ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Банк России

21.10.1998

Предложение об отмене практики проведения СТС

 

Письмо от 21 октября 1998 года на имя Председателя Банка России:

В развитие своего предложения, представленного в ходе заседания Совета директоров Банка России 16 октября 1998 г., по отмене практики проведения специальных торговых сессий (СТС) сообщаю следующее:

Как известно, Положением Банка России от 28 сентября 1998 г. № 57-П “О порядке и условиях проведения торгов по долларам США за российские рубли на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж” предусмотрена обязательная продажа части экспортной выручки и ограничено совершение операций по покупке долларов США. Таким образом, на СТС административно завышается предложение и занижается спрос на иностранную валюту, что в свою очередь приводит к значительному искусственному занижению курса доллара США к российскому рублю по сравнению с рыночными котировками.

С 6 до 20 октября 1998 г., т.е. с момента введения в действие Положения о СТС и до настоящего времени, отклонение курса СТС от курса следующих за ними торгов, проводимых в обычном режиме, в среднем составляло более 5-ти процентов.

Существование пусть даже незначительной, но постоянной разницы в величине курсовых значений на проводимых в течение одного рабочего дня торговых сессиях, приводит к целому ряду негативных последствий, таких как:

1)     финансовым потерям экспортеров, т.к. себестоимость экспортной продукции (цена производителей, зарплата и т.д.), как правило, ориентирована на курсовые соотношения “свободного” рынка, а рублевый эквивалент продаваемой на СТС валютной выручки искусственно занижен;

2)     возможному возникновению отрицательного сальдо торгового баланса из-за создания относительно льготных условий конверсии рублевых средств в иностранную валюту для предприятий - импортеров;

3)     отказу международных организаций от финансовой поддержки Российской Федерации в связи с нарушением ею взятых на себя обязательств при присоединении к статье VIII Статей Устава МВФ (подозрения в введении системы множественности курсов по текущим валютным операциям получают все большее подтверждение);

4)     злоупотреблениям сотрудников банков, а также юридических лиц - мнимых импортеров, использующих возможность проводить арбитражные сделки между двумя рынками - “замкнутым” и “свободным”. И каким бы действенным не был контроль, предотвратить подобные случаи нельзя.

Кстати, в этом отношении не выдерживает никакой критики аргумент о введении СТС для отделения рынка, обслуживающего реальный внешнеторговый оборот, от спекулятивного рынка. Для “законопослушных спекулянтов” (т.е. тех участников рынка, чьи действия отвечают не только букве, но и духу нормативных актов Банка России) после вступления в силу Положения о СТС режим проведения операций фактически не ужесточился, т.к. вступление в силу Указаний Банка России от 23 сентября 1998 г. № 357-У “О мерах по дополнительному ограничению валютных рисков кредитных организаций, связанных с конверсионными операциями против российских рублей” еще до выхода Положения практически свело на нет любую возможность “временного арбитража”. Для тех, кто стремится любым способом найти обходные пути для преодоления установленных Банком России ограничений, именно существование двух ликвидных курсообразующих центров - “золотое дно”.

Иными словами - как и любая система принудительных запретов, система СТС несет в себе массу негативного для интересов экономики, но зато предоставляет ряду участников рынка возможность произвести “первоначальное накопление капитала”.

Предполагаемый же позитивный эффект существования двух различных режимов биржевых межбанковских торгов - завышение курса покупки иностранной валюты при проведении операций по погашению ранее полученных валютных кредитов и т.д. - в действительности вряд ли однозначно может считаться таковым, особенно принимая во внимание и без того тяжелое бремя валютных долгов российских предприятий и банков. Объем иных операций, запрещенных к совершению на СТС, крайне незначителен, за исключением покупки валюты в целях кассового подкрепления обменных пунктов, но завышенные расходы банков по приобретению наличной валюты перекладываются ими на население, что далеко не лучшим образом сказывается на доверии к российскому рублю (значительное превышением цены продажи иностранной валюты над ее официальным курсом усиливает представление о слабости национальной валюты).

Таким образом, наличие различных курсовых значений крайне нежелательно для денежных властей.

В настоящее время имеется лишь два варианта уменьшения курсового разрыва. Во-первых, это “перелив” операций между торговыми сессиями силами банков - участников торгов с помощью различного рода “незапрещенных махинаций” (Положение о СТС само подталкивает к ним). Но, как уже было сказано, подобные действия - это неблаговидный способ получения прибыли.

Вторым вариантом являются операции Банка России по покупке валюты на СТС и продаже ее на последующих торгах. Однако эти операции приводят к финансовым потерям Банка России, связанным с оплатой биржевой комиссии, лишь с натяжкой могут быть причислены к деятельности Банка России по стабилизации курса национальной валюты и труднообъяснимы - не ясна их логика - Банк России извлекает прибыль на разнице курсов фактически за счет предприятий - продавцов экспортной выручки, в то время, как ни извлечение прибыли, ни наказание экспортеров не являются законодательно закрепленными за Банком России функциями.

 Принимая во внимание вышеизложенное, прошу Вас рассмотреть вопрос о поэтапной отмене действия Положения Банка России от 28 сентября 1998 г. № 57-П “О порядке и условиях проведения торгов по долларам США за российские рубли на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж”. На первом этапе предлагается снять ограничения в отношении целей совершаемых на СТС операций по покупке иностранной валюты. При этом для предотвращения существенного увеличения объема спекулятивных операций считаю целесообразным сохранить ныне действующий порядок расчетов, предусматривающий предварительное депонирование средств.

 

Снятие ограничений на покупку валюты на СТС будет означать, что в отношении операций на СТС останется действовать единственное установленное Банком России нормативное требование, потенциально приводящее к дисбалансу спроса и предложения на иностранную валюту, - обязательная продажа части экспортной выручки. Излишек предложения будет выкупаться в валютные резервы Банка России.

 

А.В. Черепанов

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта