ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

«Время новостей» N° 29

19.02.2009

«Бюджетный клинч» -- вид сбоку

 Нельзя не согласиться с точным и печальным диагнозом Сергея Алексашенко -- у российских властей нет четкого представления о сложившейся в экономике ситуации и внятной системы приоритетов, вокруг которых должна строиться в связи с этим экономическая политика. Об этом красноречиво свидетельствуют и разнобой в оценках федерального дефицита-2009, и туманная ситуация с региональными бюджетами и внебюджетными фондами, и объявления время от времени заведомо «неприкасаемыми» тех или иных раздутых бюджетных программ (нацпроектов, олимпийских строек, подготовки к саммиту АТЭС).

Одновременно нельзя не отметить также противоречивости политики, осуществляемой Банком России, -- метания между зажатием денежной массы для обеспечения предсказуемости изменения курса национальной валюты и необходимостью предоставления ликвидности банковскому сектору. В случае реализации вынашиваемых планов антикризисной расходной экспансии бюджета остро проявится также противоречие между потребностями фискальной политики (конвертацией в рубли и расходованием Резервного фонда) и проводимой ныне монетарной политикой, которая будет автоматически подрываться.

В ситуации такого клубка противоречий Сергей Алексашенко видит выход в возобновлении практики внешних заимствований Минфина. С чисто технократических позиций с этим доводом вроде бы вполне можно было согласиться. Действительно, Минфин сейчас в отличие от других российских заемщиков имеет доступ к международным рынкам капитала, хотя и по заметно выросшим ставкам -- примерно 10% годовых в долларах США. Правда и то, что обращение к внешним займам по прошествии определенного времени, в силу неумолимого обнуления резервов обойдется гораздо дороже.

Но вот что выходит. В силу отсутствия понятной политической и экономической перспективы и непредсказуемости проявления в ближайшем будущем очагов наиболее острых проблем правительство сейчас вовсе не заинтересовано в настоящем секвестре бюджета. При Думе, лишенной реальных полномочий по формированию бюджета и контролю за расходованием средств налогоплательщиков, даже удобно, что продолжает действовать заведомо неисполнимый «рамочный» бюджетный закон. И в ближайшее время -- может быть, в течение нескольких месяцев -- федеральный бюджет будет исполняться «по факту», в рамках понимания необходимости осуществления тех или иных расходов министром финансов и премьер-министром.

Заимствовать на внешнем рынке, чтобы финансировать даже в несколько сокращенных объемах критическую массу неэффективных расходов, спасать от краха конкретные частные бизнесы и осуществлять иные монстрообразные, по выражению Сергея Алексашенко, программы?.. Это будет вовсе не смягчение воздействия кризиса, а его углубление. Всем нам будет только лучше, если уж не представительная власть, то сама реальность будет навязывать правительству жесткие бюджетные ограничения. Право, в этих условиях табу на внешние заимствования нельзя не приветствовать.

Положение в экономике страны и бюджетной сфере действительно сегодня крайне сложное. Усилия по решению каких-либо стоящих перед правительством проблем неизбежно выводят на передний план другие проблемы. Максимум, что могут сделать власти даже при вполне разумных своих действиях, -- это не устранить скопом все существующие проблемы, а выбрать из них наиболее приемлемый для страны набор. Пока этот выбор осуществляется далеко не оптимальным образом, но откладывание на будущее решения жизненно важных для страны политико-экономических вопросов за счет безудержного наращивания государственного внешнего долга -- путь, заведомо ведущий к катастрофе.

Олег Буклемишев

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта