ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

ММВА

04.02.2003

О совершенствовании системы валютного регулирования в РФ (предложения ММВА, переданные в Госдуму)

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по совершенствованию системы валютного регулирования в Российской Федерации

В ходе работы по совершенствованию системы валютного регулирования в нашей стране считаем необходимым принять во внимание следующие обстоятельства:

1.      Любые    административные    ограничения    права    свободного    совершения
резидентами   валютных   операций   нарушают   Конституцию   и   Гражданский   кодекс
Российской Федерации в связи с тем, что такие меры не являются необходимыми для
защиты основ конституционного  строя,  нравственности, здоровья,  прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2.          В настоящее время у российских властей более чем достаточно экономических
рычагов воздействия на ситуацию при любых внешних и  внутренних факторах.  В
частности, каждый рубль, который может поступить на внутренний валютный рынок,
гарантированно обменивается Банком России на иностранную валюту без изменения
ранее установленных курсовых соотношений.  Имеется даже существенный излишек
обеспечения денежных средств, которые могут быть использованы как средство платежа,
международными (золотовалютными) резервами Российской Федерации. По состоянию
на 1 декабря 2002 года этот излишек превысил 6 млрд. долл. США. Рост курса доллара на
каждые 10 копеек высвобождает из государственных резервов еще примерно по 130 млн.
долл. США. Банк России имеет в своем арсенале все необходимые инструменты для
поддержания   желаемого   уровня   рублевой   ликвидности   на   рынке.   Следовательно,
дестабилизация ситуации на внутреннем финансовом рынке может случиться только с
одобрения самих денежных властей, из-за непоследовательности действий Банка России,
либо его бездействия.

3.          В условиях низкой величины государственного внутреннего долга и отсутствия
реальной необходимости его рефинансирования исключен риск существенных колебаний
цен рынка госдолга и риск дефолта из-за потоков  «горячего»  капитала.  Опасность
возрастает лишь при искусственном наращивании правительством объёма задолженности
и расходов на её обслуживание.

4.    Динамика   рыночных   котировок   корпоративных   обязательств   в   результате
свободного перелива капитала не может существенного  повлиять  как на интересы
реального   сектора  экономики,   так   и   инвесторов.   Исключение   составляют   случаи
неэффективных заимствований (долговые пирамиды) и отсутствия адекватной системы
контроля рисков. Во избежание серьёзной «спекулятивной» раскачки фондового рынка,
операции     нерезидентов     (впрочем,     как    и    резидентов)     могут     ограничиваться
законодательством о ценных бумагах, а не валютным законодательством.

5.          Применение жёстких административных норм в случае нарушения рыночного
равновесия не способствует нормализации ситуации, а усугубляет проблемы, приводит к
необоснованной потере времени и ресурсов.

6.          Ограничивать валютные операции движения капитала в интересах поддержания
стабильности рынка не имеет смысла в связи с практически полным отсутствием у них
«спекулятивной    составляющей».    Действительная    же    эффективность    работы    по
сокращению оттока и росту притока капитала достигается мерами курсовой и налоговой
политики,   а   также   государственной   защитой   прав   собственников,   т.е.   созданием
благоприятного делового климата. А администрирование ему вредит.

7.         Мировая практика не имеет реальных подтверждений общественной полезности
применения   административных   мер   валютного   регулирования,   но   доказывает   их
неэффективность. При этом тотальное нарушение норм на протяжении длительного
периода времени свидетельствует о нецелесообразности их дальнейшего существования.

8.         Ограничение права резидентов свободно распоряжаться валютными ценностями
не повышает способность государства пополнять доходную часть бюджета и погашать
свои внешние долговые обязательства, ведь в его распоряжение поступают только налоги.
Следовательно,   у   него   нет   реальной   потребности   контроля   валютных   операций
резидентов, кроме целей профилактики налоговых правонарушений. В этом смысле, во-
первых, не должно быть принципиальной разницы между регулированием операций с
иностранной и национальной валютами. И, во-вторых, контрольные функции важно
сосредоточить в руках налоговых органов правительства, а не центрального банка.

 

9.                   При   существовании   жёстких   норм   валютного   регулирования   резиденты
вынуждены   утаивать   валютную   выручку   за   рубежом,   получать   индивидуальные
разрешения у государственных чиновников,  обращаться за помощью к структурам,
специализирующимся    на    преодолении    валютных    барьеров.     В     итоге    падает
налогооблагаемая база, но растёт коррупция и развивается «теневой» бизнес.

10.             По целому ряду объективных и субъективных причин валютные ограничения
повышают заинтересованность резидентов в иностранной валюте в ущерб национальной
денежной единице. Пользу от таких действий извлекают государства - эмитенты свободно
конвертируемых валют, в первую очередь - США. Они расширяют свои возможности
жить фактически за чужой счёт - получать материальные ценности взамен банкнот и
электронных записей по счетам.

Следовательно, Российская Федерация, с одной стороны, должна предпринимать все меры к тому, чтобы именно рубль обслуживал как можно больший объём товарооборота, широко применялся не только резидентами, но и нерезидентами. А необходимым условием этого является законодательное устранение всех ограничений на конверсионные операции с ним и последующее использование выручки, т.е. введение режима свободной конвертируемости рубля. С другой стороны, надо стимулировать использование иностранной валюты резидентами, поощрять вытеснение её из страны, ускоренный обмен на недвижимое имущество, товары и т.д.

Исходя из вышеизложенного, Московская международная валютная ассоциация (ММВА) ещё летом 2001 года разработала следующие принципы нового валютного законодательства:

-  упразднение полномочий «органа валютного регулирования», его функции призван
исполнять   сам   закон.   Соответственно,   любые   регулирующие   меры   определяются
законодательством Российской Федерации, а не решениями исполнительных органов
власти и центрального банка;

-  отказ от практики дискриминации граждан России по сравнению с гражданами
других государств в операциях с валютными ценностями;

-  отмена ограничений и запретов на свободную реализацию прав собственников
валютных ценностей, отмена разрешительной системы проведения валютных операций и
методов   особого   (индивидуального)   подхода,   исключение   случаев   неоправданного
вмешательства государства в частную коммерческую деятельность, произвола чиновников
и принятия ими субъективных решений, создание условий для проведения легальных

валютных  операций   и   вывода  их  из   «тени»   посредством   либерализации  условий проведения таких операций;

-  введение уведомительного порядка проведения резидентами операций движения
капитала и определение в качестве объекта уведомления налоговых органов в целях
профилактики налоговых правонарушений;

-      предоставление   права   резидентам   осуществлять    валютные   операции    без
унизительной    процедуры    предоставления   доказательств    полномочий   пользования
собственными средствами;

-      запрет   на   принуждение   к   совершению   конверсионных   операций,   а  также
установление ограничений по условиям их проведения;

-      предоставление всем  резидентам  (юридическим  и  физическим  лицам)  права
открывать на своё имя счета в банках-резидентах стран Организации экономического
сотрудничества (ОЭСР). Осуществление операций по этим счетам разрешается только с
момента уведомления об их открытии российских налоговых органов;

- неограниченная возможность открывать рублёвые счета в иностранных банках;

-     свободная купля-продажа юридическими и физическими лицами иностранной
валюты на внутреннем рынке Российской Федерации через уполномоченные банки, а в
отдельных случаях - без их участия (разовые операции между физическими лицами);

-     предоставление физическим лицам возможности совершения без ограничений
операций  дарения,   наследования,   беспроцентного   займа  и   приобретения   валютных
ценностей в целях коллекционирования;

- уравнивание в правах резидентов и нерезидентов при проведении операций ввоза и
вывоза валютных ценностей, наличие ограничений по суммам ввозимой и вывозимой
иностранной валюты и рублей только для обеспечения участия Российской Федерации в
борьбе с легализацией «преступных» доходов;

- освобождение уполномоченных банков от выполнения несвойственных коммерческим организациям государственно-административных функций, ведущих к конфликту интересов.

На основе данных принципов РСПП совместно с представителями ММВА в ноябре 2001 года был подготовлен проект нового федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле (Валютный кодекс Российской Федерации)». Осенью 2002 года рядом депутатов он передал на рассмотрение Госдумы. При этом в него были внесены некоторые изменения, не полностью соответствующие ранее согласованным принципам (сохранение института обязательной продажи, ограничение на проведения валютных операций в переходный период).

В этой связи руководство ММВА разработало собственный вариант Валютного кодекса, со вступлением которого в силу российский рубль фактически приобретет статус свободно конвертируемой валюты. Текст законопроекта опубликован на официальном сайте ММВА (www.mmva.ru). Предлагаем при обсуждении в Государственной Думе Российской Федерации принять его за основу.

 

Председатель Совета Московской международной валютной ассоциации   А. Черепанов

 

                  4 февраля 2003 года

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта