|
Банк России![]() О порядке совершения резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валютыИз служебной записки от 23 октября 1998 года на имя директора Департамента валютного регулирования и валютного контроля: Сообщаем, что в соответствии с решением Совета директоров Банка России от 16 октября … повторно информируем (в дополнение к аргументам, изложенным на вышеуказанном заседании Совета директоров), что, по нашему мнению, вступление в силу указаний будет не только малоэффективным в отношении валютного контроля, но и отрицательным образом скажется на состоянии внутреннего валютного рынка и банковской системы по целому ряду причин, в частности: 1) у покупателей валюты появится потребность ускорить перемещение валютных средств в пользу нерезидентов - контрагентов. Соответственно, тот объем валюты, который после ее покупки находился на счетах реальных и “мнимых” импортеров в уполномоченных банках (и, следовательно, в активах банков), перестанет поддерживать ликвидность российского валютного рынка и отдельных кредитных организаций; 2) в случае, если кредитными договорами не предусмотрено досрочное погашение долгов, ряд российских заемщиков будет нести серьезный курсовой риск, аккумулируя поступающую частями рублевую выручку до полного “набора” необходимого рублевого эквивалента, либо будет вынужден нарушать кредитные договоры, производя погашение долга траншами. В этом случае, несмотря на досрочный перевод валюты в пользу нерезидентов, перерасчет процентов по кредиту обычно не производится. Аналогичные проблемы - у импортеров, заключивших контракты на поставку крупной партии товара (если поставка товара более мелкими партиями невозможна или экономически нецелесообразна); 3) увеличится отчетность уполномоченных банков по операциям клиентов и появится необходимость обработки дополнительных форм отчетности территориальными учреждениями Банка России (а это затраты времени, изменение программного обеспечения и т.д.), хотя, как представляется, действительной потребности в этом нет (в реальном плане эта отчетность в отношении валютного контроля ничего не даст, и она во многих аспектах пересекается с ранее введенной формой отчета № 701, используемой для мониторинга рынка); 4) “мнимые” импортеры получат нормативное обоснование своих действий по систематическому проведению операций по покупке и обратной продаже валюты, и объем такого рода операций будет увеличиваться особенно в условиях существования двух курсообразующих центров с различными режимами торгов - специальных торговых сессий и “свободного” рынка (до выхода указаний ряд банков не давал возможности клиентам совершения обратных сделок по рыночному, т.е., как правило, более высокому курсу, обязывая их продавать ранее купленную, но неиспользованную валюту, по курсу первоначальной сделки - тем самым сделка сторнировалась. Теперь механизм спекуляции будет узаконен). Директор Департамента иностранных операций А.В. Черепанов |
|