ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

04.05.2010

Искалеченная Россия. Экономика откатов

Андрей Черепанов  |  04 мая 2010 16:26
Деградация российской власти достигла не виданных ранее глубин

http://www.forbesrussia.ru/blogpost/49159-ekonomika-otkatov

В середине апреля в «Российской газете» были опубликованы национальная стратегия и национальный план противодействия коррупции. Эти документы, разработанные по настоянию Дмитрия Медведева и подписанные им, содержат не только ставшие привычными общие рекомендации. В них есть и конкретные антикоррупционные поручения, позволяющие проверить сроки и качество их исполнения. Первостепенное значение придается кардинальному изменению кадровой политики, соблюдению требований к служебной этике госслужащих, достижению неотвратимости уголовного наказания взяточников.

Пока трудно сказать, насколько искренне нынешний президент России озабочен повальным взяточничеством госчиновников и понятен ли ему страшный ущерб, который оно несет стране. Но что Дмитрий Медведев уж точно знает, так это «ценность» доставшегося ему кадрового наследства. Ведь в прежние годы назначенцы всех уровней поощрялись отнюдь не за профессионализм и честность. Главное для них было послушно исполнять волю руководства, участвовать — в рамках полномочий — в разворовывании бюджета и соблюдать правила сословной солидарности. Прегрешения тех, кто вошел во властную обойму, обычно замалчивались и не расследовались, какими бы тяжкими ни были их последствия. Вот почему деградация российской власти достигла невиданных ранее глубин. Мздоимство стало определяющей целью похода в чиновники. Безграничный произвол милиции сделал ее страшилкой для граждан. Лишь единицы все еще верят в справедливость суда. Напрочь потеряно уважение к послушно голосующим депутатам.

За последний десяток лет мы много слышали от главных лиц государства о защите частной собственности, подавлении монополизма, диверсификации и модернизации. Нам обещали догнать и перегнать Португалию, существенно повысить благосостояние россиян, создать мощную национальную экономику. Но это все так и осталось в прожектах. А по факту в России создана экономика, круто замешанная на трех «К» — кумовстве, крышевании и казнокрадстве.

Здесь в большом бизнесе процветают друзья и родственники тех, кто при власти. Им прощаются и налоговые прегрешения, и невыполнение контрактных обязательств, и загрязнение природы. Им оказывают масштабную помощь из бюджета, в их интересах «наклоняют» конкурентов и прощают государственные долги (вспомним, к примеру, списание задолженности $4,7 млрд вполне платежеспособному Алжиру с последующими поставками ему вооружения вновь за счет российского бюджета). Даже внешняя политика России зачастую делается импульсивно под конкретных лиц.

Здесь чекисты и прочие «неприкасаемые» легко и непринужденно отнимают чужой бизнес, запугивая его собственников прокурорско-ментовским и судебным преследованием. Тех же, кто упорно сопротивляется, мучают в СИЗО либо заставляют скрываться за границей (их имена известны хорошо и не очень).

Здесь государственная машина гнобит реальное производство и расчищает все более обширный полигон для контрабандного импорта (всего же импорт товаров в Россию в стоимостном выражении вырос с 2000 года до начала острой фазы кризиса в 6,5 раз, вытесняя с рынка отечественных товаропроизводителей). На нем «крыша» из надзорных, силовых и прочих властных структур зарабатывает трижды: на части комиссии за «серые» переводы за границу, на криминальной растаможке и на доле в выручке. Именно поэтому конкуренция на рынке зарубежного ширпотреба здорово подавлена: в торговых сетях поддерживаются монопольно высокие цены, чтобы извлекать максимальную прибыль и кормить чиновников. Не будешь проводить единую ценовую политику и не поделишься — сгноят или разворуют твой товар на таможне, замучают проверками и штрафами.

Здесь под видом реализации разнообразных проектов безнаказанно, почти в открытую «пилят» бюджет. И для этого используются как традиционные (вроде завышение стоимости работ для общественных нужд), так и свежевыдуманные способы организации «распила». В числе последних — создание разнообразных государственных корпораций и прочих «дочек» и «внучек» власти, обладающих достаточно сильным иммунитетом от общественного контроля. Госкорпоративная плодовитость властей объясняется, вероятно, желанием создать надежный канал движения денег мимо кассы. Недаром казенные предприятия, имея солидную выручку, редко переводят дивиденды в бюджет, но успешно проедают помощь оттуда. Они жируют на госзаказах, обеспечивая высокое благосостояние руководству. Заимствуют громадные суммы внутри страны и за рубежом, по сути обременяя своим долгом россиян. Покупают по жутко завышенным ценам активы, а за продаваемые предприятия получают сущую мелочь (типичные примеры — приобретение в 2005 году «Газпромом» у Романа Абрамовича акций дряхлеющий «Сибнефти» за $13,7 млрд и продажа «Газпромом» в том же году дорогущих медиа-активов всего за $166 млн Юрию Ковальчуку).

Здесь под предлогом инфляции издержек постоянно растут и без того запредельные тарифы на услуги монополий. В результате, скажем, проехать по железной дороге в России становится накладнее, чем воспользоваться услугами жестко конкурирующих между собой авиакомпаний. По неведомым причинам купейный билет в России обходится когда в пять, а когда и в десять раз дороже, чем такой же билет на аналогичное расстояние в территориально и экономически близкой нам Украине. То же самое с городским транспортом, услугами ЖКХ и электроснабжением. Так, в Москве за одну поездку на автобусе, трамвае или метро надо заплатить 24-28 рублей. Это в 4-15 раз больше, чем, к примеру, в Днепропетровске, Харькове или Киеве, где стоимость проезда муниципальным транспортом в переводе на наши деньги составляет от 2 до 6,5 рублей. За кубометр холодной воды с учетом водоотвода москвичи платят более 34 рублей, тогда как в Киеве — менее 11 рублей. Удивительно, но и электроэнергия украинцам обходится в 2-4 раза дешевле, чем гражданам сказочно богатой энергоресурсами России. Понятно, что высокой платой за услуги монополий россиян вынуждают компенсировать профессиональную бездарность и масштабное воровство государственных назначенцев.

В итоге за последнее десятилетие наша страна в мировом рейтинге восприятия коррупции постепенно скатилась с 82-го на 146-е место.

Но для того чтобы триллионы фактически украденных у россиян рублей обслуживали частные интересы десятка чиновников и их протеже, надо было не только запустить в работу специальный экономический инструментарий вроде госкорпораций. Чтобы «все было и за это ничего не было», властям потребовалось искалечить и сознание граждан, и средства массовой информации, и государственную службу. Но зато это позволило выстроить гарантированную защиту от проверок и наказания, и сегодня в коммерческие дела высшего руководства и его «кумовьев» не суется никто из тех, кто по долгу службы должен бы это делать. Не позволяется такого и общественности. Власть добилась своего не без труда, но талантливо.

Первым делом посредством грамотной риторики и распиаренных политических заявлений — таких как поддержание в стране стабильности, подавление сепаратизма и избавление от засилья олигархов — постъельцинская администрация приобрела популярность спасителя отечества, а с ним и народную поддержку. При этом ей здорово подфартило с рыночной конъюнктурой, что дало возможность с большой выгодой продавать за рубеж невосполнимые природные богатства, повышать из раздувшегося бюджета зарплаты и пенсии и тем самым создавать иллюзию благоденствия.

На следующем этапе была нейтрализована элита. Одних из противников нового режима лишили права голоса, поставив под жесточайший контроль СМИ, других запугали делом Ходорковского, а не самых совестливых пригласили к делению общего пирога.

И наконец, вся страна была опутана паутиной алчной бюрократии — сословной интеграцией по присвоению административно-сырьевой ренты, каждый участник которой знает свою делянку, кормится на ней и помогает доступными ему методами поддерживать целостность системы. Сила этой интеграции обеспечивается главным образом узаконенным правом назначения во все эшелоны власти лояльных подчиненных (вертикальная интеграция) и использованием законодателей, судов и правоохранительных органов для обслуживания интересов системы (горизонтальная интеграция). При этом если для установления жесткой вертикали достаточно было лишь минимума новизны — отмена выборности губернаторов и освобождение их от ответственности перед населением за результаты работы, — то для построения и последующего поддержания в исправности горизонтали потребовались и все еще требуются немалые каждодневные усилия. Это и дрессировка парламента, куда допускают лишь по утвержденным на самом верху спискам. Это и произвол избирательных комиссий. И подкуп вождей мелких оппозиционных партий, под мягкие места которых теперь будут подкатывать по депутатскому креслу. Это и поощрение беззаконного «басманного правосудия». Это и правило «прикрывать» своих, будь они хоть алкаши за рулем, хоть рейдеры, хоть душегубы...

Продолжение, «Конец времен воровского порядка» — в следующем посте

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта