ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Минфин России

27.07.2000

О развитии финансовых инструментов и использовании дополнительных доходов бюджета

Письмо в адрес заместителя министра финансов Российской Федерации:

 

В связи с проводимой в настоящее время разработкой комплекса мероприятий по недопущению увеличения темпов инфляции, а также в целях определения направленности использования дополнительных доходов федерального бюджета сообщаю следующее:

 

1. По моему мнению, не является целесообразной реализация мер по развитию финансовых инструментов, таких как депозиты, привлекаемые Банком России от кредитных организаций, и эмиссия облигаций Банка России или Минфина России. Основными негативными последствиями активного использования данных инструментов являются отвлечение ресурсов потенциальных инвесторов от направления средств в реальный сектор экономики, формирование очередных долговых пирамид и неэффективное расходование государственных денежных средств.

На мой взгляд, особого изучения требует предложение по обмену низкодоходных (нерыночных) ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, на облигации Минфина России, размер купонного дохода по которым определяется в зависимости от величины инфляции за соответствующий процентный период. Мне представляется, что их выпуск прямо противоречит государственным интересам, так как он, во-первых, не позволит строить точные прогнозы бюджетных расходов даже на кратко- и среднесрочную перспективу и, во-вторых (и это главное), резко повысит их величину. По сути, при размещении, например, десятилетних ценных бумаг, Минфин России осуществит в течение срока их обращения совокупный процентный расход на сумму, аналогичную номинальной стоимости самих ценных бумаг (исходя из предполагаемого на ближайшие десять лет прироста потребительских цен). Таким образом, государство в добровольном порядке, без какой-либо компенсации, удвоит свой внутренний долг, вместо того, чтобы проводить мероприятия по снижению долгового бремени. Причем, выплачиваемые им средства «осядут» в коммерческих структурах, которые станут владельцами ценных бумаг при первичном размещении, либо при покупке их у Банка России на вторичном рынке в процессе осуществления процесса «стерилизации» излишней денежной ликвидности.

Кроме того, сложно будет найти логичное объяснение действиям Минфина России, приводящим к увеличению платежей в погашение и обслуживание государственного внутреннего долга на предстоящие годы, перспектива развития событий в которые не вполне однозначна, в то время, как дополнительные доходы бюджета, достаточные для погашения части долгов, имеются именно сейчас.

В этом отношении значительно предпочтительней выглядит схема досрочного погашения Минфином России нерыночных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России. Это – именно тот вариант, который (1) непосредственно обеспечивает «стерилизацию» денежной ликвидности, (2) не увеличивает совокупный размер государственной задолженности и (3) позволяет Минфину России самостоятельно определять график платежей по их объему и срокам в зависимости от своей текущей платежеспособности.

Однако, по моему мнению, сумма досрочно погашаемых Минфином России долгов с низкой ставкой процента должна быть незначительной. 

 

2. Считаю необходимым основной объем дополнительных доходов федерального бюджета направлять на выкуп государственной задолженности (в первую очередь, внешних долгов) с высоким уровнем процентных платежей. Лишь в этом случае можно будет говорить о проведенной работе по реальному снижению долговой нагрузки на федеральный бюджет и грамотном использовании нынешней ситуации, которая характеризуется высокой способностью Минфина России осуществлять погашение своих долгов и их относительно низкой рыночной стоимостью. В последующем подобной уникальной возможности может не представиться.

Имеется несколько вариантов осуществления досрочного погашения и/или снижения расходов на обслуживание государственного долга. Предлагаю рассмотреть несколько из них:

- непосредственный выкуп Минфином России своих долговых обязательств;

- оплата налоговых и других обязательных платежей государственными ценными бумагами по взаимосогласованной (рыночной) цене;

- проведение форвардных сделок по покупке Минфином России у росзагранбанков, Банка России или других контрагентов облигаций внешних займов. При этом цена покупки должна полностью соответствовать текущей рыночной цене, а выплачиваемые до момента окончательного расчета по сделке купонные платежи – возвращаться Минфину России. Принимая во внимание, что подобные операции, как правило, будут предполагать осуществление контрагентами Минфина России выкупа ценных бумаг на рынке «спот», Минфин России может в целях фондирования расходов контрагентов и/или гарантирования выполнения взятых им на себя обязательств размещать у этих контрагентов депозиты в иностранной валюте. Иностранная валюта будет покупаться у Банка России за счет дополнительных доходов бюджета, что, в свою очередь, приведет к «стерилизации» денежной ликвидности.

Считаю необходимым особо подчеркнуть то, что реализацию любого из вышеперечисленных вариантов целесообразно осуществлять при соблюдении режима конфиденциальности.

 

 

Руководитель Департамента внешнего долга А.В. Черепанов

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта