на всех уровнях – в центре, регионах, в муниципалитетах. Закрытая от общества власть не в состоянии сама найти верный путь к решению, преодоление кризиса невозможно без активного общественного участия и роста доверия.
Решения, принимаемые органами власти, должны давать ответы на острейшие проблемы сегодняшнего дня и в то же время закладывать основы развития страны на долгие годы вперед. Такие решения невозможно выработать келейно, узким кругом «допущенных экспертов». Мы считаем, что целесообразно, в том числе, поставить вопрос о своего рода всероссийском антикризисном совещании, с участием гражданского общества, представителей регионов и местного самоуправления, профсоюзов, союзов работодателей, правительства и парламента – на котором необходимо достичь широкого общенародного согласия о принципах антикризисной политики, основных ее конкретных мерах, о том, на кого и как будут возложен издержки кризисных лет, о путях совершенствования и повышения эффективности политической системы.
«Общественная антикризисная инициатива» призывает профессиональных экономистов, предпринимателей, политических деятелей, представителей профсоюзов и других общественных организаций к активным совместным действиям.

1.  Горбачев Михаил Сергеевич - Президент СССР
2.  Алексашенко Сергей Владимирович - Руководитель группы стратегического консультирования
3.  Виноградов Борис Алексеевич - Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана
4.  Захаров Алексей Константинович - Исполнительный директор фонда «Демократическая альтернатива»
5.  Здравомыслова Ольга Михайловна - Исполнительный директор «Горбачев-Фонда», доктор философских наук
6.  Иноземцев Владислав Леонидович - Директор Центра исследований постин-дустриального общества
7.  Кудюкин Павел Михайлович - Заведующий отделом методологии бюджетного планирования ИСИЭЗ ГУ «Высшая школа экономики»
8.  Кузнецов Михаил Иванович - Вице- президент «Союза развития наукоградов России»
9.  Лебедев Александр Евгеньевич - Президент Национального инвестиционного совета
10.  Лысенко Владимир Николаевич  - Президент института современной политики
11.  Пайн Эмиль Абрамович - Директор центра этнополитических и региональных исследований
12.  Петров Николай Владимирович - Руководитель программы "Общество и регионы", Член Научного Совета Московского Центра Карнеги
13.  Рыжков Владимир Александрович - Профессор ГУ «Высшая школа экономики»
14.  Рябов Андрей Виленович - Член Научного Совета Московского Центра Карнеги
15.  Черепанов Андрей Владимирович - Руководитель «Проекта национального развития»
16.  Шейнис Виктор Леонидович - Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

==============

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
(ОАИ)


Масштабный экономический кризис, начавшийся как кризис финансовых институтов в Соединенных Штатах, стал к концу 2008 года общемировой реальностью. Затронув в той или иной степени все крупные государства планеты, кризис осуществляет «проверку на прочность» экономических моделей, ко¬торые сложились в этих странах на протяжении последнего десятилетия.
Власти Российской Федерации стремятся смягчить последствия мирового экономического кризиса для отечественной экономики, действуя, на первый взгляд по рецептам, применяемым большинством развитых стран: направляя значительные средства на рекапитализацию банковской систе¬мы, инициируя (но пока не осуществив) снижение налоговой нагрузки на предприятия, приобре¬тая не вполне ликвидные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства, отдельным предприятиям на  непрозрачной и несистемной основе.
Члены Общественной антикризисной инициативы (ОАИ), поддерживая многие из предпринятых шагов, тем не менее, обращают внимание на то, что 1) реализация предлагаемых мер осуществляется медленно, непрозрачно и, как следствие, принимаемые решения оказываются малоэффективными и, 2) значительные ресурсы государства направляются в первую очередь не на защиту экономических интересов большинства граждан России, а на спасение активов и титулов собственности узкого круга наиболее богатых и влиятельных бизнесменов. Участники ОАИ предлагают сделать главной задачей ответственного правительства защиту граждан Российской Федерации от негативных последствий кризиса.

Выступая против снижения уровня жизни граждан и перекладывания бремени кризиса с государственных и частных олигархов на простых россиян, члены ОАИ предупреждают об опасности наметившихся тенденций к девальвации рубля, и настаивают на  последовательной борьбе с инфляцией. ОАИ считает, что представители бизнеса и власти должны нести ответственность за свои ошибки.

В сложившихся условиях ОАИ считает необходимой программу смягчения и преодоления последствий финансового кризиса, основанную на следующих принципах:
- не только поддержка примитивных отраслей хозяйства, но и их структурные реформы;
- массированная поддержка малого и среднего бизнеса;
- борьба с инфляцией;
- отказ от защиты титулов собственности олигархических структур;
- стимулирование притока прямых инвестиций в страну;
- структурные преобразования и демонополизация экономики;
- повышение качества государственных институтов;
- снижение налогов и импортных пошлин;
- оказание помощи потребителям, в первую очередь в рефинансировании потребкредитов, автокредитов и ипотеки (включая субсидирование процентных ставок);
- меры по борьбе с безработицей, включая «ДДИ» (дороги, дома, инфраструктура);
- меры по борьбе с коррупцией в госсекторе.

Следующие меры в рамках первого этапа обсуждения реализации данного курса могут стать:

1. Борьба с инфляцией, ставшей серьезной болезнью российской экономики в период кризиса, не должна быть ослаблена. ОАИ исходит из того, что низкая инфляция является наилучшей основой для успешного выхода экономики из кризиса, и поддержания стабильного курса национальной валюты. Мы полагаем, что в сегодняшних условиях для сохранения высокой инфляции нет объективных оснований, за исключением неэффективного использования бюджетных средств, коррумпированности государственного аппарата и сохраняющейся монополизации большинства отраслей экономики.

2. Замораживание тарифов естественных монополий. Следует не ограничиваться обещанным премьер-министром «ограничением роста тарифов», а отменить решения о существенном повышении с 1 января 2009 года цен на газ, электроэнергию, а также транспортные и коммунальные тарифы, так как крупные энергетические и транспортные компании в состоянии преодолеть кризис за счет снижения затрат, повышения прозрачности и отказа от непрофильных активов. Повышение цен и тарифов является мощным ускорителем инфляции. Члены ОАИ выступают за введение системы парламентского общественного и акционерного контроля над расходами государственных монополий с введением ежеквартальных публичных отчетов их руководителей о работе по сокращению расходов.

3. Отказ государства от индивидуального, на основе личных отношений рефинансирования зарубежных долгов российских корпораций. Ничего страшного, если такой отказ повлечет за собой переход залогов, пакетов акций,  которыми были обеспечены кредиты, в руки кредиторов и новых акционеров, в том числе зарубежных. Передача новым акционерам значительных пакетов акций российских компаний обеспечит приток капитала в страну, сохранение валютных резервов и – в перспективе – повышение прозрачности и эффективности работы соответствующих компаний. Нельзя спасать активы олигархов за счет налогоплательщиков.

4. Публичная и системная конвертация  корпоративной внешней задолженности в суверенную. Уже в первом квартале 2009 года следует инициировать и реализовать программу обмена части признанных общественно значимыми (в рамках специальных открытых процедур) краткосрочных корпоративных долгов российских заемщиков на суверенные долговые обязательства Российской Федерации, увеличивающие срок погашения долга на 3-5 лет и уменьшающие уровень процентных выплат по ним на 3-6 процентных пунктов. Иностранные кредиторы готовы конвертироваться из корпоративного долга в суверенный, который у России один из самых низких в мире (4% от ВВП). Эта мера отсрочит выплаты по обязательствам, сэкономив золотовалютные резервы страны. Корпорации должны будут погасить долг правительству РФ. Сформируется эффективный рынок суверенного долга РФ, без которого не возможна конвертируемость рубля и превращение его в мировую валюту. Российские корпорации и банки-должники смогут направить 200-300 млрд. долл. не на обслуживание долга, а на внутренний рынок. Отпадет необходимость прямой и неэффективной (так как через госсектор) поддержки 150-300 компаний-«чемпионов», которые на поверку через год могут оказаться «неспасаемыми».

5. Переход к предсказуемой и патриотичной курсовой политике является важнейшей социально-экономической задачей, которая не может быть достигнута при высокой инфляции и бездумном расходовании государственных резервов на спасение олигархической собственности. Необходимо публичное объявление стабильности курса корзины валют к рублю в течение всей острой фазы кризиса и обеспечения свободы проведения валютных операций. В последующий период – замена принципа стабильности курса на безусловную предсказуемость его динамики. При этом понимается, что стабильность (предсказуемость) нужна для повышения заинтересованности в рубле и профилактики панического оттока капитала из страны и рублевых вкладов – из банков, а возможное постепенное плановое и заранее объявленное снижение курса рубля должно дестимулировать импорт (для развития импортозамещающего производства и недопущения образования новых спекулятивных пузырей на финансовом рынке).

6. Реализация активной антимонопольной политики. Нормальное развитие россий¬ской экономики невозможно в условиях той степени ее монополизации, которая сегодня фактически навязана неумелыми действиями государства (в том числе и в ходе создания «госкорпораций»). Мы предлагаем до 1 июня 2009 года ввести в действие в полном объеме комплекс основных антимонопольных мер, зафиксированных в «acquis communautaire» Европейского Союза.

7. Введение системы страхования на случай потери работы. Ввести с 1 февраля 2009 года всеобъемлющую систему страхования работников на случай потери работы, способной компенсировать не менее 70% утраченного заработка в течение не менее 9 месяцев после увольнения с занимаемой должности (для работников, чья заработная плата была не выше 30 тыс. рублей в месяц, для остальных возможно прогрессивное снижение шкалы гарантированного дохода). Система, разумеется, распространяется только на уволенных по сокращению штатов или в связи с реорганизаций фирмы.

8. Укрепление финансовой и банковской системы. Для профилактики неизбежного дальнейшего ухудшения финансового положения банков следует активно стимулировать их консолидацию. В том числе путем законодательного повышения минимального капитала. Создание стимулов для укрупнения. Развитие системы гарантирования межбанковских кредитов для оживления рынка межбанковского кредитования и «рассасыванию» «финансовых тромбов». Ввести систему дополнительных обязательных проверок достоверности отчетности и анализа финанансовой устойчивости этих учреждений аудиторскими организациями, нанимаемыми и оплачиваемыми надзорными органами. Ввести законодательно типы депозитов, которые нельзя отзывать досрочно. Прекратить практику необоснованных преференций госбанкам, провести тщательный аудит их финансового состояния. Законодательно ограничить маржу государственных банков по долго- и среднесрочному кредитованию предприятий и граждан, с особым упором малый и средний бизнес.

9. Вливание ликвидности на уровне потребительского спроса. Констатируя, что в последние годы потребительское кредитова¬ние в России развивалось высокими темпами, члены ОАИ считают, что вливание денег через потребительское кредитование должно продолжиться, а нагрузка на заемщиков – ослабеть.  С этой целью предлагается:
► производить единоразовое списание, начиная с 1 января 2009 года, сроком на один год, всех потребительских кредитов граждан, полученных ими до 1 июля 2008 года, и процентов по ним, если сумма долга не превышает 20 тыс. рублей, а также пропорционально сократить размеры всех обслуживаемых кредитов, превышающих эту сумму, на 20 тыс. рублей – в случае потери гражданином работы или дохода, подтвержденной органами занятости. Рефинансировать эту сум¬му из средств Фонда национального благосостояния.
► объявить государственную программу поддержки ипотечного кредитования под залог имеющегося жилья, позволяющую гражданам получать кредиты на срок до 18 месяцев в сумме до 30% рыночной стоимости принадлежащей им на правах собственности недвижимости по ставке не выше 10% годовых в рублях.
► дотировать за счет средств бюджета заемщикам, взявшим в банках ипотечные кредиты до 1 января 2009 года, на протяжении 2009 и 2010 годов все платежи по процентам, превосходящим 10% годовых в рублях (необходимая сумма – около 60 млрд. руб.).

10. Разработка и внедрение прозрачных процедур аукционов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд и нужд корпораций с участием государства в капитале более 30%. В рамках этого проекта допустить абсолютно равный доступ к этим аукционам как отечест¬венных, так и зарубежных компаний.

11. Резкое сокращение государственных расходов. Необходимо осуществить сокращение плановых расходов Федерального бюджета РФ и территориальных бюджетов в 2009 году не менее чем на 10% к уровню 2008 года, в первую очередь за счет расходов на госуправление. Следует уменьшить численность работников органов государственного управления не менее чем на 25% к концу 2009 года; ввести на 2009 -2010 годы полный мораторий на повышение их доходов.

12. Налоговые каникулы. Отмена налогов на дивиденды и проценты по банковским вкладам, полное освобождение от налогов и всех видов проверок малого и среднего бизнеса - сроком не менее чем на два года. Повысить показатель оборота (до 100 млн. руб.) компаний, относимых к юридическим лицам, с возможностью уплаты низкого внешнего налога.

13. Расширение и ужесточение мер антикоррупционной политики. В том числе немедленное принятие закона о гарантиях доступа граждан к информации о деятельности органов власти, государственных учреждений и предприятий.

14. С июня 2009 г. проведение детальной проверки деятельности руководителей монополий и крупных корпораций и банков, находящихся под контролем государства, назначенных на свои должности ранее 1 января 2006 года,  Ежеквартальная установленная законом публикация детальных отчетов о затратах этих госкорпораций, компаний и банков.

15. Во всех без исключения системообразующих отраслях, наряду с мерами временной поддержки (не предполагающей выбрасывание денег на ветер, как сейчас в авиаперевозках), нужны системные структурные реформы. Российский автопром спасут не пошлины, ударив по карману россиян, а конкуренция и приватизация. Монополия государства на авиаперевозки (Аэрофлот, Росавиа) – не заменит более эффективной «Сибири» и конкурентного частного сектора. В сфере строительства надо реализовать программу ИДЖ – индивидуального доступного жилья. Она предполагает строительство 1000 цехов, выпускающих по 1000 малоэтажных домов. Кризис сделал землю недорогой. Если правительство будет в год готовить 1000 площадок под застройку с сетями и коммуникациями, то через 1-1,5 года частный сектор будет строить на них 500 тыс. домов (в США строится 670 тыс. в месяц). Цена этих домов будет те самые 42-44 тыс. руб./ м2 с участком земли, о которых ошибочно сказал премьер-министр по поводу средней цены квадратного метра в Москве и Санкт-Петербурге (там в 4-6 раз больше!)

По всем этим 15-ти и, возможно другим пунктам будут представлены конкретные планы в январе 2009 года.

ОАИ констатирует, что ситуация, сложившаяся в российской экономике, экстраординарна. Несмотря на то, что правительство имеет в своем распоряжении ресурсы, позволяющие ему справиться с негативными явлениями, кризис усиливается. Сокращается промышленное производство, растет число потерявших работу россиян, снижаются реальные доходы населения. Мы считаем ситуацию исправимой. Предлагаем действующим органам власти, всем заинтересованным государственным структурам, профсоюзам, общественным организациям и бизнес - корпорациям объединить усилия в деле выработки оптимальной и эффективной программы борьбы с наблюдающимися кризисными явлениями – в интересах не одного-двух миллионов, а всех граждан России.
Одновременно следует исправить ошибки, которые были сделаны в российской экономике в 2003-2008 годах, и направить Россию по пути демократии, индустриальной модернизации и устойчивого развития.
Есть все основания полагать, что кризис окажет на Россию существенное воздействие – прежде всего потому, что в 2000 - 2008 годах в нашей стране была сформирована неэффективная экономическая модель, дополняемая по существу неработоспособным государственным аппаратом и колоссальной коррупцией. В минувшие восемь лет власть серьезно ограничила основные независимые институты и процедуры, прекратив дискуссии по вопросам стратегии развития страны,  и допустила крупные ошибки в экономике:
√ Воспользовавшись ростом цен на ресурсы на мировых рынках, российские власти отказались от проведения назревших структурных преобразований, удовольствовавшись изобретением мифической модели «энергетической сверхдержавы»;
√ Укрепление роли государства трансформировалось в зажим частной инициативы, «мягкую» ренационализацию ключевых отраслей экономики и рост монопольных тенденций;
√ Насыщение бюджета «сырьевыми» доходами привело к резкому росту государственных расходов, значительная часть которых неэффективна и порождает коррупцию. Сформировалась уродливая «экономика откатов»;
√ В России создан фактически запретительный режим для прямых иностранных инвестиций и одновременно с этим сверхпривлекательные условия для вложения спекулятивного капитала. Государственные органы никак не реагировали на быстрое наращивание корпоративных внешних заимствований и ухудшение качества обязательств;
√ Рост экономики под воздействием сверхвысоких экспортных доходов привел к раздуванию «пузырей» на фондовом рынке и на рынке недвижимости, которая находится под частно-государственным контролем бюрократии; пышно расцвели «семейно-государственные партнерства вместо частно-государственных;
√ Упрочение позиций крупных промышленно-финансовых групп привело к сращиванию интересов политической элиты с интересами их собственников или распорядителей и потере свободы маневра в кризисных условиях;
√ Ограничения демократии и политической конкуренции до крайности затруднили свободное соперничество идей и концепций экономического и социального развития страны, став тормозом реального роста в интересах граждан, а не частно-государственной бюрократии.
В результате Россия встретила кризис, будучи крайне зависимой от снижающихся цен на энергоресурсы; обремененной совокупным внешним долгом, превышающим золотовалютные резервы Центрального банка; с чрезвычайно низкой конкурентоспособностью экономики; с населением, значительная доля которого живет около определяемой по мировым стандартам черты бедности; пораженной системной коррупцией на всех уровнях государства.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта