|
Банк России![]() «О нарушении Российской Федерацией статьи YIII Устава МВФ»Служебная записка от 21 апреля 1999 года № ВН-19-3-3-7/1229 «О нарушении Российской Федерацией статьи YIII Устава МВФ» на имя первого заместителя Председателя Банка России: Сообщаем, что, по нашему мнению, принятие Банком России указания от 5 апреля Понимаем, что целью инициаторов Указания было прекращение незаконного вывоза капитала посредством использования корреспондентских счетов банков - нерезидентов (это, действительно, одна из существовавших до настоящего времени многочисленных “валютных лазеек”). Но, как представляется, то же самое можно было сделать и без каких-либо нарушений взятых обязательств. Именно такой вариант неоднократно предлагался нами как устно (заместителю Председателя Банка России Мельникову В.Н. и сотрудникам Департамента валютного регулирования и валютного контроля), так и письменно (п. I приложения “О некоторых мерах по нормализации ситуации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации” к служебной записке на Ваше имя от 20.01.99 № ВН-19-3-3-7/184, рассмотренной на заседании Комитета Банка России по денежно-кредитной политике, и п. 1 служебной записки в адрес директора ДВРиВК от 4 февраля Основная суть наших предложений - не ограничивать право нерезидента проводить конверсионные операции по своим счетам в российских рублях (корреспондентским, а также счетам типа “И” и “Т”), а ограничивать возможность зачисления средств на эти счета от резидентов Российской Федерации. На расчеты в рублях между резидентами и нерезидентами должен распространяться тот же порядок, который действует в настоящее время в отношении расчетов между ними в иностранной валюте - паспорта сделок, предоставление копий договоров об импорте товара и грузовых таможенных деклараций, особые правила по авансовым платежам и т.д. Данный порядок: (а) легко реализуется в техническом и организационном планах распространением на переводы рублевых средств от резидента нерезиденту требований нормативных актов Банка России в отношении переводов иностранной валюты (единственная небольшая проблема - такие рублевые переводы могут зачисляться на счет нерезидента только если банк перевододателя является уполномоченным банком, т.е. обладающим валютной лицензией и, соответственно, осуществляющим функции агента валютного контроля); (б) не противоречит законодательству (статьей 20 Федерального закона “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики” от 29.12.98 предусмотрено, что “расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации”); (в) не нарушает обязательств Российской Федерации по свободному осуществлению текущих валютных операций. В связи с вышеизложенным просим Вас дать поручение в срочном порядке рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта Банка России по введению ограничений на осуществление переводов в валюте Российской Федерации от резидентов нерезидентам, аналогичных ныне действующим ограничениям по расчетам между ними в иностранной валюте, и отмене действия указания от 5.04.99 № 533-У. Директор Департамента иностранных операций А.В. Черепанов |
|