ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Банк России

22.11.1999

Лживые выводы о пользе валютного регулирования

 

Служебная записка № ВН-014/91 на имя Председателя Банка России:

 

В связи с вынесенным на рассмотрение Совета директором Банка России проектом «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год» (далее Проект) считаю необходимым выразить свое, несогласие с содержанием подраздела «Политика валютного курса» раздела I «Денежно-кредитная политика в 1999 году и ее взаимосвязь с основными секторами экономики России». В процессе доработки проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год», одобренного 23 сентября 1999 года Советом директоров Банка России, из этого подраздела были сделаны существенные изъятия, исказившие те факторы, которые реально повлияли на состояние спроса и предложения на валютном рынке.

В результате этого, содержание подраздела «Политика валютного курса» в вынесенном на рассмотрение Проекте страдает, с одной стороны, излишней, не соизмеримой с задачами этого важнейшего документа, детализацией операций на валютном рынке и его соответствующей реакции, не опираясь, при этом, на необходимые расчеты и объективные основания, а, оперируя в основном терминами типа «потенциал девальвационных ожиданий», «настроение участников валютного рынка», «постепенное улучшение перспектив отношений с международными финансовыми институтами». С другой стороны, в подразделе отсутствует объективный анализ всего комплекса факторов, активно влияющих на динамику валютного курса.

1.  Например, в Проекте почему то даже не упоминается о инициированном Банком России переходе с 1 января 1999 года от 50% к 75% обязательной продаже экспортной валютной выручки на рынке, что сыграло решающую роль в выравнивании обменного курса в январе 1999 года и в улучшении наполнения рынка валютными ресурсами па протяжении всего 1999 года. Как показывает статистика, несмотря на сезонное сокращение более чем на 30% поступления в страну экспортной валютной выручки в январе 1999 года по сравнению с декабрем 1998 года, среднедневные объемы ее предложения на специальных торговых сессиях за этот период увеличились почти на четверть и составили 140 млн. долларов. Таким образом, именно введение данной нормы спасло ситуацию на валютном рынке (в противном случае, это обернулось бы, или существенным сокращением валютных резервов Банка России, или значительным падением курса рубля. И того, и другого в январе 1999 года удалось избежать).

Однако, про данное обстоятельство в вынесенном Проекте не сказано ни одного слова. Более того, по неизвестным причинам, тезис о решающем влиянии перехода к 75% обязательной продаже экспортной валютной выручки на рост предложения валюты на рынке, четко сформулированный в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год», рассмотренном 23 сентября 1999 года, не нашел отражения в настоящем Проекте.

2. Ошибочно указывается основная причина стабилизации ситуации на валютном рынке в апреле 1999 года - «улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для России, выразившееся в повышении цен на нефть и индекса условий   торговли   в   целом».   В действительности, рост цен на нефть, начавшийся в конце марте 1999 года, обусловил увеличение поступления валютной выручки на рынок только в конце апреля, то есть через месяц (в связи со спецификой исполнения внешнеторговых контрактов). Реальной же причиной, приведшей к стабилизации валютного рынка в начале апреля, явились меры, предпринятые Банком России в конце марта - начале апреля 1999 года (повышение норматива обязательных резервов, требование открытия рублевых депозитов при авансировании импорта товаров, запрет на покупку валюты на специальных торговых сессиях под выплаты по вкладам (счетам) физических лиц и конверсии рублей в иностранную валюту через корреспондентские счета банков-нерезидентов), что снизило рублевое давление на валютный рынок и сократило спрос на валюту на специальных торговых сессиях, не относящийся к удовлетворению потребностей реального сектора экономики. Перелом ситуации на валютном рынке наступил в конце первой декады апреля, что наглядно подтверждает прилагаемый график.

3. Очевидно смещение акцентов (ведущих к неверному пониманию хода событий) при комментарии данных о нетто-покупке иностранной валюты Банком России на валютном рынке за 10 месяцев 1999 года (4 млрд. долларов). При этом не указывается на то, что две трети этой суммы было куплено только за три месяца - апрель, май и июнь. И это при том, что в этот период наблюдался быстрый рост остатков рублевых средств на корреспондентских счетах  кредитных организаций в Банке России, включая остатки средств на ОРЦБ, которые увеличились с 33-34 млрд. рублей в начале апреля до примерно 55-56 млрд. рублей в конце июня.

 

Запиской на Ваше имя (№  ВН-014/80 от 1 октября 1999 года) я информировал Вас об искаженном изложении событий на валютном рынке во II квартале 1999 года, которое содержалось в вынесенных на рассмотрение Совета директоров Банка России 23 сентября материалах «О ходе реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год по итогам 1 полугодия» (с приложением более развернутых материалов, направленных 29 сентября в Департамент исследований и информации). Одновременно были даны предложения по улучшению организации работы при подготовке такого рода документов. Однако, вынужден констатировать, что эти замечания и предложения авторами новой редакции Проекта (по-видимому Департаментом исследований и информации) во внимание приняты не были.

 

В связи с вышеизложенным, предлагаю кардинально переработать подраздел «Политика валютного курса» проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год», построив его на главной идее, заключающейся в том, что реализации в 1999 году политики плавающего валютного курса явилась следствием целенаправленных действий Банка России с использованием всех определенных статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» инструментов денежно-кредитной политики, включая валютное регулирование.

 

Заместитель Председателя Банка России В.Н. Мельников

 

 

 

На заседании Совета директоров Банка России, состоявшемся в самом конце ноября 1999 года, приведенные в этой служебной записке выводы были аргументировано и жестко раскритикованы

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта