|
Минфин России![]() «Об обращении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)»
Служебная записка в адрес Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина России: В связи с Вашей служебной запиской от 11.05.2001 № 05-01-03/113 сообщаем, что нами рассмотрено обращение ЕБРР о возможности проведения кредитных операций с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Департамент внешнего долга Минфина России последовательно выступает против любых видов заимствований государственных органов власти, кроме тех, которые предназначаются исключительно для покрытия кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета, а также для досрочного погашения ранее осуществленных займов, если при этом предполагается снижение совокупных расходов на их обслуживание. Это, в частности, означает, что государственные органы власти должны стремиться к тому, чтобы не производить текущие расходы без наличия достаточной для их осуществления доходной базы бюджета и, соответственно, обязаны отказываться от практики привлечения средне- и долгосрочных кредитов в качестве источника финансирования бюджетного дефицита. К сожалению, действующие нормы позволяют государственным органам власти (в т.ч. руководству субъектов Российской Федерации) осуществлять внутренние заимствования относительно свободно и, следовательно, нет достаточно твердых оснований не позволять регионам брать кредиты в рублях, даже при наличии в кредитном соглашении валютной оговорки, хотя она приводит к появлению курсового риска и тем самым позволяет считать данные кредиты в качестве внешних заимствований. Однако нельзя исключить и формального определения их таковыми в судебном порядке с последующим возможным признанием этих займов не соответствующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. В этой связи считаем целесообразным предложить ЕБРР отказаться от включения подобных оговорок в текст соглашений о рублевом кредитовании, а для защиты от обесценения валюты кредита применять процентную ставку, индексируемую в соответствии с уровнем инфляции. Подобный подход, на наш взгляд, должен быть полностью приемлем как для ЕБРР, так и для регионов при привлечении ими финансовых ресурсов на реализацию действительно рентабельных проектов. В заключение предлагаем рассмотреть вопрос о разработке законодательных актов, жестко ограничивающих деятельность государственных органов власти субъектов Российской Федерации по привлечению не только внешних, но и внутренних займов. Руководитель Департамента внешнего долга А.В. Черепанов |
|