ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Ведомости» № 29 (592)

21.02.2002

«Случайный герой»

 

Андрей Черепанов

 

Когда в августе прошлого года обсуждался законопроект о снижении нормы обязательной продажи экспортной валютной выручки с 75% до 50%, высшее руководство Центробанка предрекало даже не дестабилизацию, а коллапс внутреннего валютного рынка и большую вероятность дефолта государства по внешним долгам в случае принятия закона. Но большинство депутатов посчитали, что даже частичное устранение административного вмешательства в экономические интересы бизнеса может иметь только позитивный результат. И не ошиблись.

 

Борясь со снижением норматива, ЦБ “обещал” недосчитаться $7 млрд. в резервах. К концу года они снизились только на $1 млрд., да и то из-за серии событий, организованных Центробанком.

Неожиданно для многих в сентябре 2001 г. Банк России приступил к досрочному погашению своего долга перед МВФ и в этих целях к середине ноября истратил более $2,4 млрд. (еще $0,4 млрд. — платеж по оригинальному сроку, пришедшемуся на этот период). Вслед за этим — размещение во Внешторгбанке депозита на $0,7 млрд. Но и этого оказалось мало. Есть серьезные основания полагать, что в декабре Сбербанк предоставил кредит РАО ЕЭС на 24 млрд. руб. за счет средств, ранее депонированных им в ЦБ. То есть была осуществлена денежная эмиссия на сумму, эквивалентную $0,8 млрд., с присущим этому процессу дополнительным спросом на иностранную валюту. Таким образом, активность ЦБ привела к потере порядка $4 млрд.

К тому же течение двух последних месяцев прошлого года Банк России трижды устраивал долларовые распродажи с сомнительной заявленной целью “наказания спекулянтов”. Кроме того, на величине резервов отрицательно сказалось падение цен на экспортируемые Россией энергоносители, а также рост импорта, спровоцированный не вполне адекватной стратегией курсовой политики: положительное сальдо торгового баланса страны за период с сентября по декабрь 2001 г. было на $3,7 млрд. меньше, чем за предыдущие четыре месяца.

Имея такие “доказательства” своей правоты, приверженцы жесткого администрирования рынка, видимо, сочли, что пора переходить в наступление. И вот появляется законопроект по восстановлению высокой нормы обязательной продажи. Причем “по чистой случайности” он передается депутатам за 10 дней до предполагаемого сообщения об очередном сокращении резервов (вчера Россия должна была заплатить Парижскому клубу около $1,5 млрд.). Расчет, видимо, делается на то, что в разгар обсуждения проекта у его сторонников будет аргумент типа “промедление смерти подобно”. А вскоре после восстановления 75% -ного норматива резервы вновь начнут расти как на дрожжах.

Ведь прекрасно известно, что период с марта по июль каждого года традиционно наиболее благоприятен для покупки валюты “в закрома Родины”. И как раз к середине лета, когда резервы превысят рубеж в $40 млрд., настанет время окончательно определиться с назначением руководителя ЦБ на следующий срок. Тогда можно будет вспомнить имя того героя, который совершил подвиг во спасение Отечества от “негативных последствий поспешной либерализации валютного регулирования”, и уговорить его “венчаться на царство”.

О реформах забудут. И российский бизнес получит дополнительный четырехлетний срок административного заключения.


Автор — председатель совета Московской межбанковской валютной ассоциации

 

 

-----------------------------------------------

 

Менее, чем через месяц активный сторонник порочных мер валютного регулирования В.В. Геращенко был освобожден от должности председателя Банка России

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта