|
Банк России![]() «О государственной регистрации внешнеторговых сделок и временном приостановлении «подозрительных» валютных операций»Служебная записка от 5 апреля 2000 года № ВН-19-3-3-7/1091 «О государственной регистрации внешнеторговых сделок и временном приостановлении «подозрительных» валютных операций» на имя первого заместителя Председателя Банка России: В связи с вынесением на заседание Комитета Банка России по денежно-кредитной политике вопросов, связанных с рассмотрением проектов федеральных законов о государственной регистрации внешнеторговых сделок и временном приостановлении «подозрительных» валютных операций сообщаем следующее. По нашему мнению, в очередной раз, вместо того, чтобы направить усилия контрольных органов на выявление нарушений и без того уже запутанного валютного законодательства, предлагается создать новый механизм, который, якобы, позволит усовершенствовать систему валютного контроля. Нам представляется, что реализация данных предложений ни в малейшей степени не будет способствовать сокращению незаконного вывоза капитала, но: 1) установит режим произвола должностных лиц в решении вопроса о предоставлении права организациям на осуществление валютных операций. При этом крайне высока вероятность того, что решения будут приниматься не на основании тщательного анализа предоставленных документов и целесообразности совершаемых операций, а под влиянием субъективных факторов (как можно устанавливать такой порядок осуществления коммерческой деятельности, который однозначно предполагает своеволие чиновников?). Это крайне болезненно отразится как на внешнеэкономических отношениях, так и на состоянии российской экономики в целом; 2) потребует создания огромного бюрократического аппарата со всеми вытекающими из этого негативными последствиями; 3) может стать первым шагом к установлению монополии государства на внешнеторговую деятельность, что, в свою очередь, приведет к замене рыночной модели экономики на административный способ ведения хозяйственной деятельности в стране. Подрыв рыночных принципов при осуществлении внешней торговли нанесет серьезный ущерб экономике государства и отрицательно скажется на структуре внутреннего производства и эффективности использования национальных ресурсов; 4) отложит процесс введения полной конвертируемости рубля на неопределенный срок; 5) увеличит рост внутренних цен «чистого» импорта, так как все расходы по удлинению сроков оборачиваемости товаров, а также риски срыва контрактов будут закладываться импортерами в цену; 6) негативно отразится на отношениях России с международными финансовыми организациями, крайне затруднит вступление России в ВТО; 7) предполагаемый к принятию широкий список льгот сделает и без того неэффективный валютный контроль совершенно бессмысленным. Так, «гарантию иностранного контрагента», необходимую для исключения из общей процедуры регистрации, может получить любой участник внешнеэкономической деятельности. Основные проблемы, как обычно, возникнут у добросовестных импортеров (если таковые еще останутся). В принципиальном плане считаем, что административные методы борьбы с оттоком капитала не только сами по себе неэффективны, но и вредны процессу развития частного предпринимательства и делу привлечения инвестиций в экономику государства. Директор Департамента иностранных операций А.В. Черепанов |
|