ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Банк России

19.10.2002

Банк России и Минфин России разработали очередной вариант проекта федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и передали его на согласование в Правительство

 

 

 

ПРОЕКТ от 19.10.2002

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О валютном регулировании и валютном контроле

 

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

           

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1.  Валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монет  в рублях, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства  на банковских счетах и во вкладах в  рублях.

2. Ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации - номинированные в рублях ценные бумаги, относимые к таковым законодательством Российской Федерации или иностранных государств.

3. Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

4. Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте - номинированные в иностранной валюте ценные бумаги и штучные ценные бумаги без номинала, относимые к таковым законодательством Российской Федерации или иностранных государств.

5. Валютные ценности - иностранная валюта и ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте и/или удостоверяющие права на получение иностранной валюты, а также эмиссионные ценные бумаги, обязанными по которым выступают нерезиденты.

6. Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации на основании вида на жительство или иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также  постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных  организациях;

е) субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, выступающие в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

7. Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 6 настоящей статьи;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические представительства, консульские учреждения и постоянные представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся в Российской Федерации филиалы, представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта.

8. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством  Российской Федерации и имеющие право на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации проводить банковские операции со средствами  в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих право проводить банковские операции со средствами в иностранной валюте.

9. Валютные операции:

а) действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств между резидентами с валютными ценностями и использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа и в иных случаях, предполагающих переход прав собственности или иных прав на валютные ценности;

б) действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств между резидентами и нерезидентами с валютными ценностями, валютой Российской Федерации и ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации, и их использование между резидентами и нерезидентами в качестве средства платежа и в иных случаях, предполагающих переход прав собственности или иных прав на валютные ценности, валюту Российской Федерации и ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации;

в) действия, совершаемые на территории Российской Федерации, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств между нерезидентами с валютными ценностями, валютой Российской Федерации и ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации, и их использование нерезидентами в качестве средства платежа и в иных случаях, предполагающих переход прав собственности или иных прав на валютные ценности, валюту Российской Федерации и ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации;

г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации;

д) перевод иностранной валюты и валюты Российской Федерации со счета в банке за пределами Российской Федерации на счет того же лица в уполномоченном банке и со счета в уполномоченном банке на счет того же лица в банке за пределами Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации со счета в уполномоченном банке на счет того же лица в уполномоченном банке.

10. Валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие валютные операции и  валютные операции движения капитала.

11.  Текущие валютные операции:

а) расчеты (переводы) в связи с экспортом и импортом товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальная собственность), при условии, что срок между днем платежа и днем фактического ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза с таможенной территории Российской Федерации товаров, фактического выполнения работ, оказания услуг, получения информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не превышает 180 календарных дней;

б) расчеты (переводы)  при выплате процентов, дивидендов и иных доходов по банковским счетам и вкладам, кредитам, ценным бумагам, от участия в коммерческих организациях и осуществления  иной инвестиционной деятельности;

в) расчеты (переводы) при совершении операций неторгового характера, включая:

выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций,   а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж;

платежи в связи с принятием наследства;

платежи, связанные с погребением умершего;

выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам;

оплату приобретения и строительства за пределами Российской Федерации зданий для нужд  официальных представительств Российской Федерации;

оплату содержания дипломатических и других официальных представительств Российской Федерации за рубежом;

платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, с судебными и арбитражными издержками, с возмещением расходов арбитражным и административным органам, а также оплата государственной пошлины в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;

выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;

платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;

плату за обучение и лечение граждан одного государства на территории другого государства;

выплату авторских вознаграждений;

взносы в международные общественные объединения;

расходы, связанные с гастролями артистов;

переводы вступительных и членских профсоюзных взносов;

переводы между профсоюзами - резидентами и международными профсоюзными объединениями (ассоциациями), коллективным членом которых является профсоюз - резидент, или профсоюзами - нерезидентами, представляющими интересы физических лиц - резидентов, работающих за пределами Российской Федерации;

иные операции, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

г) расчеты (переводы) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации при осуществлении обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей), предусмотренных федеральными законами.

12. Валютные операции движения капитала - валютные операции  между резидентами и нерезидентами, не отнесенные настоящим Федеральным законом к текущим валютным операциям.

13. Валютная выручка – средства в иностранной валюте либо в валюте Российской Федерации, причитающиеся резиденту по сделкам с нерезидентом, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальная собственность).

15. Режим счета – перечень валютных операций, проведение которых допускается по банковскому счету и счету депо.

16. Беспроцентный депозит – сумма денежных средств, не превышающая в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции, вносимая на депозитный счет на срок не более 2 лет в Центральном банке Российской Федерации или в уполномоченном банке с последующим депонированием уполномоченным банком суммы депозита в Центральном банке Российской Федерации. Порядок внесения и возврата беспроцентного депозита устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Возврат беспроцентного депозита осуществляется при наступлении необходимых условий, определяемых характером осуществляемой валютной операции.

17. Отсрочка осуществления валютных операций – установление срока, не превышающего 180 дней, в течение которого приостанавливается право распоряжения средствами на сумму осуществляемой валютной операции.

18. Прямые количественные ограничения –установление лимитов на проведение отдельных валютных операций.

19. Валютная биржа – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которого является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

 

Статья 2. Сфера действия и отношения, регулируемые настоящим

 Федеральным законом  

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования  валютных операций и осуществления валютного контроля в Российской Федерации, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, устанавливает полномочия и определяет функции органов валютного регулирования и валютного контроля.

 

Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) единство  политики валютного регулирования и валютного контроля, осуществляемой  в целях обеспечения экономических интересов государства, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации;

3) единство системы  валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;

4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;

5) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

 

Статья 4. Валютное законодательство

1. Валютное законодательство состоит из настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. Акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие положение указанных лиц, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства, смягчающие или отменяющие ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, имеют обратную силу, если такие нарушения совершены до вступления актов валютного законодательства в силу и акты органов валютного контроля о привлечении к ответственности за нарушения валютного законодательства не были исполнены.

Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства не применяются.

 

Статья 5. Право собственности на валютные ценности

Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

Право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях и может быть ограничено только на основании федеральных законов.

 

Глава II. Валютное регулирование

Статья 6. Органы валютного регулирования

1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами.

Если порядок проведения валютных операций, порядок открытия и режимы счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений, за исключением случаев, установленных в пункте 3 статьи 14, пунктах 4 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона.

4. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации могут устанавливаться временные требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на срок до 180 дней.

Продление срока действия временных требований возможно только на основании федерального закона. Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации должны внести предложение о принятии соответствующего федерального закона в течении 180 дней со дня введения временных требований.

Временные требования, установленные Правительством Российской Федерации и Центральным банком могут действовать свыше 180 дней только до принятия соответствующего федерального закона или вынесения решения о его непринятии.

5. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и публикует статистику по валютным операциям.

6. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

 

Статья 7. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

1. Текущие валютные операции осуществляются без ограничений.

2. Валютные операции движения капитала осуществляются без ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8 и 9 настоящего Федерального закона.

3.  Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и контроля валютных операций между резидентами и нерезидентами может устанавливать единые правила оформления резидентами паспортов сделок по отдельным видам внешнеэкономической деятельности.

 

Статья 8. Регулирование Правительством Российской Федерации валютных операций движения капитала

1. Валютные операции движения капитала, указанные в настоящей статье, осуществляются резидентами, за исключением кредитных организаций, в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Предоставление резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, осуществляется в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и может предусматривать:

а) требования к формам и условиям расчетов, способам обеспечения исполнения обязательств, включая требование о заключении договоров страхования;

б) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

3. Предоставление резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, осуществляется в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и может предусматривать требования к формам и условиям расчетов, способам обеспечения исполнения обязательств, включая требование о заключении договоров страхования.

4. Предоставление резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с внешнеэкономической деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, осуществляется в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и может предусматривать:

а) требования к формам и условиям расчетов, способам обеспечения исполнения обязательств, включая требование о заключении договоров страхования;

б) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

5. Предоставление резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в форме предварительной оплаты в связи с внешнеэкономической деятельностью, осуществляется в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и может предусматривать:

а) требования к формам и условиям расчетов, способам обеспечения исполнения обязательств, включая требование о заключении договоров страхования;

б) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

6. Расчеты (переводы), связанные со взносами и выплатами по договорам страхования и перестрахования сроком действия более пяти лет с даты их заключения, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций;

б) требование об установление режима счета для отдельных видов валютных операций.

7. Расчеты (переводы) при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде) юридических лиц, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций;

б) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции при осуществлении инвестиций в иностранные государства, не являющиеся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

8. Расчеты (переводы) при внесении резидентами вкладов по договору простого товарищества с нерезидентами, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций

б) требование об отсрочке осуществления валютных операций, которая не может превышать 180 дней.

 

Статья 9. Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала

1. Валютные операции движения капитала, указанные в настоящей статье  осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

2. Предоставление кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам осуществляется в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

3. Предоставление кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам осуществляется в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций;

б) установление режима счета для проведения отдельных видов валютных операций;

в) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

4. Получение кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов осуществляется в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций;

б) установление режима счета для проведения отдельных видов валютных операций;

в) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

5. Получение кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов осуществляется в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций;

б) установление режима счета для проведения отдельных видов валютных операций;

в) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

6. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, могут осуществляться в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, если иное не установлено в целом или применительно к отдельным видам ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, Центральным банком Российской Федерации.

7. Операции с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, включая расчеты (переводы), связанные с передачей ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (прав, удостоверенных ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте), осуществляются в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в иностранной валюте;

б) установление режима счета для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в иностранной валюте;

в) требование об отсрочке осуществления валютных операций, которая не может превышать 180 дней;

г) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

8. Исполнение обязательств по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, осуществляются в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в иностранной валюте;

б) установление режима счета для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в иностранной валюте.

9. Операции, связанные с обеспечением резидентами прав, удостоверенных ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, осуществляются в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии счета для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в иностранной валюте;

б) установление режима счета для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в иностранной валюте;

в) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

10. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации, осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено в целом или применительно к отдельным видам ценных бумаг Центральным банком Российской Федерации.

11. Операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на ценные бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации, включая расчеты (переводы), связанные с передачей ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации (прав, удостоверенных ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации), а также исполнением нерезидентами обязательств по ценным бумагам, номинированным в валюте Российской Федерации, осуществляются в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии нерезидентом счета для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в валюте Российской Федерации;

б) установление режима счета нерезидента для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в валюте Российской Федерации;

в) требование о размещении нерезидентом в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

12. Операции, связанные с приобретением резидентами у нерезидентов прав на ценные бумаги, номинированных в валюте Российской Федерации, включая расчеты (переводы), связанные с передачей ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации (прав, удостоверенных ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации), а также исполнением резидентами обязательств по ценным бумагам, номинированным в валюте Российской Федерации, осуществляются в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование об открытии нерезидентом счета для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в валюте Российской Федерации;

б) установление режима счета нерезидента для проведения отдельных видов валютных операций или операций с отдельными видами ценных бумаг, номинированными в валюте Российской Федерации;

г) требование об отсрочке осуществления валютных операций, которая не может превышать 180 дней.

13. Операции физических лиц-резидентов с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, включая расчеты (переводы), связанные с приобретением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (прав, удостоверенных ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте), на сумму до 75 тысяч долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.

14. Операции кредитных организаций, за исключением банковских операций осуществляются в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать:

а) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции;

б) установление прямых количественных ограничений на проведение отдельных видов валютных операций;

в) требования к способам обеспечения исполнения обязательств, включая требование о заключении договоров страхования.

15. Центральный банк Российской Федерации не может вводить одновременно применительно к одному виду валютных операций требование об отсрочке осуществления валютных операций и требование о размещении беспроцентного депозита.

16. Центральный банк Российской Федерации может применять в качестве временного требования установление прямых количественных ограничений при регулировании валютных операций, указанных в пунктах 2, 3, 4, 5, 7 и 9 настоящей статьи.

 

Статья 10. Валютные операции  между резидентами

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

а) внесения резидентами валютных ценностей в уставный капитал кредитных организаций;

б) операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

в) операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли;

г) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

д) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, а также транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации;

е) операции с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинированными в иностранной валюте, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации;

ж) операции с ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации, обязанными по которым выступают нерезиденты, при условии осуществления расчетов валюте Российской Федерации;

з) обязательных платежей государству (налогов и иных безвозмездных платежей, сборов, пошлин), оплачиваемых в иностранной валюте в соответствии с федеральными законами. 

и) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

2. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, осуществляемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

3. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с:

а) получением кредитов, займов;

б) внесением денежных средств резидентов во вклады (до востребования и на определенный срок);

в) банковскими гарантиями;

г) приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу и получением по ним платежа, а также отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном вексельным законодательством;

д) иные валютные операции, установленные Центральным банком Российской Федерации.

 

Статья 11. Валютные операции между нерезидентами

1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой перечисление иностранной валюты со счетов в банках за пределами Российской Федерации на счета в уполномоченных банках или со счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами Российской Федерации или в уполномоченных банках.

2. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации с учетом требований, установленных федеральными законами о ценных бумагах и антимонопольной политике, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требования к формам и условиям расчетов, установление порядка открытия и режима счетов, с использованием которых происходит совершение указанных валютных операций. 

Операции между нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются через счета, открытые в уполномоченных банках в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона.

 

Статья 12. Валютные операции с эмиссионными ценными бумагами.

Валютные операции по передаче эмиссионных ценных бумаг, относимых к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации (прав, удостоверенных эмиссионными ценными бумагами), осуществляются с соблюдением требований, установленных федеральными законами о ценных бумагах.

 

Статья 13. Внутренний валютный рынок Российской Федерации

1. Купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки.

Купля-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, запрещается.

2. Центральный банк устанавливает требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты, а также требования к технической оснащенности и укрепленности уполномоченных банков, осуществляющих куплю-продажу наличной иностранной валюты.

3. Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, который может предусматривать:

а) требование об открытии счета;

б) установление режима счета для осуществления купли-продажи иностранной валюты;

в) требование об отсрочке в использовании средств в валюте Российской Федерации для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, которая не может превышать 180 дней и предусматривает приостановление права распоряжения валютой Российской Федерации на сумму осуществляемой валютной операции;

г) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

4. Центральный банк Российской Федерации при установлении порядка купли-продажи иностранной валюты не может вводить одновременно применительно к одному виду валютных операций требование об отсрочке осуществления валютных операций и требование о размещении беспроцентного депозита.

6. Центральный банк Российской Федерации может применять в качестве временных мер при регулировании порядка купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами

а) установление прямых количественных ограничений;

б) установление целей покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

в) требование об обратной продаже резидентом (юридическим лицом и физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты, использованной для осуществления валютных операций и возвращенной этому резиденту, в течение 10 дней со дня возврата иностранной валюты.

 

Статья 14. Счета резидентов в банках, расположенных на территории иностранных государств

1. Резиденты открывают без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

2. Резиденты обязаны уведомлять органы валютного контроля об открытии/закрытии счетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня заключения договора с банком, расположенным за пределами Российской Федерации, об открытии счета, а также предоставляют им отчеты о движении средств по счетам в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Операции по счетам, указанным в пункте 1  настоящей статьи, могут осуществляться только после уведомления органа валютного контроля об открытии счета, кроме операций, непосредственно связанных с открытием счета, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства.

3. Резиденты открывают счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, в случаях не указанных в пункте 1 настоящей статьи в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать получение индивидуальных разрешений.  

4. Переводы резидентами средств без открытия счета либо со счета в уполномоченном банке на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, для целей осуществления валютных операций, порядок осуществления которых определен статьями 8 и 9 настоящего федерального закона, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными для осуществления указанных валютных операций.

5. Переводы резидентами средств без открытия счета либо со счета в уполномоченном банке на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, в случаях не указанных в пункте 4 настоящей статьи осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать:

а) установление режима счета;

б) установление прямых количественных ограничений;

в) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

 

Вариант, согласованный с Минэконмразвития Российской Федерации:

 

5. Переводы резидентами средств без открытия счета либо со счета в уполномоченном банке на свои счета, открытые в банках, расположенных на территории иностранных государств, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случаях, не указанных в пункте 4 настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать:

а) установление режима счета;

б) установление прямых количественных ограничений;

в) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

6.  Центральный банк Российской Федерации может применять в качестве временных мер в отношении переводов резидентами средств без открытия счета либо со счета в уполномоченном банке на свои счета, открытые в банках, расположенных на территории иностранных государств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, следующие требования:

а) установление режима счета;

б) установление прямых количественных ограничений;

в) требование о размещении в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет беспроцентного депозита на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции.

7. Центральный банк Российской Федерации при установлении порядка осуществления резидентами переводов на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, не может вводить одновременно применительно к одному виду валютных операций требование о размещении беспроцентного депозита и устанавливать прямые количественные ограничения.

 

Статья 15. Счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации

1. Нерезиденты вправе открывать в  уполномоченных банках счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.

2. Порядок открытия и режим счетов нерезидентов  в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках  устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

3. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту Российской Федерации со своих счетов в банках за пределами Российской Федерации на свои счета в уполномоченных банках, а также между имеющими одинаковый режим счетами в уполномоченных банках.

4. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета в банках за пределами Российской Федерации.

 

Статья 16.  Обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

Расчеты при проведении валютных операций осуществляются резидентами через счета, открытые в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:

а) передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар государству;

б) дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

в) завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

г) приобретение и отчуждение физическим лицом – резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

д) переводы физических лиц - резидентов из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов), осуществляемые в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать ограничение суммы перевода.

 

Статья 17. Ввоз  в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и ценных бумаг, номинированных в  валюте Российской Федерации

1. Ввоз  в Российскую Федерацию иностранной валюты и документарных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства.

2. Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право  вывозить  из Российской Федерации иностранную валюту, а также документарные ценные бумаги в иностранной валюте, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

3. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами – резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте одну тысячу пятьсот долларов США, не требуется представления таможенным органам, производящим таможенное оформление, документов, подтверждающих происхождение вывозимой наличной иностранной валюты.

При единовременном вывозе физическими лицами – резидентами и нерезидентами из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте одну тысячу пятьсот долларов США, но не более суммы, равной в эквиваленте десяти тысячам долларов США, физические лица – резиденты и нерезиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное оформление, документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной валюты в Российской Федерации, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в уполномоченном банке, на сумму наличной иностранной валюты, рассчитанную как разницу между суммой вывозимой наличной иностранной валюты и суммой, равной в эквиваленте одной тысяче пятистам долларов США.

4. Вывоз  из Российской Федерации иностранной валюты и документарных ценных бумаг в иностранной валюте, за исключением случаев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, осуществляется в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

5. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валюты Российской Федерации и документарных ценных бумаг в валюте Российской Федерации осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

 

Статья 18.  Порядок выдачи разрешений

1. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, резидент должен обратиться в соответствующий орган валютного контроля за разрешением, требуемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, до открытия счета в банке за пределами Российской Федерации.

2. Орган валютного контроля, в компетенцию которого входит выдача разрешений, вправе установить порядок обращения резидентом за разрешением, включающий перечень документов, которые должен представить резидент.

3. Рассмотрение заявлений резидентов о  выдаче  разрешений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется органами валютного контроля в пределах их компетенции в течение двух месяцев со дня получения соответствующих заявлений.

По истечении указанного срока орган валютного контроля  обязан выдать резиденту разрешение либо представить ему мотивированный отказ в выдаче разрешения.

4. Отказ в выдаче разрешения допускается только в следующих случаях:

а) нарушение установленного порядка обращения за разрешением;

б) непредставление полного комплекта документов, требуемых в соответствии с установленным порядком обращения за разрешением;

в) представленные документы не отвечают требованиям установленного порядка обращения за разрешением или законодательства Российской Федерации;

г) выявление в представленных документах недостоверной информации, противоречащих или несоответствующих друг другу сведений, а также отсутствия в представленных документах необходимой информации для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения;

д) на дату обращения резидента за разрешением счет в банке за пределами Российской Федерации открыт;

е) введение в соответствии с федеральными законами ограничений на осуществление операций, предусматриваемых по счету или на открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации;

ж) наличие вступивших в законную силу и неисполненных актов органов государственной власти о привлечении резидента, обратившегося за разрешением, к ответственности за нарушение валютного, налогового законодательства Российской Федерации и таможенного законодательства Российской Федерации.

5. Отказ в выдаче разрешения в случаях, не указанных в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.

 

Глава III. Репатриация резидентам иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки

 

Статья 19. Репатриация резидентам иностранной валюты и валюты Российской Федерации

Резиденты при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязаны в сроки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом для соответствующих валютных операций:

обеспечить получение от нерезидентов  на свои  счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающуюся за переданное нерезидентам  имущество,  выполненные для них работы, оказанные им  услуги и  переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, если иное не установлено нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные  на таможенную территорию   Российской Федерации   товары, неполученные работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права  на них, если иное не установлено нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. 

 

Статья 20. Паспорт сделки

1. Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

2. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, предоставляемых резидентами.

3. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Статья 21. Обязательная продажа части  валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

1. Обязательная продажа валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30 процентов от суммы валютной выручки.

2. Обязательная продажа валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь календарных дней со дня ее поступления на счет резидента в уполномоченном банке.

Если резидент не дает распоряжение об обязательной продаже валютной выручки в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, уполномоченные банки производят ее без распоряжения резидента в течение последующих трех рабочих дней.

3. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

а) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и/или за их счет) в пределах их компетенции;

б) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, допускаемых законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности;

в) сумм в иностранной валюте, поступающих в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, на счета в банках за пределами Российской Федерации, до момента их поступления на счета резидентов в уполномоченных банках;

г) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу эмиссионных ценных бумаг (прав на эмиссионные ценные бумаги).

Перечень иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации.

4. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в иностранной валюте:

а) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

б) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

в) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата выполнения функций агентов валютного контроля;

г) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

5. Обязательная продажа валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки на валютных биржах и Центральному банку Российской Федерации.

Обязательная продажа валютной выручки резидентов может осуществляться непосредственно уполномоченным банкам в случаях и порядке, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

6. Обязательная продажа валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день (момент) продажи.

7. Льготы по обязательной продаже валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки устанавливаются федеральными законами.

 

Глава IV. Валютный контроль

 

Статья 22. Методы осуществления валютного контроля

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля непосредственно по отношению к резидентам и нерезидентам, а также опосредованно – с участием агентов валютного контроля.

Валютный контроль может быть предварительным и последующим.

 

            Статья 23. Органы и агенты валютного контроля

            1.         Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

            2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

            3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением уполномоченных банков), подотчетные органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на регулирование рынка ценных бумаг, а также иные организации, определенные федеральными законами или Правительством Российской Федерации и подотчетные в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти, являющимися органами валютного контроля.

            4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля  и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 24. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и  их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

а) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

в) запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

а) рассматривать заявления резидентов о выдаче разрешений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

б) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;

в) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства;

г) направлять мотивированные представления в органы валютного контроля, выдающие разрешения на осуществление валютных операций, о прекращении или приостановлении действия соответствующих разрешений;

д) принимать решения о прекращении или приостановлении действия выданных ими разрешений;

3. Порядок представления резидентами и нерезидентами документов, сведений и информации агентам валютного контроля устанавливается:

а) Правительством Российской Федерации для агентов валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;

б) Центральным банком Российской Федерации для уполномоченных банков.

4. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

а) документы, удостоверяющие личность физического лица;

б) свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

в) документы, удостоверяющие правовой статус юридического лица, включая учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, документы о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

д) справку из налогового органа, в котором лицо состоит на учете в качестве налогоплательщика, об отсутствии у лица задолженности по платежам в бюджет, внебюджетные фонды;

е) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество или иное имущество, права на которое подлежат государственной регистрации;

ж) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов, оформляемые и выдаваемые органами страны местожительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

з) аудиторские заключения;

и) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая разрешение (уведомление) на совершение валютных операций, договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица, документ, содержащий сведения о результатах торгов (в случае их проведения), документы, подтверждающие факт передачи товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки, документы, подтверждающие совершение валютных операций;

л) балансы юридических лиц, отчеты о финансовой деятельности юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

м) грузовые таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;

н) документы валютного контроля, включая паспорта сделок.

Все документы должны быть действительными на дату представления агентам валютного контроля.

К документам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык.

Документ, полученный в иностранном государстве, должен быть легализован в установленном порядке.

Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки вправе отказать в осуществлении валютной операции, а также открытии счета в  случае  непредставления лицом документов, требуемых на основании настоящего Федерального закона, либо представления им недостоверных документов.

5. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

а) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

б) предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютным законодательством;

в) в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

6.  Орган и агент валютного контроля при наличии сведений и информации о нарушении валютного законодательства лицом, осуществляющим валютные операции или открытие счета в банке за пределами Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с настоящим Федеральным законом иным органом валютного контроля, передает органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу следующие сведения и информацию:

в отношении юридических лиц:

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место регистрации и адрес места нахождения, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

в отношении физических лиц:

фамилия, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения.

Уполномоченные банки передают сведения и информацию в соответствии с настоящим пунктом в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

7. Органы и агенты валютного контроля предоставляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в объеме и порядке, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

8. Ущерб, нанесенный физическим и юридическим лицам незаконными действиями федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, и их должностных лиц в связи с выполнением их функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за невыполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом.

 

Статья 25. Права и обязанности резидентов и нерезидентов

1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

а) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

б) обжаловать действия и решения органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) требовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

а) предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона;

б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее пяти лет;       в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации.

 

Статья 26.  Ответственность за нарушение валютного

законодательства

1. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Повторное нарушение валютного законодательства, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля является основанием для приостановления действий разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, включая уполномоченные банки, либо для лишения их таких разрешений.

 

IV. Заключительные положения

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 09 декабря 1992 года № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45, ст. 2542);

статью 20 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 1);

Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 128-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3461);

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2290);

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3432);

абзац 3 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.2; (часть I), N 1, ст. 2).

 

Президент

Российской Федерации                                                                                             В.Путин

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта