ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Банк России

20.01.1999

О мерах по нормализации ситуации на внутреннем валютном рынке

Служебная записка от 20 января 1999 г. № ВН - 19-3-3-7/184 на имя первого заместителя Председателя Банка России:

 

Как Вам известно, в настоящее время ситуация на внутреннем валютном рынке Российской Федерации характеризуется крайней нестабильностью, повышенным спросом на иностранную валюту (несмотря на значительное падение объема импорта из-за девальвации рубля). С уверенностью можно утверждать, что основные причины этого в эмиссионных и, как следствие, инфляционных ожиданиях (предполагается, что доллар в цене по крайней мере не упадет, и надо закупаться впрок), опасениях возможного ограничения свободной покупки иностранной валюты и в сохранении каналов незаконного вывоза капитала в больших объемах (нарушители готовы покупать валюту по любой цене).

Как представляется, принятые за последние несколько месяцев изменения и дополнения в нормативную базу Банка России в области валютного регулирования и контроля в попытках нормализовать положение дел зачастую носили поверхностный, половинчатый характер, имели прямо противоположный ожидаемому инициаторами эффект. Так, явно ошибочной была основная концепция Положения “О порядке и условиях проведения торгов по долларам США за российские рубли на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж” от 28 сентября 1998 г. № 57-П, Указания “О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации” от 20 октября 1998 г. № 383-У, согласие на увеличение нормы обязательной продажи экспортной выручки с 50-ти до 75-ти процентов. При этом возражения (в частности, Департамента иностранных операций) не были приняты во внимание.

К сожалению, эта практика продолжается - разрабатываются очередные аналогичные по последствиям меры.

В связи с вышеизложенным и в целях определения комплексного плана мероприятий по нормализации ситуации на внутреннем валютном рынке считаем целесообразным в самое ближайшее время организовать совещание специалистов Банка России, а также провести консультации с представителями других заинтересованных организаций (ВЭК, ГТК, коммерческих банков и др.).

В ходе совещания просим, в частности, обсудить прилагаемые к настоящей записке предложения, основная цель которых - принятие мер не во вред экспортерам, максимальное сохранение объема реального импорта, переориентация интереса коммерческих банков и других участников рынка с валютных операций на иные сферы деятельности.

При этом часть предлагаемых к решению задач находится непосредственно в компетенции Банка России (их реализация может занять лишь считанные дни), часть - в ведении иных государственных органов власти (но без реальных мер со стороны Правительства и Федерального Собрания проблема в принципе не решаема).

 

Директор департамента иностранных операций А.В.  Черепанов

 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

А. Мероприятия, осуществляемые Банком России*:

 

I.       Внесение изменений в Инструкцию “О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации” от 16 июля 1993 г. № 16 с целью введение жестких ограничений на осуществление рублевых операций между резидентами и нерезидентами.

По сути, условия перевода резидентом рублевых средств в пользу нерезидента должны быть практически аналогичными условиям валютных переводов (предоставление уполномоченному банку документов, подтверждающих импорт товаров, и т.д.). В настоящее время эти переводы производятся бесконтрольно, а нерезиденты полученную рублевую выручки свободно конвертируют в иностранную валюту.

 

II.    Установление ряда ограничений на право осуществления юридическими лицами авансовых платежей в оплату импорта (не менее 6-ти месяцев с момента государственной регистрации юридического лица - импортера, при наличии документов, удостоверяющих сдачу и “защиту” баланса на последнюю отчетную дату и т.д. Возможно, введение режима лицензирования импортеров, имеющих право осуществлять авансовые платежи).

 

III.  Внедрение системы электронной связи с таможенными органами в режиме реального времени для проверки факта ввоза товара, профилактики случаев предоставления уполномоченным банкам фиктивных копий грузовых таможенных деклараций, повторного перевода юридическим лицом валюты в оплату одной и той же партии полученного им импортного товара и т.д.

 

IV. Разработка разъяснений или внесение изменений в Инструкцию “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары” от 26 июля 1995 г. № 30 с целью ужесточения режима валютного контроля за переводом средств в оплату импорта в пользу нерезидентов в особых случаях, в частности, когда бенефициар не является контрагентом по договору (предотвращение “боковиков”). Вариант - необходимость предоставления клиентом в уполномоченный банк оригинала соответствующей просьбы контрагента, исполнение платежного поручения клиента только после информирования Банка России и/или правоохранительных органов о подозрительной операции и т.д.

 

V. Организация системы “быстрого реагирования” - проведение оперативных проверок банков при получении информации о возможном нарушении ими или их клиентами валютного законодательства с передачей сведений правоохранительным органам (налоговой полиции). Подготовка внутреннего нормативного документа по порядку проведения оперативных проверок коммерческих банков на предмет соблюдения ими валютного законодательства и нормативных актов Банка России и конкретизации применяемых к нарушителям мер воздействия.

 

VI. Ускорение завершения процесса классификации банков по проблемным группам и принятие решения о введении ограничений в отношении неперспективных банков на право осуществления операций с иностранной валютой (вплоть до отзыва валютной лицензии).

На валютном рынке не должно быть банков, которые готовы пойти на любые нарушения законодательства или на серьезный моральный ущерб, привлекая “грязную (серую)” клиентуру, лишь бы остаться “на плаву”. Таким банкам нечего терять, и именно они зачастую обслуживают незаконный вывоз капитала.

 

YII. Отмена Положения “О порядке и условиях проведения торгов по долларам США за российские рубли на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж” от 28 сентября 1998 г. № 57-П.

Основные аргументы в пользу отмены института спецсессий приведены в служебной записке от 21 октября 1998 г., и за последние три месяца они еще более подкрепились фактами. Дополнительный отрицательный эффект от существования спецсессий появился после принятия Закона о 75-ти процентной обязательной продаже экспортной выручки. Этот эффект связан с потенциальной возможностью (при соблюдении экспортерами данного Закона и действенности валютного контроля) увеличения предложения валюты на СТС с одновременным ростом спроса на нее на “свободных” торгах в целях обеспечения потребности экспортеров в средствах для погашения валютных кредитов (ранее экспортеры имели возможность обслуживать свои долги за счет остававшихся в их распоряжении 50-ти процентов экспортной выручки. Нынешних 25-ти процентов им может не хватать, что уже находит свое подтверждение). В результате - еще большее расхождение курсов, из-за которого несут прямые потери экспортеры, а зарабатывают те, кто не платит налогов, переводя полученную прибыть за границу. Кроме того, обязанность экспортеров продавать выручку по относительно низкому курсу стимулирует их утаивать выручку, занижать экспортные и завышать импортные цены, а с этим практически невозможно бороться.

 

YIII. Отмена Указания “О мерах по дополнительному ограничению валютных рисков кредитных организаций, связанных с конверсионными операциями против российских рублей” от 23 сентября 1998 г. № 357-У, которое является крайне запутанным, далеко не во всем логичным, сложно исполнимым и неэффективным.

               Наряду с этим необходимо принятие в качестве временной стабилизационной меры нормативного акта, запрещающего банкам иметь как длинную, так и короткую открытую позицию по кассовым валютным операциям против российских рублей (банки будут иметь право покупать и продавать валюту только по заявкам клиентов, для пополнения обменных касс, обслуживания полученных кредитов и оплаты собственных нужд). Исключение - технический лимит в 100 тыс. долларов США, а при наличии у банка на момент вступления в силу нормативного акта открытой валютной позиции - согласие на неприменение мер воздействия (выдача Банком России отдельных разрешений) с требованием поступательного снижения величины ОВП.

               Желательно также рассмотреть вопрос о соответствующем внесении изменений в Инструкцию “Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации” от 22 мая 1996 г. № 41.

Принятие данных мер будет способствовать значительному снижению интереса банков совершать конверсионные валютные операции против российского рубля от своего имени и за свой счет.

 

IX. Пересмотр основной концепции Указания “О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке российской Федерации” от 20 октября 1998 г. № 383-У, обязывающего юридических лиц - покупателей валюты сохранять ее на счетах в уполномоченных банках не более семи дней с момента покупки (основные аргументы против Указаний приведены в служебной записке от 22 октября 1998 г.).

              Совершенно очевидно, что введение этой нормы не ограничило и в настоящих условиях не могло ограничить покупку валюты впрок, но серьезно уменьшило остатки на счетах клиентов в уполномоченных банках - Указание вынуждает незамедлительно после покупки валюты переводить ее в пользу нерезидентов.

 

X. Организация через средства массовой информации “просветительской работы” среди населения в целях постепенного отказа от наличных долларовых накоплений - должно быть понимание, что доллар не является единственным надежным вложением, особенно при развитии внутреннего рынка золота и появлении евро (а эта валюта в наличном виде пока не существует, соответственно, есть стимул открывать счета в банках).

________________________________________

* В настоящем разделе предлагаются меры, направленные на снижение организационных возможностей незаконного вывоза капитала с помощью банковской системы. Не рассматриваются предложения в области денежно-кредитной политики Банка России. При этом понимается, что без прекращения значительных эмиссионных “вливаний” в любых целях (адресное финансирование, покупка иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем рынке, санация банковской системы и т.д.) ни скачкообразного падения курса национальной валюты, ни роста инфляции избежать не удастся.

 

Б.  Меры, не входящие в компетенцию Банка России:

 

I.       Создание комфортных условий для ведения честного бизнеса и инвестиционной деятельности в России - принятие законов по защите частной собственности, снижение налогов, активизация правоохранительной деятельности - борьба с рэкетом и т.д.

 

II.    Проведение бюджетной политики без привлечения как рублевых, так и валютных кредитов Банка России.

 

III.  Организация правоохранительными и налоговыми органами оперативного текущего и последующего контроля за подозрительными валютными операциями резидентов, осуществляемого инициативно и на основании полученной от уполномоченных банков информации. Проведение консультаций с правительственными органами других государств на предмет оказания ими содействия в поисках и возвращении незаконно переведенных из России валютных средств.

 

IV. Создание эффективной системы проверки обоснованности контрактных цен на импортные и экспортные товары для ее использования таможенными и налоговыми органами.

 

V.    Наведение порядка на таможне (борьба со взятками и т.д.).

 

VI. Отмена НДС по операциям частных лиц и решение иных задач в целях организации ликвидного внутреннего рынка золота.

 

 

 

В ходе детального обсуждения у Председателя Банка России Геращенко В.В. предложений, входящих в компетенцию ЦБ, заместитель Председателя ЦБ Мельников В.Н. категорически отказался от их реализации

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта