ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Сегодня», № 36

16.02.2001

«Доллар – не «священная корова»

Обязательная продажа 75% экспортной выручки - безрассудная мера для рыночной экономики

 

О своем видении либерализации валютного рынка в России в интервью корреспонденту "Сегодня" ВИКТОРИИ АБРАМЕНКО рассказал руководитель департамента внешнего долга Минфина, бывший член комитета Центрального банка по денежно-кредитной политике АНДРЕЙ ЧЕРЕПАНОВ.


- Вы известны своим либеральными взглядами на правила работы валютного рынка. Почему вы считаете либерализацию необходимой и своевременной?

- Мне бы не хотелось повторять аргументы, но их действительно много, и они, по моему мнению, неоспоримы. Если в нескольких словах, то я убежден в том, что жесткие административные меры не достигают ни единой заявляемой при их принятии цели. Но при этом порождают коррупцию, стимулируют поиск "серых", убыточных для бюджета схем обхода законодательства, требуют неэффективных затрат людских и материальных ресурсов, уводят от принятия действительно важных решений. В конечном итоге они тормозят развитие экономики страны, причем именно в тот период, когда быстрое движение вперед не только жизненно необходимо, но и вполне реально. Одним из наиболее безрассудных является требование об обязательной продаже 75% экспортной выручки. По сути, владельцев валюты заставляют покупать рубль, тем самым придавая ему ущербность, подрывая его авторитет. А доллар превращают в "священную корову". Что это за такая рыночная, открытая экономика, в которой конверсионные операции проводятся чуть не под дулом автомата, и может ли считаться адекватной ценой то соотношение доллара США и российского рубля, которое достигается силой закона? А ведь на этом крупнейшем в России "рынке" основные его участники торгуют не из-за своей экономической заинтересованности, а по принуждению - это экспортеры - продавцы валюты и Центробанк, вынужденно закупающий валюту, чтобы искусственно поддерживать равновесие спроса и предложения по надуманной им самим цене. Я уж не говорю о порождаемой этим инфляции.


- Зачем же тогда вносить изменения, если ныне действующие жесткие нормы способствовали и беспрецедентному росту государственных золотовалютных резервов, и укреплению рубля?

- Я уверен в том, что значительное увеличение резервов не могло не произойти при любом варианте режима валютного регулирования - как жестком, так и мягком, и даже при его полном отсутствии. Слишком уж большое у нас положительное сальдо торгового баланса из-за высоких мировых цен на экспортируемые энергоносители. Без жестких мер рост резервов произошел бы несколько раньше, так как в этом случае экономические агенты могли прекратить свое сопротивление сразу после масштабной девальвации рубля. А эти меры и, в частности, повышенная норма обязательной продажи экспортной выручки некоторое время подогревали ажиотажную заинтересованной в иностранной валюте. Но в итоге наступило естественное пресыщение. Вышесказанное доказывается, например, данными "Центра развития". Так, на протяжении всего 1998 года динамика золотовалютных резервов почти полностью совпадала с динамикой нефтяных цен. А с самого начала 1999 года (введение 75-процентной нормы обязательной продажи) пошел обратный процесс, и в последних числах марта началось сближение обеих динамик. Пересечение наступило лишь в декабре 2000 года. Таким образом, можно констатировать, что полная компенсация иностранной валюты, потерянной из-за ужесточения административных норм, произошла только по истечении двух лет. Что касается так называемого укрепления рубля, его также было трудно не добиться в условиях избыточного поступления на счета экспортеров валютной выручки. Правда, следует определить, насколько нам требуется такое "укрепление". Но это - несколько иная тема…


- Вы считаете, что победные заявления Центробанка о позитивном эффекте принятых им мер не имеют под собой реальной основы?

- Именно так. Как ЦБ гордился, например, введением в октябре 1998 года института специальной торговой сессии и принятием указания о запрещении покупки иностранной валюты с рублевых корреспондентских счетов банков-нерезидентов. Вроде как перекрыл основные каналы утечки капитала и резко снизил спрос на валюту. А в июле 1999 года оба эти решения были отменены, и ровным счетом ничего не изменилось. Рапортуя о закрытии каждой очередной лазейки, ЦБ "забывает" сообщить о росте утечки средств через другие каналы.


- Возможно, в текущих условиях и стоит отменить обязательную продажу экспортной выручки, но если ситуация с мировыми ценами на нефть изменится в худшую для нас сторону, не придется ли вновь восстанавливать эту жесткую меру?

- Ни о каком восстановлении речи быть не должно. Я глубоко убежден в том, что любые административные меры, то есть меры внеэкономического принуждения, противоречат законам рыночной экономики и, соответственно, по определению пользы не приносят. Они только усугубляют ситуацию. Жесткие регулятивные меры приводят к тому, что при естественном недостатке валюты ее становится чрезмерно мало, при избытке - чрезмерно много. Ухудшение ситуации провоцирует осуществление последующих жестких действий - и так до бесконечности, до абсурда. Необходимо разомкнуть этот порочный круг. Если бы такая боязнь оказалась преобладающей при обсуждении вопроса об отмене хлебных карточек, мы бы до сих пор жили полуголодными по кем-то отмеренным нормам.


- Но ведь многие страны, входящие сегодня в группу высокоразвитых, также долгое время имели жесткие ограничения в области валютного регулирования…

- Это верно. Однако у меня есть серьезные предположения, что ситуация у них в тот период ненамного отличалась от нашего самого недалекого прошлого - те же "серые" схемы и коррупционные аппетиты. И эти ограничения приводили только к одному - взяткам и льготам для избранных, а значит, к первоначальному накоплению капитала, через которое, как мы знаем из учения классиков, необходимо пройти для последующего экономического развития. Но мне представляется, что наша страна этот предварительный, криминальный этап развития уже прошла, и не стоит тормозить ее движение вперед, к цивилизованным нормам.

Кроме того, существование режима искусственного ограничения доступа к иностранной валюте в ряде стран еще худо-бедно аргументировалось практически полным отсутствием у них экспортных товаров, когда не на чем было валюту зарабатывать. Но какое это имеет отношение к нам?


- Получается, что контроль за валютными операциями не нужен вообще?

- Конечно, нужен, но его цель должна быть иной - не ограничение доступа к иностранной валюте, а полнота сбора налогов, профилактика "отмывания" денег. То есть те интересы государства, которые подлежат аналогичной защите и при проведении рублевых операций. Таким образом, принципиальной разницы в схемах контроля операций в иностранной и национальной валютах быть не должно. Но коли официально будет признана иная цель контроля, то и иными должны стать пути ее достижения, а также органы контроля и "издатели" нормативных актов. В частности, по моему мнению, от исполнения данных функций необходимо освободить Банк России, имеющий совершенно другую конституционную задачу - обеспечение защиты и устойчивости рубля. Мне представляется, что за Банком России целесообразно сохранить два полномочия в области валютного регулирования и контроля - предоставление лицензий (разрешений) на совершение банковских операций в иностранной валюте и регулирование доступа нерезидентов на внутренний финансовый рынок Российской Федерации. Но последнее из перечисленных полномочий ограничивает, в первую очередь, доступ к рублю, а не иностранной валюте, что означает принципиально иной подход к делу.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта