ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Банк России

21.09.1999

Об участии Банка России в операциях на рынке междилерского репо


Служебная записка от 21 сентября 1999 года № ВН-19-3-3-7/2687 на имя первого заместителя Председателя Банка России, руководителя  Рабочей группы Комитета по денежно-кредитной политике:

 

Сообщаем, что сегодня, 21 сентября 1999 года, нами получена информация о принятии Банком России подготовленных Департаментом операций на открытом рынке указаний от 17.09.99 № 639-У «О внесении изменений и дополнений в Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций» и № 640-У «О проведении операций междилерского РЕПО с ГКО-ОФЗ» (далее - Указания). Базовая концепция Указаний заключается во введении с 1 октября 1999 года рынка межбанковского репо, основанного на гарантии Банком России исполнения второй стороны сделки - выкупу им в определенных случаях ценных бумаг в свой портфель.

Изучение текста Указаний позволяет нам сделать вывод о том, что со вступлением их в силу Департаментом операций на открытом рынке будет реализован очередной проект, который неминуемо нанесет ущерб эффективности проводимой Банком России денежно-кредитной политики и стабильности внутреннего финансового рынка (по аналогии с помощью Минфину в строительстве «пирамиды» ГКО-ОФЗ, принятием в залог от потенциальных банков-банкротов обесценившихся активов при предоставлении им Банком России кредитов, БОБРами и «дырявой» схемой реструктуризации государственного внутреннего долга).

В доказательство вышеизложенного обращаем Ваше внимание на следующее:

1. Выкуп Банком России ценных бумаг означает ничто иное, как денежную эмиссию – появление на рынке излишней денежной ликвидности. Для изъятия этой ликвидности будет необходимо провести обратную операцию, сделку по продаже бумаг. При этом существует риск получения убытка (те аргументы, которые содержатся в письме ММВБ от 6.07.99 № 1158 и призваны защитить иную точку зрения, не выдерживают никакой критики, тем более что подобного рода случаи неоднократно имели место).

В настоящих политических и экономических условиях крайне велики как риск получения Банком России убытка при реализации ценных бумаг, так и вероятность полного отсутствия спроса на бумаги.

2. Именно операции репо способствуют строительству «финансовых пирамид». Они сыграли немаловажную роль в процессе быстрого падения цен на рынках ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ и российских долгов Лондонскому клубу накануне 17 августа 1998 года.

3. Ускорение перелива ликвидности, которое будет являться прямым следствием введения междилерского репо, никогда не приводило к стабильности на финансовых рынках. Особенно опасно оно в предвыборный период.

4. Реализация Указаний будет лишь препятствовать развитию реального межбанковского рынка, так как снизятся стимулы в установлении двухсторонних отношений между банками и взаимных лимитов, разработке систем «риск-менеджмента».

Кстати, как представляется, если бы ММВБ и коммерческим банкам не обещалось внедрение «безрисковой» для них схемы, то они уже давно разработали и начали проведение операций междилерского репо, не предполагающие гарантии со стороны Банка России. Это полностью соответствовало бы не только рекомендации МВФ по запуску данного рынка, но и международной практике. Как известно, центральные банки не гарантируют исполнение второй стороны сделки, оставляя курсовой (ценовой) риск на контрагентах. Схема, прописанная в Указаниях, является экзотической.

 

В связи с вышеизложенным просим Вас приостановить введение в действие Указаний до обсуждения Комитетом по денежно-кредитной политике вопроса о концепции участия Банка России в операциях на рынке междилерского репо и принятия соответствующего решения.

 

 

Директор Департамента иностранных операций, член Комитета Банка России по денежно-кредитной политике А.В. Черепанов

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта