ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Банк России

20.05.1999

«Об отмене практики существования института специальных торговых сессий»

Служебная записка от 20 мая 1999 года № ВН-19-3-3-7/1509 «Об отмене практики существования института специальных торговых сессий» на имя первого заместителя Председателя Банка России:

 В связи с письмом постоянного представителя МВФ в Российской Федерации А. Каммера от 18.05.99 и в дополнение к нашим неоднократным письменным и устным обращениям к руководству Банка России об отмене практики существования специальных торговых сессий межбанковских валютных бирж (СТС) сообщаем, что Департамент иностранных операций не считал и не считает, что введенный в действие в октябре 1998 года институт СТС - искусственное завышение предложения иностранной валюты на отдельном сегменте рынка и искусственное занижение спроса на нее - когда-либо способствовал нормализации ситуации на внутреннем валютном рынке. Наоборот, по нашему убеждению, подкрепленному множеством фактов, сегментирование рынка только усиливает дестабилизацию ситуации, затрудняет решение стоящих перед Банком России задач, подталкивает кредитные организации и их клиентов к реализации «серых» схем извлечения прибыли. Административное деление рынка ухудшает конкурентную среду, в конечном итоге - повышает спрос на иностранную валюту и понижает ее предложение.

По всей вероятности, в настоящей служебной записке нет необходимости повторять ранее представленные аргументы в защиту нашей позиции. Ее правота подтверждается аналогичным мнением подавляющего большинства экономистов.

На основании вышеизложенного просим Вас организовать проведение совещания по определению порядка отмены практики существования института СТС, при необходимости – вынести вопрос на заседание Совета директоров Банка России. Со своей стороны, предлагаем данную отмену произвести поэтапно -  временно сохранить требование по обязательной продаже части экспортной валютной выручки и предварительному депонированию средств для участия в торгах на соответствующей биржевой площадке, но предоставить право на покупку иностранной валюты на любые цели, разрешенные законодательством. Соответствующие изменения в нормативные акты Банка России считаем целесообразным внести при формировании организационно-технологической базы функционирования межрегиональных валютных торгов – «единых торговых сессий» (ЕТС), запуск которых готовится Департаментом иностранных операций на июнь т.г. Таким образом, произойдет замена СТС на ЕТС с иным, более либеральным режимом работы.

При этом просим принять во внимание следующее:

1)      не должен иметь права на жизнь лозунг о необходимости создания «чистого» рынка внешнеторговых валютообменных операций, отделенного от спекулятивных сделок, т.к., во-первых, спекулятивные сделки не существуют сами по себе, они всегда в конечном итоге базируются на интересах реального внешнеэкономического сектора экономики.

Во-вторых, курсы этих сделок не могут быть оторваны от ожидаемого курса «неспекулятивных» операций, они обязательно должны колебаться вокруг него. Бесперспективно надеяться на то, что спекулянты согласятся проводить все свои операции на площадке, курс сделок с иностранной валютой на которой всегда выше курса «чистых» сделок. Им необходим партнер – реальный импортер или экспортер - для выгодного закрытия валютных позиций (наивно полагать, что спекулянты отбирают хлеб друг у друга). Поэтому невозможно добиться полного разделения двух секторов рынка, они всегда будут влиять друг на друга, в том числе и с помощью взаимного перелива операций.

И, наконец, в - третьих, главный принцип спекулятивных, или арбитражных операций - купить дешевле, продать дороже, т.е. спекулянт только тогда совершает операцию, когда он более - менее уверен, что предлагаемый его партнером курс сделки на продажу валюты занижен, либо на покупку - завышен по сравнению с ожидаемым курсом обратной операции. Совершая спекулятивные сделки, участники рынка, как правило, поддерживают валютный курс в определенном коридоре, тем самым выполняют позитивную роль, помогают денежным властям сглаживать краткосрочные колебания национальной валюты. В принципиальном плане они способствуют стабилизации ситуации на рынке (звучит парадоксально, но это – факт).

Конечно, могут быть исключения, когда проводимые спекулятивные операции еще более разогревают рынок. Именно в этих случаях и должен Банк России, как крупнейший оператор на рынке, сбивать ажиотаж, но если он уверен, что имеет дело с ажиотажем, а не с экономическими реалиями;

2)     начиная с октября 1998 года, когда была введена специальная торговая сессия, средняя величина отклонения курса валюты на ней от курса «свободных» торгов составила всего 3 %. При этом в течение большого количества дней, особенно в последний период времени, эта разница была менее одного процента. Таким образом, чуть более высокий курс иностранной валюты на торгах без ограничения доступа покупателей никоим образом не является экономически запретительным, практически не снижает желание покупать, т.е. не ограничивает возможности проведения операций капитального характера и неторговых операций.

Следовательно, постулат о существовании сегментированного рынка в целях сокращения объема оттока капитала из страны не имеет под собой реальной почвы. Кроме того, необходимо помнить, что вся та курсовая разница, что была между двумя секторами биржевого рынка – это ничто иное, как потери экспортеров и прибыль ряда коммерческих структур, и совершенно не видна заинтересованность в этом государства;

3)     имеется значительное влияние двух сегментов валютного рынка друг на друга, причем это влияние, как правило, негативное. Так, рост цены иностранной валюты на «свободных торгах» практически всегда приводит к увеличению спроса на валюту на СТС, даже несмотря на заданную операциями Банка России на предыдущих торгах СТС динамику курсообразования. Курсы цепляются друг за друга, мешая Банку России проводить свою политику, - всегда сложнее управлять машиной при наличии у нее прицепа.

С отменой практики сегментирования рынка появится действительно единый курс, служащий общим ориентиром. Официальный курс также будет устанавливаться на базе котировок более ликвидного рынка, и он станет реалистичнее;

4)     инспекционные проверки, проводимые в последнее время Банком России, чаще всего ориентированы на анализ законности осуществления кредитными организациями и их клиентами операций на СТС, курс которых используется при установлении официального курса российского рубля. Причем, активнее всего проверяется выполнение установленных самим Банком России, зачастую надуманных, правил, не позволяющих проводить на СТС ряд операций. Тот, кто не проявляет активности на этой площадке, фактически получает индульгенцию от инспекций, в то время, как покупка валюты именно на «свободных» торгах, где в соответствии с действующими правилами совершаются сделки, связанные с расчетами по кредитам, услугам и т.д., должна подпадать под самое пристальное внимание контролирующих органов.

После введения ЕТС подобная тактика проведения проверок не может не прекратиться;

5)     перечень законодательно разрешенных целей совершения операций по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке довольно ограничен. Следовательно, на торгах ЕТС не произойдет значительного увеличения спроса на валюту. Фактически добавится только покупка для пополнения обменных пунктов и погашения обязательств по привлеченным кредитам и депозитам. Но одновременно произойдет и увеличение предложения валюты, которое ранее обеспечивало равновесие спроса и предложения на других («свободных») торгах. Кроме того, потеряют свою привлекательность побудительные мотивы для отработки разнообразных «серых» схем перелива средств с одной, биржевой, площадки на другую, и стоит ожидать падения спроса на иностранную валюту на торгах ЕТС со стороны участников рынка, ранее специализировавшихся на таком переливе.

Конечно, остается опасность дестабилизации ситуации на валютном рынке, но она связана не с возможной отменой института СТС, а с критическим по величине рублевым «навесом» над рынком – большим совокупным остатком средств на корреспондентских и, главное, депозитных счетах кредитных организаций в Банке России;

6)     возможность кредитных организаций – участников торгов проводить спекулятивные (арбитражные) сделки серьезно ограничена действующими нормативными актами Банка России. Кроме того, подготовлены и при необходимости могут быть незамедлительно введены в силу требования о дополнительных ограничениях (лимит в 100 тыс. долларов США по кассовой открытой валютной позиции и др.). Также существенно сократит объем операций банков за свой счет временное сохранение на ЕТС принципа предварительного депонирования средств, которое не позволит «торговать воздухом». Соответственно, не стоит опасаться «спекулятивного раскачивания» рынка внешнеторговых конверсионных сделок;

7)     отмену института СТС можно представить «широкой общественности» в качестве подтверждения приверженности России курсу рыночных реформ и уверенности денежных властей в долгосрочной стабильной ситуации в валютно-финансовой сфере.

Это тот случай, когда, согласившись с рекомендацией МВФ, Банк России одновременно окажет положительное влияние на развитие валютного рынка, а, значит, и на экономическую ситуацию в целом.

 

 

Директор Департамента иностранных операций А.В. Черепанов

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта