ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

ММВА

21.01.2003

ММВА публикует проект Валютного кодекса и настаивает на его принятии

21 января 2003 года

В ноябре 2001 года рабочей группой РСПП, в состав которой входили представители Московской международной валютной ассоциации (ММВА) президент ММВА Алексей Мамонтов и председатель совета ММВА Андрей Черепанов, был подготовлен проект Валютного кодекса Российской Федерации. В его основу легли либеральные принципы валютного регулирования, разработанные Ассоциацией.

В процессе работы над законопроектом использовались, в частности, следующие документы и материалы: The OECD Code of Liberalisation of Capital Movements, Foreign Exchange Act of the Chech Republic, Law on the Foreign Exchange System Foreign Exchange Operations and Gold Transactions (Republic of Croatia), Foreign Exchange Act of the Slovak Republic, Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании", действующие нормативные акты Банка России.

Несколько месяцев назад данный законопроект был внесен в Государственную Думу от имени группы депутатов. Его редакция при этом претерпела некоторые изменения, с которыми руководство Ассоциации не считает возможным согласиться. В связи с этим публикуеется текст законопроекта в том виде, который отражает позицию, одобренную Советом ММВА (при этом в ранее рассмотренный им текст внесены отдельные корректировки).

В начале февраля 2003 г. планируется провести очередной Совет ММВА для утверждения окончательной редакции законопроекта и разработки программы действий по его принятию Госдумой. Предлагаем всем, кто искренне заинтересован в совершенствовании системы валютного регулирования в Российской Федерации, предоставить в адрес ММВА свои предложения.

 


проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"

(ВАЛЮТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

 

Часть I. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Общие положения о валютном регулировании и валютном контроле

1. Валютное регулирование представляет собой осуществление властных полномочий по установлению обязательных для резидентов и нерезидентов норм и правил, связанных с использованием иностранной валюты на территории Российской Федерации, владением, пользованием и распоряжением на территории Российской Федерации валютными ценностями, определением видов имущества, признаваемого в Российской Федерации валютными ценностями, порядком открытия и ведения резидентами и нерезидентами счетов в иностранной валюте и счетов в валюте Российской Федерации, определением видов валютных операций и установлением порядка их осуществления, определением полномочий и функций органов валютного контроля.

2. Валютный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами и агентами валютного контроля в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, а также международных договоров Российской Федерации.

3. Объектами валютного регулирования и валютного контроля являются: валютные ценности, валюта Российской Федерации (в части ее использования в отношениях с участием нерезидентов, а также при проведении международных расчетов и платежей, ее ввозом (пересылкой) в Российскую Федерацию и вывозом (пересылкой) из Российской Федерации), и валютные операции.

4. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются резиденты и нерезиденты.

 

Статья 2. Значения используемых терминов

В настоящем Федеральном законе термины используются в следующих значениях:

1. "Валюта Российской Федерации" - денежные знаки Российской Федерации в виде банковских билетов (банкнот) и монет Центрального банка Российской Федерации, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые, либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на счетах и во вкладах в рублях Российской Федерации.

2. "Валютная выручка" - средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим передачу имущества (за исключением фондовых ценностей), выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

3. "Валютное законодательство" - настоящий Федеральный закон, а также принятые во исполнение и в соответствии с ним иные федеральные законы.3.

4. "Валютные операции" - сделки с валютными ценностями, валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, их использование при платежах и расчетах, их ввоз (перевод, пересылка) в Российскую Федерацию и вывоз (перевод, пересылка) из Российской Федерации. Операции с использованием валюты Российской Федерации и ценных бумаг в валюте Российской Федерации, являются валютными операциями только в случаях их использования в отношениях с участием нерезидентов, а также при проведении международных расчетов и платежей, их ввозом (пересылкой) в Российскую Федерацию и вывозом (пересылкой) из Российской Федерации.

5. "Валютные ценности" - иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте, а также эмиссионные ценные бумаги в валюте Российской Федерации, выпущенные нерезидентами.

6. "Ввоз в Российскую Федерацию" - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения ввести в Российскую Федерацию соответствующее имущество (за исключением пересылки).

7. "Вывоз из Российской Федерации" - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти из Российской Федерации соответствующее имущество (за исключением пересылки).

8. "Импорт услуг" - оказание услуги нерезидентом резиденту, который выступает потребителем данной услуги, вне зависимости от фактической территории потребления услуги.

9. "Иностранная валюта" - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изымаемые, либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

10. "Иностранные банки" - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их отделения и филиалы, в том числе на территории иных государств.

11. "Конверсионные операции" - операции купли-продажи иностранной валюты за другую валюту, в том числе за валюту Российской Федерации.

12. "Наличная иностранная валюта" - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки.

13. "Наличная валюта Российской Федерации" - находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Российской Федерации, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки Российской Федерации в виде банковских билетов (банкнот) и монет Центрального банка Российской Федерации.

14. "Налоговые органы" - подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту постановки резидента (нерезидента) на налоговый учет.

15. "Нерезиденты" - лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи.

16. "Переводы" - перечисление и передача денежных средств (ценных бумаг), не связанное с возникновением, изменением и прекращением гражданско-правовых обязательств.

17. "Пересылка" - вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию денежных средств (ценных бумаг) в международных почтовых отправлениях, а также в несопровождаемом багаже без следования лица через таможенную границу Российской Федерации.

18. "Платежи" и "расчеты" - перечисление или передача денежных средств (ценных бумаг), связанные с возникновением, изменением и прекращением гражданско-правовых обязательств по сделкам.

19. "Платежные документы в иностранной валюте" - дорожные чеки, именные чеки и денежные аккредитивы, выраженные в иностранной валюте.

20. "Режим счета" - перечень разрешенных операций по зачислению денежных средств на банковский счет соответствующего типа, а также по списанию денежных средств с банковского счета соответствующего типа.

21. "Резиденты" - физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации на основании гражданства Российской Федерации, либо вида на жительство или иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации для иностранных граждан или лиц без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также находящиеся за пределами Российской Федерации их филиалы и представительства; субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления; официальные представительства Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации за рубежом.

22. "Таможенные правила" - правила таможенного оформления и таможенного контроля, установленные законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

23. "Уполномоченные банки" - кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций в иностранной валюте.

24. "Ценные бумаги в валюте Российской Федерации" - выраженные в валюте Российской Федерации платежные документы, эмиссионные ценные бумаги и иные документы, относимые в соответствии с законодательством Российской Федерации к ценным бумагам.

25. "Ценные бумаги в иностранной валюте" - выраженные в иностранной валюте платежные документы, эмиссионные ценные бумаги и иные документы, относимые в соответствии с законодательством Российской Федерации к ценным бумагам, а также относимые к ценным бумагам законодательством иностранных государств, в случае, если эмитентом ценной бумаги является нерезидент.

26. "Экспорт услуг" - оказание услуги резидентом нерезиденту, который выступает потребителем данной услуги, вне зависимости от фактической территории потребления услуги.

 

Статья 3. Источники валютного регулирования

1. Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, а также принятыми во исполнение и в соответствии с ним другими федеральными законами.

2. Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с валютным регулированием и валютным контролем, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Эти акты не могут изменять или дополнять валютное законодательство.

3. Органы валютного контроля издают обязательные для своих подразделений и агентов валютного контроля приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с осуществлением валютного контроля, которые не относятся к актам валютного законодательства.

4. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены валютным законодательством, применяются правила международного договора.

 

Статья 4. Действие во времени актов валютного законодательства

1. Акты валютного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

2. В отношениях, возникших до введения в действие соответствующего акта валютного законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

3. Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства не применяются.

4. Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с валютным регулированием и валютным контролем, не зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации в установленном порядке, не применяются.

 

Статья 5. Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

а) недопустимость неконституционного ограничения прав резидентов и нерезидентов на принадлежащие им валютные ценности;

б) недопустимость предоставления индивидуальных разрешений на осуществление валютных операций;

в) недопустимость понуждения к совершению валютных операций;

г) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

д) единство политики валютного регулирования и валютного контроля, осуществляемой в целях обеспечения экономических интересов государства, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации;

е) единство системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;

ж) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов субъектов операций с валютными ценностями;

з) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции юридических и физических лиц.

 

Статья 6. Право собственности на валютные ценности

1. Валютные ценности могут принадлежать на праве собственности резидентам и нерезидентам.

2. Право собственности на валютные ценности резидентов и нерезидентов защищается равным образом.

3. Принудительное изъятие валютных ценностей у резидентов и нерезидентов не допускается, за исключением случаев, когда по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом, производится:

- обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника;

- реквизиция;

- конфискация.

4. Права собственника (резидента и нерезидента) по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими ему валютными ценностями могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

5. Уплата резидентами и нерезидентами налогов, сборов и исполнение иных финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами осуществляется в валюте Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

 

Часть II. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Раздел 1. СЧЕТА РЕЗИДЕНТОВ И НЕРЕЗИДЕНТОВ

 

Статья 7. Счета уполномоченных банков

Уполномоченные банки вправе открывать счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в других уполномоченных банках и иностранных банках без ограничений.

 

Статья 8. Счета резидентов в уполномоченных банках

1. Резиденты без ограничений могут открывать в уполномоченных банках счета в иностранной валюте (валютные счета).

Порядок открытия и режим данных счетов устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

2. С валютного счета резидента платежи и переводы могут быть осуществлены по поручению владельца счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, соответствующей конверсионной операции, вне зависимости от того, в какой иностранной валюте открыт валютный счет.

На валютный счет резидента после предварительно проведенной по поручению владельца счета соответствующей конверсионной операции могут быть зачислены суммы, поступившие в иной иностранной валюте, чем валюта счета.

3. Конверсионные операции в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, проводятся уполномоченным банком по курсу, согласованному с владельцем валютного счета.

4. Количество счетов, предусмотренных настоящей статьей, открытых на имя одного резидента в одном или в нескольких уполномоченных банках, не ограничивается.

 

Статья 9. Счета резидентов (за исключением уполномоченных банков) в иностранных банках, открываемые без ограничений

1. Резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, вправе без ограничений иметь счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в иностранных банках и их филиалах, расположенных на территории иностранных государств, принимающих меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и законодательством которых предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций.

Список государств, не принимающих указанных мер, публикуется и по мере необходимости уточняется Правительством Российской Федерации.

2. Резиденты вправе:

- зачислять на свои счета, указанные в пункте 1 настоящей статьи, денежные средства, переведенные или вывезенные из Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также полученные за пределами Российской Федерации на законных основаниях;

- использовать денежные средства, зачисленные на свои счета, указанные в пункте 1 настоящей статьи, для осуществления любых операций, в том числе операций движения капитала, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

- без ограничений переводить денежные средства, находящиеся на своих счетах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на другие аналогичные счета и свои счета, открытые в уполномоченных банках.

3. Перевод денежных средств из Российской Федерации для зачисления на счета, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется резидентом со своего счета, открытого в уполномоченном банке, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Физические лица - резиденты вправе также переводить их через уполномоченный банк без открытия счета.

4. Резидент направляет уведомление об открытии (закрытии) каждого счета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в налоговый орган.

Уведомление направляется в налоговый орган заказным почтовым отправлением, либо вручается уполномоченному служащему налогового органа под роспись. Форма уведомления об открытии (закрытии) указанного счета устанавливается федеральным органом исполнительной власти по налогам и сборам.

5. Операции по счетам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, кроме операций, непосредственно связанных с открытием счетов, могут осуществляться только после направления в налоговый орган уведомления об открытии счетов. Датой направления уведомления признается дата почтового отправления или отметки налогового органа.

6. Резидент обязан представлять выписки по счету, указанному в пункте 1 настоящей статьи, по требованию налогового органа в случаях и в порядке, предусмотренных налоговым законодательством.

7. Соответствующий налоговый орган может предписать резиденту приостановить операции по счету, указанному в пункте 1 настоящей статьи, в случаях:

- неуведомления налогового органа об открытии счета;

- проведения по счету операций, не связанных с его открытием, до направления уведомления налоговому органу;

- непредставления или несвоевременного представления налоговому органу резидентом отчетности или иной информации, связанной с проведением операций по указанному счету.

Операции по счету могут быть возобновлены после устранения владельцем счета допущенных нарушений.

Налоговый орган может также предписать резиденту прекратить операции по счету, перевести остаток средств на его счет в уполномоченном банке и закрыть счет, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в случае вступления в силу решения суда о признании резидента несостоятельным (банкротом), а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

8. О приостановлении, возобновлении или прекращении операций по счету налоговым органом издается постановление. Постановление направляется владельцу счета, а его копия - банку, в котором открыт соответствующий счет. К копии постановления прилагается его официальный перевод на национальный язык страны местонахождения банка или английский язык. Со дня получения соответствующего постановления проведение операций по счету в иностранном банке приостанавливается, возобновляется или прекращается.

 

Статья 10. Счета резидентов с ограниченным режимом в иностранных банках

1. Кроме случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, резиденты вправе без ограничений открывать в иностранных банках счета в целях:

а) оплаты расходов на содержание своего представительства, находящегося за пределами Российской Федерации;

б) расчетов по договорам международного строительного подряда с субподрядчиками, с поставщиками необходимых для исполнения указанных договоров товаров и с командированными специалистами - гражданами Российской Федерации.

2. В целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускается открытие не более двух счетов резидента: одного - в свободно конвертируемой иностранной валюте, второго - в национальной валюте страны местонахождения.

3. Не допускается проведение по этим счетам операций, не предусмотренных их целевым назначением.

4. Открытие и использование счетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, аналогичном тому, который установлен пунктами 2-8 статьи 9 настоящего Федерального закона. Дополнительным основанием прекращения операций по таким счетам является совершение владельцем счета операций, не относящихся к разрешенным для данного счета.

 

Статья 11. Особенности ведения счетов резидентов (за исключением уполномоченных банков), открываемых в иностранных банках на территории отдельных государств

1. Правительство Российской Федерации вправе по счетам, открытым в иностранных банках и их филиалах на территории отдельных государств или группе государств, входящих в указанный в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона список, ограничивать перечень разрешенных операций резидентов и требовать предоставление органам валютного контроля регулярной отчетности об операциях по этим счетам.

2. Открытие и использование счетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, аналогичном тому, который установлен пунктами 2-8 статьи 9 настоящего Федерального закона. Дополнительным основанием прекращения операций по таким счетам является совершение владельцем счета операций, не относящихся к разрешенным для данного счета.

3. За исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, резиденты (за исключением уполномоченных банков) не вправе открывать счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в иностранных банках и их филиалах.

 

Статья 12. Счета нерезидентов в уполномоченных банках

1. Нерезиденты могут без ограничений открывать счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в уполномоченных банках.

2. Предусмотренные настоящей статьей счета открываются уполномоченными банками на основании заключенных с нерезидентами договоров банковского счета, которые не могут предусматривать иные режимы счетов, чем те, которые действуют для соответствующего типа банковского счета резидента.

3. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов и проведения операций по этим счетам, единый для резидентов и для нерезидентов, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

4. Количество счетов, предусмотренных настоящей статьей, открытых на имя одного нерезидента в одном или в нескольких банках, не ограничивается.

 

Статья 13. Счета резидентов и нерезидентов в ценных бумагах

Резиденты и нерезиденты вправе иметь счета в ценных бумагах (счета "депо") в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

 

Раздел 2. ВНУТРЕННИЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 14. Общие положения о конверсионных операциях юридических лиц

1. На территории Российской Федерации иностранная валюта может быть куплена и продана юридическими лицами - резидентами и нерезидентами за другую валюту, в том числе за валюту Российской Федерации, без ограничений при обязательном осуществлении расчетов по заключённым сделкам в безналичном порядке.

2. Денежные средства в валюте Российской Федерации, полученные юридическим лицом от продажи иностранной валюты, а также иностранная валюта, купленная им на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, подлежат обязательному зачислению в полном объеме на счета данной организации, открытые в соответствии с настоящим Федеральным законом, и в дальнейшем могут быть использованы на любые цели в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 15. Покупка и продажа иностранной валюты юридическими лицами - резидентами

1. Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, в том числе за валюту Российской Федерации, без ограничений и без указания целей покупки.

2. Резиденты имеют право продавать принадлежащие им денежные средства в иностранной валюте без ограничений и без указания целей продажи за любую валюту, в том числе за валюту Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления покупают и продают иностранную валюту в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для юридических лиц - резидентов.

 

Статья 16. Покупка и продажа иностранной валюты юридическими лицами - нерезидентами

1. На территории Российской Федерации нерезиденты вправе без ограничений покупать иностранную валюту, в том числе за валюту Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для резидентов.

2. На территории Российской Федерации нерезиденты имеют право продавать принадлежащие им денежные средства в иностранной валюте за любую валюту, в том числе за валюту Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для резидентов.

 

Статья 17. Конверсионные операции физических лиц. Порядок открытия, регистрации и работы обменных пунктов

1. На территории Российской Федерации физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право без ограничений осуществлять следующие конверсионные (валюто-обменные) операции с использованием наличной и безналичной иностранной валюты:

а) покупка и продажа иностранной валюты за наличную и безналичную валюту Российской Федерации;

б) обмен (конверсия) иностранной валюты одного иностранного государства на иностранную валюту другого иностранного государства;

в) покупка и продажа платежных документов за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;

г) сдача для направления на инкассо платежных документов;

д) сдача на экспертизу денежных знаков и платежных документов, подлинность которых вызывает сомнение;

е) получение валюты Российской Федерации и иностранной валюты с кредитных и дебетовых карт, а также зачисление валюты Российской Федерации и иностранной валюты на счета физических лиц в банках, служащие для расчетов по кредитным и дебетовым картам;

ж) размен платежного денежного знака государства на платежные денежные знаки того же государства;

з) замена неплатежного денежного знака государства на платежный денежный знак того же государства.

2. Валютно-обменные операции могут совершаться физическими лицами (резидентами и нерезидентам) только при обязательном осуществлении расчетов по заключённым сделкам через уполномоченные банки, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Разрешается осуществление носящих разовый характер (когда ни один из участников сделки не выступает с публичной офертой на покупку или продажу иностранной валюты) конверсионных операций между физическими лицами, а также конверсионные операции валюты во время пребывания за границей, минуя уполномоченные банки.

4. Запрещаются покупка или продажа наличной иностранной валюты или платежных документов в иностранной валюте, а также совершение других валютно-обменных операций физическими лицами от имени юридических лиц (резидентов и нерезидентов).

5. Порядок открытия и организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, порядок совершения уполномоченными банками валютно-обменных операций с физическими лицами (резидентами и нерезидентами), а также порядок учета валютно-обменных операций уполномоченными банками определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

6. Запрещается:

а) открытие на территории Российской Федерации обменных пунктов нерезидентами;

б) открытие на территории Российской Федерации обменных пунктов резидентами, не являющимися уполномоченными банками.

7. Обменный пункт регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

8. Курс покупки и курс продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за валюту Российской Федерации, а также кросс - курс обмена (конверсии) иностранной валюты при осуществлении валютно-обменных операций устанавливаются уполномоченными банками самостоятельно.

9. Допускается установление уполномоченным банком разных курсов покупки и курсов продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за валюту Российской Федерации, а также кросс - курсов обмена (конверсии) иностранной валюты для разных обменных пунктов и операционных касс уполномоченного банка.

10. Допускается изменение уполномоченным банком курса покупки и курса продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за валюту Российской Федерации, а также кросс - курса обмена (конверсии) иностранной валюты в течение операционного дня.

11. Уполномоченным банкам запрещается при совершении валютно-обменных операций устанавливать ограничения по номиналу (достоинству) денежных знаков, годам эмиссии, по сумме покупаемой или продаваемой банком наличной валюты, за исключением ограничений, обусловленных имеющимися у кассира обменного пункта (операционной кассы) фактическими остатками в наличной валюте Российской Федерации и в наличной иностранной валюте.

12. Уполномоченным банкам запрещается при совершении валютно-обменных операций устанавливать иные ограничения, кроме ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

13. Валютно-обменные операции совершаются обменными пунктами с обязательным оформлением и выдачей кассовых чеков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 18. Официальные курсы иностранных валют к валюте Российской Федерации и официальный курс Госбанка СССР

1. Центральный банк Российской Федерации осуществляет установление официальных курсов иностранных валют к валюте Российской Федерации, используемых при расчетах доходов и расходов федерального бюджета, для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета без обязательства осуществлять операции купли-продажи иностранных валют по указанным курсам.

2. Официальные курсы могут использоваться уполномоченными государственными органами как исходная база для установления обменных соотношений между валютой Российской Федерации и расчетными единицами, которые используются в клиринговых соглашениях Российской Федерации с отдельными государствами.

3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет установление официального курса Госбанка СССР иностранных валют к валюте бывшего СССР, применяемого в расчетных отношениях Российской Федерации с иностранными государствами по торговым и кредитным соглашениям бывшего СССР.

4. Официальные курсы валют стран, являющихся ведущими внешнеэкономическим партнерами Российской Федерации, к валюте Российской Федерации рассчитываются и устанавливаются каждый рабочий день на основе текущих котировок на внутреннем валютном рынке Российской Федерации и международном валютном рынке.

5. Официальные курсы иностранных валют, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, к валюте Российской Федерации рассчитываются и устанавливаются не реже, чем раз в месяц на основе курсов иностранных валют к местным валютам, установленных центральными (национальными) банками и/или на внутреннем валютном рынке соответствующих стран.

6. Официальный курс Госбанка СССР иностранных валют к валюте бывшего СССР рассчитывается и устанавливается ежемесячно на основе метода "взвешенной валютной корзины", применявшегося Госбанком СССР с 1981 года.

7. Официальные курсы иностранных валют к валюте Российской Федерации и официальный курс Госбанка СССР вводятся в действие приказом Центрального банка Российской Федерации и вступают в силу в календарный день, следующий за днем подписания приказа, и действуют в отношении каждой из валют до вступления в силу следующего официального курса данной валюты.

8. Приказы Центрального банка Российской Федерации об установлении курсов иностранных валют к валюте Российской Федерации и официального курса Госбанка СССР подлежат публикации в день их подписания.

9. Порядок расчета и установления официальных курсов иностранных валют к валюте Российской Федерации и официального курса Госбанка СССР определяются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Статья 19. Общероссийский классификатор валют

1. В Российской Федерации при прогнозировании внешних экономических связей, учете валютных поступлений и платежей, бухгалтерском и статистическом учете, оперативной отчетности по операциям, связанным с международными расчетами, контроле соблюдения договорной и платежной дисциплины используется Общероссийский классификатор валют.

2. Общероссийский классификатор валют разрабатывается, утверждается и ведется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 

Раздел 3. НЕКОНВЕРСИОННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

 

Статья 20. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие валютные операции и операции движения капитала.

2. Текущими валютными операциями являются:

а) расчеты (платежи) в связи с экспортом и импортом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, при условии, что срок между днем платежа и днем фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, фактического получения работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не превышает полгода. Факт получения работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, подтверждается документом, вид и форма которого устанавливаются в контракте (договоре) на их представление;

б) получение и предоставление кредитов и займов на срок, не превышающий один год;

в) расчеты (переводы) при выплате процентов, дивидендов и иных доходов по банковским счетам и вкладам, кредитам, ценным бумагам, от участия в коммерческих организациях и осуществления иной инвестиционной деятельности;

г) расчеты (переводы) при совершении операций неторгового характера;

д) расчеты (переводы) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации при осуществлении обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей), предусмотренных законодательством;

е) приобретение или отчуждение ценных бумаг в иностранной валюте, выпускаемых от имени Российской Федерации, а также проведение расчетов по таким операциям;

ж) приобретение или отчуждение ценных бумаг в валюте Российской Федерации, а также проведение расчетов по таким операциям.

3. Валютные операции между резидентами и нерезидентами, не отнесенные настоящим Федеральным законом к текущим валютным операциям, являются валютными операциями движения капитала.

4. Текущие валютные операции осуществляются без ограничений.

5. Валютные операции движения капитала осуществляются без ограничений в уведомительном порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.

6. Правительство Российской Федерации вправе определять перечень валютных операций движения капитала, которые осуществляются в порядке, предусмотренном для совершения текущих валютных операций.

7. Валютные операции между резидентами и нерезидентами с эмиссионными ценными бумагами, относимыми к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляются с соблюдением требований, установленных федеральными законами о ценных бумагах.

 

Статья 21. Уведомительный порядок осуществления валютных операций движения капитала

1. Резидент, осуществляющий валютную операцию движения капитала, представляет в налоговый орган следующие документы:

а) уведомление, оформленное в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

б) в случае использования для осуществления операции движения капитала средств из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования - документ из Министерства финансов Российской Федерации или иного органа, ответственного за распределение бюджетных ресурсов, о согласовании с ним цели расходования средств из соответствующего бюджета, а также справку, подтверждающую включение расходов на осуществление указанной валютной операции движения капитала в бюджет в соответствующей сумме на соответствующий год.

2. Предусмотренное настоящей статьей уведомление включает в себя:

а) сведения о резиденте:

- полное его наименование (для организации) или паспортные данные для физических лиц;

- его местонахождение (для организации) или постоянное место жительства (для физических лиц);

- почтовый адрес;

- контактный телефон;

- данные о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- цифровой код соответствующего административно - территориального объекта (код ОКАТО), где резидент зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- код, присвоенный резиденту (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) органами государственной статистики в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (код ОКПО);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный резиденту в налоговом органе;

- номер валютного счета в уполномоченном банке или иностранном банке, осуществляющем расчетное обслуживание по проводимой валютной операции движения капитала;

б) сведения о нерезиденте:

- наименование нерезидента (для организации), паспортные данные (для физических лиц);

- страна местонахождения нерезидента (для организаций) или постоянного местожительства (для физических лиц);

в) сведения о проводимой операции:

- наименование валюты проводимой операции и ее код;

- сумма;

- цель проводимой операции;

г) сведения о банке, через который осуществляется валютная операция движения капитала:

- полное наименование банка;

- регистрационный номер уполномоченного банка или сведения о регистрации иностранного банка.

3. Документы, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, представляются в налоговый орган не позднее, чем за три рабочих дня до даты осуществления валютной операции движения капитала.

4. За правильность оформления уведомления и достоверность содержащихся в нем сведений заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 22. Осуществление некоторых валютных операций движения капитала уполномоченными банками

1. Уполномоченные банки вправе без ограничений осуществлять следующие валютные операции движения капитала:

- исполнение обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства, а также исполнение регрессных требований поручителей;

- приобретение у третьих лиц, а также уступка третьим лицам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;

- лизинговые операции, предусматривающие платежи в иностранной валюте;

- выпуск, покупку, продажу, учет, хранение, доверительное управление и иные операции с ценными бумагами в иностранной валюте, в том числе при осуществлении деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг;

- осуществление платежей в иностранной валюте по операциям с ценными бумагами в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации;

- оказание консультационных и информационных услуг за иностранную валюту нерезидентам независимо от срока, прошедшего с момента оказания услуги до момента платежа;

- доверительное управление денежными средствами в иностранной валюте.

2. Валютные операции движения капитала, не относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к банковским операциям и не указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются уполномоченными банками в порядке, установленном для юридических лиц - резидентов, не являющихся уполномоченными банками, если иное не установлено федеральными законами.

 

Статья 23. Валютные операции между резидентами

1. Валютные операции (в том числе расчеты и платежи) на территории Российской Федерации между резидентами запрещены, за исключением:

- операций, осуществляемых уполномоченными банками от своего имени;

- операций между уполномоченными банками и их клиентами, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- операций по приобретению или отчуждению ценных бумаг в иностранной валюте, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- расчетов между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

- расчетов импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;

- расчетов за транзитные перевозки грузов через территорию Российской Федерации;

- оплаты услуг предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций в случаях, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;

- оплаты комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

- расчетов между принципалом (комитентом, доверителем) и агентом (комиссионером, поверенным) для целей дальнейших платежей агентом (комиссионером, поверенным) иностранной валюты контрагенту по сделке, а также для целей передачи агентом (комиссионером, поверенным) принципалу (комитенту, доверителю) иностранной валюты, полученной агентом (комиссионером, поверенным) по сделке, совершенной по поручению принципала;

- оплаты расходов посреднических внешнеэкономических организаций, если указанные расходы производились этими учреждениями и организациями или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте;

- расчетов между по денежным обязательствам, возникающим в процессе выпуска, обращения облигаций в иностранной валюте, исполнения по таким облигациям, а также выплаты процентов по ним;

- переводов арбитражного сбора, либо его части в иностранной валюте в пользу Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, а также других третейских судов при рассмотрении дел между резидентами и нерезидентами по спорам, вытекающим из заключенных между ними контрактов. В случае прекращения производства по делу истцу - резиденту арбитражный сбор может быть возвращен (полностью или частично) в иностранной валюте;

- иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации по разрешенным в соответствии с настоящим Федеральным законом сделкам между резидентами производятся только в безналичном порядке через уполномоченные банки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

 

Статья 24. Валютные операции Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации проводит все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

 

Статья 25. Валютные операции нерезидентов

1. Платежи в валюте Российской Федерации и иностранной валюте на территории Российской Федерации осуществляются нерезидентами в безналичном порядке без ограничений.

2. Нерезиденты имеют право снимать со своих счетов, открытых в соответствии с настоящим Федеральным законом, зачислять на указанные счета наличную валюту Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации для соответствующих операций резидентов.

3. Нерезиденты проводят операции с ценными бумагами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

 

Статья 26. Выдача уполномоченными банками наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте банкам-нерезидентам и прием уполномоченными банками от банков-нерезидентов наличной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте

Выдача в Российской Федерации уполномоченными банками наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте банкам-нерезидентам (их представителям), а также прием уполномоченными банками от банков-нерезидентов (их представителей) наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

 

Статья 27. Зачисление наличной иностранной валюты на счета физических и юридических лиц в уполномоченных банках

1. Наличная иностранная валюта зачисляется на валютные счета юридических лиц (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках без ограничений.

2. Зачисление уполномоченными банками на валютные счета физических лиц (резидентов и нерезидентов) принятой от владельцев счетов или их представителей наличной иностранной валюты осуществляется без ограничений.

 

Статья 28. Снятие наличной иностранной валюты физическими и юридическими лицами со счетов в уполномоченных банках и приобретение ими платежных документов в иностранной валюте

1. Не ограничивается снятие наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами), либо их представителями с их валютных счетов в уполномоченных банках, а также приобретение ими платежных документов в иностранной валюте за счет средств на указанных счетах. Уполномоченный банк выдает клиенту документ, подтверждающий проведение операции с указанием суммы наличной иностранной валюты, либо приобретенных платежных документов.

2. Юридическим лицам (резидентам и нерезидентам) не разрешается снимать наличную иностранную валюту со своих валютных счетов в уполномоченных банках, покупать дорожные чеки в иностранной валюте, а уполномоченные банки не могут выдавать наличную иностранную валюту с валютных счетов указанных лиц (продавать им дорожные чеки в иностранной валюте), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Допускается снятие юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) с валютных счетов в уполномоченных банках наличной иностранной валюты и покупка дорожных чеков в иностранной валюте в следующих случаях:

- для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих организаций в иностранные государства;

- для нужд находящихся на территории Российской Федерации дипломатических и иных официальных представительств иностранных государств, международных, межправительственных организаций, их филиалов и представительств;

- в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 29. Другие случаи использование наличной иностранной валюты в Российской Федерации

1. Юридическим лицам (резидентам и нерезидентам) не разрешается начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории Российской Федерации физическим лицам - резидентам заработную плату, премии, любые иные вознаграждения, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей, в том числе при заключении трудового договора (контракта) на определенный срок и на время выполнения определенной работы, а также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических лиц по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.

Указанные выплаты и вознаграждения не могут осуществляться также путем передачи физическим лицам (резидентам и нерезидентам) иных валютных ценностей.

2. Юридические лица - нерезиденты (в том числе находящиеся на территории Российской Федерации дипломатические и иные официальные представительства иностранных государств, международные и межправительственные организации, их филиалы и представительства) могут производить на территории Российской Федерации указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения в иностранной валюте физическим лицам - нерезидентам.

Указанные выплаты и вознаграждения в иностранной валюте могут осуществляться только в безналичном порядке путем перевода соответствующих средств на валютные счета физических лиц - нерезидентов в уполномоченных банках, либо в банках-нерезидентах.

3. Суммы заработной платы в иностранной валюте и иные валютные поступления неторгового характера, причитающиеся физическим лицам (резидентам и нерезидентам) и переводимые в Российскую Федерацию на счета этих лиц в уполномоченных банках, зачисляются на эти счета без ограничений.

4. Без ограничений на валютные счета органов исполнительной власти, ответственных в соответствии с законодательством Российской Федерации за учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, переданного государству по договору дарения, перешедшего к государству по праву наследования, и кладов, могут зачисляться суммы бесхозяйной наличной иностранной валюты, наличной иностранной валюты, переданной государству по договору дарения, перешедшей к государству по праву наследования и найденной в кладах.

5. Резиденты и нерезиденты могут использовать чеки в иностранной валюте в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

6. Находящиеся в Российской Федерации представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации могут взимать в таможенной зоне с физических лиц - нерезидентов консульские сборы и средства на покрытие фактических расходов, связанных с выполнением консульских действий, наличными деньгами, либо в безналичном порядке как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.
Указанные поступления в наличной иностранной валюте подлежат зачислению в полном объеме на валютные счета представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации в уполномоченных банках.

 

Статья 30. Предоставление в кредит наличной иностранной валюты

Получение и предоставление кредитов в наличной иностранной валюте не допускается, за исключением договоров между уполномоченными банками, заключенных в целях обеспечения валютно-кассового обслуживания клиентов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 31. Выплата средств в иностранной валюте членам экипажей судов заграничного плавания морского и речного флота

1. Юридические лица - резиденты, осуществляющие деятельность на морском или речном транспорте (далее - российские судоходные компании), могут выплачивать в иностранной валюте заработную плату находящимся за пределами Российской Федерации членам экипажей судов заграничного плавания.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты могут производиться путем:

- выдачи наличной иностранной валюты за счет средств, оприходованных в установленном порядке в находящуюся за пределами Российской Федерации кассу российской судоходной компании;

- перевода средств в иностранной валюте с валютного счета российской судоходной компании на валютные счета указанных работников, открытые в уполномоченных банках или банках-нерезидентах;

- перевода средств в иностранной валюте с валютного счета российской судоходной компании через уполномоченные банки в пользу работников без открытия последними валютных счетов;

- выдачи указанным работникам эквивалентных сумм в рублях (в том числе наличными), рассчитанных по курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленному Центральным банком Российской Федерации на день выдачи, либо перевода этих сумм на рублевые счета работников, открытые в кредитных организациях.

 

Статья 32. Расчеты за реализуемые физическим лицам на территории Российской Федерации товары (работы, услуги)

1. Все расчеты физических лиц (резидентов и нерезидентов) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за реализуемые последними на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) осуществляются исключительно в валюте Российской Федерации.

Расчеты в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации запрещаются.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяется на межбанковские расчеты в случае использования резидентами и нерезидентами платежных карт, а также в случае получения наличных денежных средств в иностранной валюте с использованием платежных карт в операционных кассах, обменных пунктах или банкоматах уполномоченных банков на территории Российской Федерации в соответствии законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

3. В случае использования платежных карт на территории Российской Федерации при реализации физическим лицам товаров (работ и услуг) расчеты между банками - резидентами, между банками - резидентами и иными юридическими лицами - резидентами (в том числе магазинами беспошлинной торговли) должны осуществляться только в валюте Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

4. Если обеспечением платежной карты является валютный счет, то при расчетах за реализацию физическим лицам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной валюте с валютных счетов физических лиц.

5. Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары в магазинах, расположенных в зоне таможенного контроля на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации), а также на бортах воздушных, морских и речных судов, совершающих международные рейсы.

Указанные юридические лица (индивидуальные предприниматели) могут осуществлять реализацию физическим лицам товаров за иностранную валюту в безналичном порядке и за наличный расчет в случаях и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. Сумма валютной выручки подлежит обязательному зачислению на счета указанных юридических лиц в уполномоченных банках.

 

Статья 33. Особые валютные операции физических лиц

Операции дарения, наследования, беспроцентного займа, приобретения в целях коллекционирования валютных ценностей, осуществляются физическими лицами без ограничений, в том числе минуя уполномоченные банки.

 

Раздел 4. ВВОЗ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ВАЛЮТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕННЫХ БУМАГ В ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 34. Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте физическими лицами

1. Физические лица (резиденты и нерезиденты) осуществляют ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и ценных бумаг на предъявителя в иностранной валюте на сумму, не превышающую в эквиваленте десять тысяч долларов США, без ограничений при соблюдении таможенных правил.

2. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и ценных бумаг на предъявителя в иностранной валюте на сумму, превышающую в эквиваленте десять тысяч долларов США, запрещен.

3. Пересчет сумм наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации физическими лицами, в суммы, эквивалентные долларам США, осуществляется с использованием курса иностранных валют к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату таможенного оформления ввозимой или вывозимой наличной иностранной валюты

4. Физические лица (резиденты и нерезиденты) осуществляют ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ценных бумаг в иностранной валюте (кроме ценных бумаг на предъявителя) без ограничений.

 

Статья 35. Ввоз и вывоз иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте юридическими лицами

1. Уполномоченные банки осуществляют ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте без ограничений при соблюдении таможенных правил.

2. Федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу определяют порядок контроля ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации уполномоченными банками иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте.

3. Юридические лица (резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, и нерезиденты) могут ввозить в Российскую Федерацию наличную иностранную валюту и ценные бумаги в иностранной валюте в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Юридические лица (резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, и нерезиденты) могут без ограничений вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и ценные бумаги в иностранной валюте через уполномоченные банки при условии уведомления о предстоящем вывозе налоговых органов Российской Федерации.

 

Статья 36. Ввоз и вывоз наличной валюты Российской Федерации физическими лицами

1. Физические лица (резиденты и нерезиденты) осуществляют ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наличной валюты Российской Федерации и ценных бумаг на предъявителя в валюте Российской Федерации на сумму, не превышающую пятьсот тысяч рублей, без ограничений при соблюдении таможенных правил.

2. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наличной валюты Российской Федерации и ценных бумаг на предъявителя в валюте Российской Федерации на сумму, превышающую пятьсот тысяч рублей, запрещен.

3. Физические лица (резиденты и нерезиденты) осуществляют ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерацию ценных бумаг в валюте Российской Федерации (кроме ценных бумаг на предъявителя) без ограничений.

 

Статья 37. Ввоз и вывоз (пересылка) валюты Российской Федерации юридическими лицами

1. Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации юридическими лицами запрещается, за исключением следующих случаев:

а) ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российскую Федерацию валюты Российской Федерации Центральным банком Российской Федерации;

б) ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации уполномоченными банками на основании договора с банком - нерезидентом, имеющим корреспондентский счет в этом уполномоченном банке, при последующем зачислении валюты Российской Федерации на указанный счет. Валюта Российской Федерации, ввезенная в Российскую Федерацию, подлежит оприходованию в кассу уполномоченного банка, ввезшего указанную валюту;

в) ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации уполномоченными банками из своего филиала, расположенного в иностранном государстве. Валюта Российской Федерации, ввезенная в Российскую Федерацию, подлежит оприходованию в кассу уполномоченного банка, ввезшего указанную валюту;

г) вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации уполномоченными банками на основании договора с банком - нерезидентом, имеющим корреспондентский счет в валюте Российской Федерации в этом уполномоченном банке, при снятии валюты Российской Федерации с указанного счета. Валюта Российской Федерации, подлежащая вывозу из Российской Федерации, может быть получена только из кассы уполномоченного банка, вывозящего указанную валюту;

д) вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации уполномоченными банками в свой филиал, расположенный на территории иностранного государства. Валюта Российской Федерации, подлежащая вывозу из Российской Федерации, может быть получена только из кассы уполномоченного банка, вывозящего указанную валюту;

е) ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации центральными (национальными) банками иностранных государств в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

2. Доставка валюты Российской Федерации центральными (национальными) банками иностранных государств и уполномоченными банками из таможенных органов, расположенных в местах ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, до таможенных органов, в регионе деятельности которых находится получатель, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством.

 

Статья 38. Ввоз и вывоз памятных монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации памятных монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

 

Раздел 5. ПЕРЕВОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 39. Общие положения о переводах

1. Переводы в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в Российскую Федерацию и из Российской Федерации (далее именуются - международные переводы) могут осуществляться только в безналичной форме через счета, открытые в уполномоченных банках, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные переводы осуществляются без ограничений при условии обязательного указания их назначения.

3. Резидент (кроме уполномоченного банка) обязан уведомить налоговый орган об осуществлении международного перевода на сумму, превышающую в эквиваленте десять тысяч долларов США (для переводов в иностранной валюте) и пятьсот тысяч рублей (для переводов в валюте Российской Федерации) за исключением случаев возврата ошибочно зачисленных на его счет валютных ценностей и перевода средств на собственный счет.

 

Статья 40. Случаи осуществления переводов без открытия счетов

1. Иностранная валюта на сумму, не превышающую в эквиваленте десять тысяч долларов США, может быть переведена в Российскую Федерацию и из Российской Федерации без открытия физическими лицами (резидентами и нерезидентами) счетов в уполномоченных банках. Пересчет сумм иностранной валюты в суммы, эквивалентные долларам США, осуществляется с использованием курса иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перевода иностранной валюты.

2. Действие настоящей статьи не распространяется на:

а) переводы, осуществляемые индивидуальными предпринимателями (резидентами и нерезидентами) в рамках осуществления ими предпринимательской деятельности;

б) физических лиц при переводе ими иностранной валюты из Российской Федерации и получение физическими лицами иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, если указанные переводы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость.

 

Статья 41. Порядок осуществления и выдачи переводов, осуществляемых без открытия счетов

1. Перевод из Российской Федерации и получение в Российской Федерации иностранной валюты в соответствии с настоящей статьей осуществляется через операционное подразделение уполномоченного банка.

2. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, может быть уполномоченным банком:

а) выдана наличными;

б) зачислена на счет переводополучателя, открытый в уполномоченном банке.

3. При переводе физическим лицом из Российской Федерации (получении им переведенной в Российскую Федерацию) иностранной валюты без открытия счета в заявлении на перевод (получение) иностранной валюты должно быть указано его основание.

 

Часть III. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 42. Цель и направления валютного контроля

1. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства.

2. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) проверка соответствия проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства;

б) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

в) выявление фактов нарушения валютного законодательства и применение мер ответственности к лицам, нарушившим требования валютного законодательства.

 

Статья 43. Органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

 

Статья 44. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:

а) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных операций;

б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

в) получать документы и информацию об осуществлении валютных операций.

2. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:

а) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;

в) применять установленные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации.

3. Органы и агенты валютного контроля при реализации своих полномочий, предоставленных им настоящим Федеральным законом, могут требовать представления только той информации и тех документов, название и форма которых определены нормативными актами, изданными во исполнение требований настоящего Федерального закона.

4. Положения нормативных актов органов валютного контроля, а также действия должностных лиц органов и агентов валютного контроля не должны препятствовать реализации прав резидентов и нерезидентов, предоставленных им настоящим Федеральным законом.

5. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую и банковскую тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

6. Ущерб, нанесенный физическим и юридическим лицам незаконными действиями органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в связи с выполнением своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 45. Права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютного контроля

1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

а) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

б) обжаловать действия и решения органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) требовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке возмещения убытков, возникших вследствие неправомерных действий органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

а) представлять органам и агентам валютного контроля запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;

б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет;

в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации.

 

Статья 46. Учет и отчетность по валютным операциям

Правительство Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также обеспечивает публикацию статистики по валютным операциям.

 

Раздел 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Статья 47. Общие положения

1. Резиденты и нерезиденты, нарушившие валютное законодательство, несут ответственность в виде:

а) предупреждения;

б) штрафа.

2. При применении санкции за нарушение валютного законодательства учитываются характер и тяжесть последствий совершенного нарушения, степень вины и имущественное положение нарушителя.

3. Лицо не может быть дважды привлечено к ответственности за одно и то же нарушение валютного законодательства.

4. При совершении одним лицом двух и более нарушений валютного законодательства санкция применяется за каждое нарушение в отдельности.

 

Статья 48. Предупреждение

Предупреждение должно содержать требование об устранении выявленного нарушения и применяется самостоятельно в случае, если нарушение валютного законодательства незначительный характер.

 

Статья 49. Штраф

1. Штраф представляет собой единовременное денежное взыскание, налагаемое за нарушение валютного законодательства, в доход федерального бюджета.

2. Штраф налагается в размере до 20% суммы валютной операции, совершенной с нарушением валютного законодательства, за следующие нарушения:

а) несоблюдение установленного порядка ведения учета и составления отчетности по валютным операциям;

б) нарушение установленных сроков хранения обосновывающих и учетных документов и материалов;

в) непредставление, несвоевременное представление, представление в искаженном виде органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

г) проведение операций по счету с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

 

Статья 50. Подведомственность дел о нарушении валютного законодательства

1. Применение санкций за нарушение валютного законодательства осуществляется органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля.

2. Орган валютного контроля при наличии информации о нарушении валютного законодательства участником валютных операций, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передает эту информацию органу валютного контроля, имеющему право применить санкции к соответствующему участнику валютных операций.

 

Статья 51. Давность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле

Санкция за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле может быть применена не позднее трех лет со дня совершения правонарушения.

 

Статья 52. Постановление о применении санкции

1. Применение санкции оформляется в виде постановления.

2. Постановление должно содержать:

а) наименование органа валютного контроля, вынесшего постановление;

б) дату и место применения санкции;

в) сведения о лице, к которому применяется санкция;

г) изложение обстоятельств, являющихся основанием для применения санкции;

д) положение валютного законодательства, предусматривающее ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации;

е) мотивированное решение органа валютного контроля;

ж) срок и порядок обжалования постановления.

2. Постановление подписывается руководителем органа валютного контроля или лицом, его замещающим, и скрепляется печатью органа валютного контроля.

3. Постановление вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, или его представителю под расписку или направляется не позднее трех рабочих дней со дня его подписания по почте с уведомлением о вручении.

4. Постановление считается врученным со дня фактического получения постановления под расписку. При направлении постановления по почте датой вручения признается дата, указанная оператором почтовой связи в уведомлении о вручении.

5. Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, отсутствует по месту жительства или по местонахождению и по указанному им почтовому адресу, постановление считается врученным с даты, поставленной оператором почтовой связи в уведомлении, сопровождающем возврат почтового отправления, или на конверте.

 

Статья 53. Обжалование постановления о применении санкции

1. Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.

2. Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение десяти календарных дней со дня вручения постановления.

3. Обжалование постановления о применении санкций в установленный срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к рассмотрению.

4. Обжалование действий органов валютного контроля осуществляется в порядке, установленном для обжалования постановления о применении санкции за нарушение валютного законодательства.

 

Статья 54. Обращение постановления о применении санкции к исполнению

1. Постановление о применении санкции за нарушение валютного законодательства обязательно для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, юридическими и физическими лицами.

2. Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

3. Постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления, в случае, если указанное постановление не было обжаловано.

4. При обжаловании постановление подлежит исполнению после оставления жалобы без удовлетворения, если иное не установлено федеральным законом.

5. Постановление о применении санкции обращается к исполнению органом валютного контроля, вынесшим постановление.

6. Не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение года со дня его вступления в законную силу.

7. Исполнение постановления прекращается в случае отмены положения, устанавливающего ответственность за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле или в случае ликвидации (смерти) лица, к которому применена санкция.

 

Статья 55. Сроки и порядок исполнения постановления о применении штрафа

1. Взыскание штрафов с физических лиц осуществляется в судебном порядке.

2. Штраф должен быть уплачен оштрафованным лицом не позднее тридцати календарных дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления - не позднее пятнадцати дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения.

1. В случае неуплаты штрафа в установленные сроки юридическим лицом, не обжаловавшим постановление, взыскание штрафа производится во внесудебном порядке.

 

Часть IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 56. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу:

а) Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 45, ст.2542; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 1; № 28, ст. 3461; 2001, № 23, ст. 2290; № 33, ст. 3432);

б) статья 20 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 1);

в) Закон Российской Федерации "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3461);

г) Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2290);

д) статьи 1, 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3432).

 

Статья 57. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти, Центральному банку Российской Федерации, в трехмесячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Президент

Российской Федерации

В. Путин

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта