|
Банк России![]() «О мерах по укреплению внутреннего валютного рынка»Письмо Председателя Центрального банка Российской Федерации от 11 декабря 1999 года № 01-12/1201 «О мерах по укреплению внутреннего валютного рынка» на имя Председателя Правительства Российской Федерации: В последнее время в развитии ситуации на валютном рынке наметилось определенное ухудшение. Во многом такой поворот событий стал следствием возникшей напряженности в отношениях России с международными финансовыми организациями и, прежде всего, с Международным валютным фондом, отражающим позицию стран «большой семерки», которые начинают все более активно использовать инструменты финансового давления на Россию для достижения своих внутриполитических целей. Нельзя не учитывать и то, что в современных условиях любое, даже незначительное, ухудшение политической и экономической ситуации в стране провоцирует теневые структуры к активизации вывода за границу валютных ресурсов. Усиление негативных процессов на валютном рынке произошло несмотря на то, что в результате реализации Банком России, ГТК России и ВЭК России комплекса мер по укреплению валютной дисциплины, а также благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть, государству в 1999 году в целом удалось стабилизировать валютный рынок после кризиса августа-сентября 1998 года и достигнуть некоторых позитивных сдвигов. Одним из таких результатов стало увеличение на треть (или на 1 млрд. долларов) в течение 1999 года среднемесячного поступления валютной выручки на валютный рынок, а по сравнению с докризисным периодом 1998 года ее объемы выросли почти вдвое. Решающую роль в этом сыграло повышение с 1 января 1999 года норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 50 процентов до 75 процентов. Благодаря этому, а также принятым мерам по отсечению спекулятивного спроса на рынке, Банк России смог осуществить крупные покупки валюты на рынке и обеспечить выполнение требования Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» о направлении 4,5 млрд. долларов из золотовалютных резервов на выплату внешнего долга. При этом, такие выплаты были осуществлены практически без ущерба состоянию золотовалютных резервов, объем которых за год уменьшился незначительно. Однако, необходимо признать, что государство не смогло получить валютных ресурсов в том объеме, на который оно могло рассчитывать. К сожалению, Банк России пока не видит реальных предпосылок, которые могли бы приостановить в 2000 году накапливание массы ранее перечисленных негативных факторов, что дает основание прогнозировать осложнение ситуации на валютном рынке. Причем, это может произойти уже в начале будущего года и будет спровоцировано существенным (примерно на 1,5 млрд. долларов) сокращением поступления в страну экспортной валютной выручки, носящим сезонный характер. Федеральным бюджетом на 2000 год определен значительный объем выплат по внешнему долгу - более 10 млрд. долларов. При этом, выполнение внешних обязательств тесно увязано с получением кредитов от международных финансовых организаций. Очевидно, что если под какими-либо предлогами России будет отказано в их предоставлении, то, во избежании дефолта, государство будет вынуждено намного более активно, чем в 1999 году, использовать золотовалютные резервы. Однако, необходимо ясно осознавать, что сокращение их объемов до критического уровня неминуемо спровоцирует рост недоверия к рублю и приведет к непредсказуемому развитию событий на валютном рынке. Единственно возможное решение, которое, по мнению Банка России, позволит избежать этого, состоит в дальнейшем усилении регулирования и контроля со стороны государства за внешнеэкономическими сделками и операциями на валютном рынке. Многое в этом направлении уже делается. В целях повышения эффективности противодействия утечке капитала из страны Правительством Российской Федерации был одобрен и в ноябре 1999 года внесен в Государственную Думу пакет законопроектов, принятие которых позволит создать в стране более работоспособный правовой механизм контроля за операциями, требующими повышенного внимания, в том числе на основе предварительной государственной регистрации внешнеторговых контрактов. Более жесткие меры должны быть приняты и по регулированию и контролю спроса и предложения на валютном рынке. Рассматривая 2000 год (а, возможно, и 2001 год) как этапные с точки зрения максимальной степени критичности для деловой репутации страны и реабилитации России на мировых финансовых рынках, Банк России убежден в том, что одним из крупных шагов по решению таких задач должен стать переход от 75-процентной к 100-процентной обязательной продаже экспортной валютной выручки на валютном рынке. Введение такой меры даже в условиях ограниченности внешнего финансирования позволит не прибегать к существенному пересмотру бюджета 2000 года и целей денежно-кредитной политики, заявленных ранее Правительством Российской Федерации и Банком России, а также избежать угрозы неплатежеспособности страны. Следует особо подчеркнуть, что введение 100-процентной обязательной продажи валютной выручки не является отказом от рыночных принципов регулирования валютного рынка (например, эта мера присутствовала на начальном этапе реформ в некоторых странах Восточной Европы). Сохраняются все возможности для обеспечения спроса на валюту как со стороны населения, так и со стороны реального сектора экономики. В связи с изложенным, Банк России вносит проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» и просит Правительство Российской Федерации рассмотреть данный законопроект с целью его внесения для принятия на последнем пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации. Приложение: на 5 листах. С уважением, В.В. Геращенко ПРОЕКТ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» Статья 1. Внести в Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 1) следующие изменения: в пункте 1 статьи 18 слова «75 процентов» заменить словами «100 процентов», слово «семь» заменить словом «пять». Статья 2. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Пояснительная записка В последнее время в развитии ситуации на валютном рынке наметилось определенное ухудшение. Во многом такой поворот событий стал следствием возникшей напряженности в отношениях России с международными финансовыми организациями и, прежде всего, с Международным валютным фондом, отражающим позицию стран «большой семерки», которые начинают все более активно использовать инструменты финансового давления на Россию для достижения своих внутриполитических целей. В современных условиях любое, даже незначительное, ухудшение политической и экономической ситуации в стране провоцирует теневые структуры к активизации вывода за границу валютных ресурсов. Усиление негативных процессов на валютном рынке произошло несмотря на то, что в результате реализации комплекса мер по укреплению валютной дисциплины, а также благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть, государству в 1999 году в целом удалось стабилизировать валютный рынок после кризиса августа-сентября 1998 года и достигнуть некоторых позитивных сдвигов. Одним из таких результатов стало увеличение на треть (или на 1 млрд. долларов) в течение 1999 года среднемесячного поступления валютной выручки на валютный рынок, а по сравнению с докризисным периодом 1998 года ее объемы выросли почти вдвое. Решающую роль в этом сыграло повышение с 1 января 1999 года норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 50 процентов до 75 процентов. Благодаря этому, а также принятым мерам по отсечению спекулятивного спроса на рынке, в 1999 году удалось осуществить крупные покупки валюты на рынке, которая была направлена на выплату внешнего долга. В настоящее время происходит накапливание массы ранее перечисленных негативных факторов, что может осложнить ситуацию на валютном рынке уже в начале будущего года на фоне существенного (примерно на 1,5 млрд. долларов) сокращения поступления в страну экспортной валютной выручки, носящего сезонный характер. Федеральным бюджетом на 2000 год определен значительный объем выплат по внешнему долгу - более 10 млрд. долларов. При этом, выполнение внешних обязательств тесно увязано с получением кредитов от международных финансовых организаций. В том случае, если России будет отказано в их предоставлении, во избежании дефолта государство будет вынуждено намного более активно, чем в 1999 году, использовать золотовалютные резервы. Однако, сокращение их объемов до критического уровня спровоцирует рост недоверия к рублю и приведет к непредсказуемому развитию событий на валютном рынке. Единственно возможное решение, которое позволит избежать этого, состоит в дальнейшем усилении регулирования и контроля со стороны государства за внешнеэкономическими сделками и операциями на валютном рынке. Более жесткие меры должны быть приняты по регулированию и контролю спроса и предложения на валютном рынке. В сложившихся условиях представляется необходимым перейти от 75-процентной к 100-процентной обязательной продаже экспортной валютной выручки на валютном рынке при сокращении сроков ее продажи с 7 до 5 календарных дней. Данная мера позволит даже в условиях ограниченности внешнего финансирования не прибегать к существенному пересмотру бюджета 2000 года и целей денежно-кредитной политики, а также избежать угрозы неплатежеспособности страны. Введение 100-процентной обязательной продажи валютной выручки не является отказом от рыночных принципов регулирования валютного рынка и не противоречит обязательствам России при присоединении ее к статье VIII Статей Соглашения МВФ. Правило 100-процентной обязательной продажи валютной выручки действовало на начальном этапе реформ в ряде стран Восточной Европы (например, в Чехии, Венгрии). При введении такой нормы сохраняются все возможности для обеспечения спроса на валюту как со стороны населения, так и со стороны реального сектора экономики. В связи с изложенным, Правительство Российской Федерации вносит проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики». |
|