|
Банк России![]() О порядке совершения операций на СТССлужебная записка от 21 января 1999 года № ВН-19-3-3-7/209 на имя директора Департамента валютного регулирования и валютного контроля: Департамент иностранных операций рассмотрел Ваше письмо от 14.01.99 № ВН-12-1-2/46, содержащее проект указания Банка России «Об уточнении порядка проведения торгов на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж», и сообщает следующее. Предлагаемый Вами механизм незамедлительной реализации на специальных торговых сессиях (СТС) всего объёма депонируемой иностранной валюты имеет ряд существенных недостатков. Основными среди них являются: 1) увеличение амплитуды колебаний курса рубля на специальных торговых сессиях. Необходимость реализации депонируемой валюты на СТС при отсутствии достаточного объема депонированных средств в российских рублях (или наоборот) будет приводить к существенному дисбалансу спроса и предложения, и как следствие, к резким колебаниям курса, либо к значительному увеличению объема ежедневных интервенций Банка России, что прямо противоречит механизму функционирования валютного рынка в условиях плавающего курса; 2) снижение точности анализа и прогноза ситуации на внутреннем валютном рынке. Отсутствие возможности выбора продавцом иностранной валюты курса устранит связь между курсом рубля и объёмом продаваемой валюты на СТС, что увеличит вероятность ошибки Банка России при определении оптимальных параметров собственных интервенций; 3) противоречие Закону РФ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» (статья 18 пункт 1). В соответствии с указанным Законом обязательная продажа части экспортной валютной выручки осуществляется по рыночному курсу. Отсутствие права выбора курса продажи для продавца валюты, фактически предусмотренное в представленном проекте документа, нарушает установленную Законом норму, так как рынок - это всегда право выбора - совершать или нет сделку по предлагаемой цене, а не только право выбирать день посещения рынка. Соответственно, в связи с этим, у продавцов иностранной валюты на СТС (российских экспортеров) значительно возрастает риск курсовых потерь; 4) искусственное создание более жестких и неравных условий для продавцов по сравнению с покупателями иностранной валюты на специальной торговой сессии (за последними остается право выбора курса и даты заключения сделки). Кроме того, предлагаемый Вами проект документа: 1) фактически сокращает сроки обязательной продажи экспортной выручки только на 1 рабочий день и лишь для уполномоченных банков, имеющих не более 5 филиалов, расположенных вне места положения банка, что даже в краткосрочном (не говоря уже о средне- и долгосрочном) плане не изменит конъюнктуру валютного рынка. Таким образом, сокращение сроков обязательной продажи с 2 до 1 рабочего дня не является необходимой мерой валютного регулирования для стабилизации внутреннего валютного рынка в настоящее время. Гораздо более значимой мерой является повышение качества валютного контроля, в том числе и за соблюдением сроков обязательной продажи; 2) не распространяется на крупные уполномоченные банки (Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк), так как число филиалов этих банков превышает предложенное Вами ограничение в 5 филиалов. Таким образом, эффект от введения предлагаемой меры будет минимальным; 3) в случае реализации предложенной схемы практически невозможно проведение без участия Банка России торгов на СТС в рабочий день в Российской Федерации, если предыдущий день был рабочим в РФ и выходным в США, так как все депонированные доллары США будут проданы накануне. Невозможность установления рыночного официального курса иностранных валют в этот день (день отсутствия торгов на СТС) лишит участников валютного рынка основного ориентира. Учитывая вышеизложенное, Департамент иностранных операций не считает целесообразным принятие представленного проекта указания. Директор Департамента иностранных операций А.В. Черепанов Результат: Указание о незамедлительной реализации на СТС всего объёма депонируемой иностранной валюты подписано не было. |
|