ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Сегодня», № 96 (391)

02.06.2003

«Свидание с рублем»

 

(Оригинальное наименование статьи -

«Рубль: тюремная свобода»)

 

Андрей Черепанов,

председатель совета Московской международной валютной  ассоциации

 

Еще в президентском послании, прозвучавшем в апреле 2001 года, говорилось о необходимости пересмотра принципов валютного регулирования, приближении их к принятым в мировой практике в интересах создания в России приемлемого делового климата. По вполне обоснованному убеждению президента, капитал «должен иметь законную свободу передвижения туда, где выгодно и где эффективно». А «действующие ограничения на операции с капиталом и недвижимостью дискриминируют граждан России по сравнению с гражданами других государств, ограничивают их свободу и подрывают конкурентоспособность российского предпринимательства». Что же мы видим сейчас?

 

несостоявшаяся амнистия

 

За прошедший с той поры более чем двухлетний период «титанических уси­лий» государственных властей по устране­нию пресловутых ограничений была выда­на на-гора лишь пара значимых реше­ний снижена в полтора раза норма обязательной продажи экспортной ва­лютной выручки и отменен незаконный биржевой монополизм. Причем даже эти мероприятия проводились при активней­шем сопротивлении со стороны главного регулирующего органа Банка России, как его прежней команды, так и нового ру­ководства. Правда, без каких-либо серьез­ных осложнений было разыграно не­сколько чисто опереточных актов вроде предоставления права гражданам Рос­сии ежегодно покупать иностранные ценные бумаги на сумму 75 тысяч долла­ров США, которым воспользовались от си­лы десяток человек. Все же иные либераль­ные меры пока только в проектах. К сожа­лению, валютные операции так и не приоб­рели желанную свободу и, следовательно, можно утверждать, что президентское пору­чение было попросту проигнорировано.

 

И вот в новом послании, с которым прези­дент Российской Федерации выступил в мае текущего года, в качестве общена­циональной задачи было поставлено до­стижение полной конвертируемости руб­ля, которым век назад так гордились росси­яне. «Конвертируемости не только внутренней, но и внешней. Не только по текущим, но и по капитальным операциям».

 

Понятно, что полная конвертируемость национальной валюты Российской Феде­рации предполагает государственную га­рантию свободной покупки рубля («вхо­да») и его продажи («выхода»). При этом свобода «выхода» означает не только неограниченное право на покупку ино­странной валюты за рубли, но и неогра­ниченное право использования ее в соб­ственных интересах. В противном случае позволительно говорить только о замк­нутом рубле, этаком экономзаключенном, свидание с которым возможно лишь в строго отведенном месте под жестким контролем надсмотрщиков. А выход из застенков тех посетителей, которые рискуют приходить на такое свида­ние, осуществляется по особому разреше­нию тюремного начальства. Не получите разрешения будете вечно маяться в не­приятном для вас окружении.

 

Услышав о постановке благородной зада­чи превращения рубля в обращающуюся на международных рынках валюту, высо­копоставленные чиновники из правитель­ства и ЦБ, а также целый ряд депутатов, называющих себя либералами, дружно от­рапортовали о готовности ее выполнить. Якобы именно этим они денно и нощно за­нимаются и запросто добьются полной конверсии рубля на базе недавно принято­го Госдумой в первом чтении правительст­венного законопроекта «О валютном регу­лировании и валютном контроле». Мол, мы на верном пути и, как мечтает прези­дент, рядовому гражданину нашей страны, «собираясь в дорогу за пределы России, будет достаточно взять с собой паспорт и российские рубли». Надо лишь немного погодить, сегодня еще нет достаточных предпосылок быстро превратить «крем­левские мечты» в жизнь. Но зато новый закон готовит для этого такую прочную ба­зу, что в 2007 году российский рубль уж точно будет «одной из самых крепких и уважаемых валют в мире»!

 

Самое интересное, что сторонники прави­тельственного варианта обновления валют­ного регулирования, по-видимому, искрен­не в это верят. Не хочется полагать, что они заведомо пытаются ввести в заблуждение главу государства.

 

не верь, а бойся и проси!

 

Между тем вовсе не трудно понять, что вступление в силу вожделенного законо­проекта, конечно, если он не будет прин­ципиально переработан, ничуть не осво­бодит рубль от комплекса валютной не­полноценности.

 

«Вступление в силу вожделенного законопроекта, конечно, если он не будет принципиально переработан, ничуть не освободит рубль от комплекса валютной неполноценности»

 

Так, хотя в законопроекте и говорится об осуществлении валютных операций дви­жения капитала без ограничений, но приво­дится широкий перечень исключений из этого общего правила. Причем в него попадают даже краткосрочные финансо­вые операции, осуществляемые сегодня свободно. Особый порядок их проведения предусматривает резервирование денеж­ных средств на беспроцентных счетах в Банке России и установление режима счета. Иными словами, власти могут понудить предпринимателя нести значи­тельные материальные издержки или определить такой режим операций, что напрочь отобьет желание честно распо­ряжаться собственными средствами по собственному усмотрению. А значит, продолжится практика проведения «серых» сделок, чем бизнесмены, и в первую оче­редь наиболее крупные из них, давно и ус­пешно пользуются. Кстати, судя по тому, что в законопроекте среди основных принципов валютного регулирования не перечисляется принцип отказа от пре­доставления индивидуальных разреше­ний, такие разрешения «в виде исключе­ния» станут выдавать посредством установ­ления индивидуальных режимов счетов.

 

Далее законопроект предоставляет Банку России право требовать резерви­рования средств и устанавливать ре­жим счета по всем видам операций куп­ли-продажи иностранной валюты за рубли. А это означает расширение возможностей административного вме­шательства. Известно, что денежные вла­сти на основании ныне действующего по­рядка могут лишь ограничивать цели по­купки валюты (сегодня это оплата импор­та и исполнение долговых валютных обя­зательств), а их нормативные акты по оп­ределению правил дальнейшего использо­вания купленной валюты не соответствуют законодательству. Теперь же предлагает­ся узаконить такие амбиции. Ведь понятие «установление режима счета» означает и условия зачисления денежных средств на счет, и время нахождения их там, и порядок переводов. Под этой сленговой формулировкой скрываются полномочия Банка России вводить ограничения в лю­бой момент, на любой срок и любой степе­ни жесткости. Такой вот дамоклов меч, на­висший над конвертируемостью нацио­нальной валюты.

 

Вдобавок к этому сохраняется преслову­тый институт обязательной продажи экспортной выручки. По сути, силовое навязывание рубля. Правда, норма про­дажи снижается до 30%, но сами опера­ции предполагается осуществлять в более жестком режиме: законопроект устанавливает правило обязательной про­дажи непосредственно Банку России и лишь в определенных им самим случа­ях уполномоченным банкам и на валют­ных биржах. Непонятно, что это за рыноч­ная экономика, в которой предпринимате­лей принуждают к проведению операций, да еще и в отдельном «специально обору­дованном» месте! На основании такого правового акта Банк России сможет по­полнять свои резервы по любому про­извольно определяемому им курсу. Ему никто не помешает отдавать за каждый доллар США, скажем, всего по 60 копеек, а затем при желании продавать валюту по ценам свободного рынка, зарабатывать на курсовой разнице большие доходы. В результате Банк России превратится в сборщика квазиналога с экспортеров и неестественного монополиста посред­ника между продавцами и покупателями валюты. Конечно, стоит надеяться, что он добровольно откажется от «права пер­вой ночи» в пользу свободного рынка. Но вряд ли такое решение будет поддер­жано правительством, ведь тогда снизит­ся потенциал пополнения бюджета за счет части сверхприбыли ЦБ.

 

век воли не видать?

 

Особенно обидно становится за нерези­дентов им будет позволено покупать и продавать рубли за иностранную валю­ту только при проведении текущих опе­раций. Причем эту норму, в отличие от многих других валютных ограничений, не планируется отменить даже в 2007 го­ду. Таким образов, нерезиденты с рублем в руках навсегда останутся приравненными к статусу военнопленных. Их предполагает­ся вечно водить под конвоем, и любой шаг в сторону будет жестко караться. Между прочим, сегодняшнее законодательство имеет более либеральный потенциал по от­ношению к ним: оно отдает принятие реше­ний на откуп Банку России. Со вступлением же в силу нового закона при всем желании облегчить жизнь «нерезидентов в России» не сможет уже никто.

 

 «Под этой сленговой формулировкой скрываются полномочия Банка России вводить ограничения в любой момент, на любой срок и любой степени жесткости. Такой вот дамоклов меч, нависший над конвертируемостью национальной валюты»

 

Отдельно стоит отметить тот факт, что це­лый ряд вводимых валютных ограниче­ний противоречит Конституции Россий­ской Федерации. Но известно, что руко­водство Минюста завизировало законо­проект без малейших замечаний. А что прикажете делать, если, по мнению мно­гих чиновников, наш основной закон несо­вершенен и жить по нему ну никак не получается? Видно, по этой причине одна из статей законопроекта допускает даже ревизию конституционных положений: она завершается фразой о том, что право собственности на валютные ценности «может быть ограничено только на ос­новании федеральных законов». В Кон­ституции же аналогичная норма содержит очень важное уточнение: «и только в той мере, в какой это необходимо в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства». Но если выполнять это положение в полном объеме, то придется скопом от­менить все валютные ограничения. Ведь в действительности ни одно из них не яв­ляется необходимым условием достиже­ния ни одной из перечисленных целей, да и сами эти цели ни в малейшей степе­ни не зависят от мер валютного регулиро­вания. Смешно же полагать, что, напри­мер, вводимое законопроектом резерви­рование 20% суммы операции при получе­нии резидентом от нерезидента рублевого кредита так уж необходимо, скажем, для защиты нравственности или обеспечения обороны страны.

 

«Ему никто не помешает отдавать за каждый доллар США, скажем, всего по 60 копеек, а затем при желании продавать валюту по ценам свободного рынка, зарабатывать на курсовой разнице большие доходы»

 

Однако называть разработчиков прави­тельственного законопроекта ярыми антилибералами все-таки будет неспра­ведливо: они пытаются дать большую сво­боду аж двум видам деятельности. Во-первых, новый закон предоставит право на открытие российскими юриди­ческими лицами счетов за рубежом, что, конечно же, здорово поможет крупному бизнесу в проведении транс­граничных операций. Правда, вряд ли облегчит судьбу малого и среднего предпринимательства, учитывая практиче­ски полное отсутствие интереса иностран­ных банков к работе с небольшими рос­сийскими деньгами.

 

Во-вторых, расчищается поле для существенного наращивания государст­венного долга и прочих неэффектив­ных заимствований. Ведь, как полагают многие эксперты, предоставление властям полномочий по ограничению свободного вывода частных активов за рубеж позво­лит доморощенным должникам сохранять спокойствие в отношении способности ре­финансирования своих платежных обяза­тельств. Не так уж и важно, что этот по­стулат более чем спорный и неоднократно опровергнут мировым опытом. Зато право на спокойную жизнь тоже разновид­ность свободы.

 

Вот только вряд ли все это поможет хотя бы на йоту продвинуть рубль к свободной конверсии. С введением в действие такого закона наша национальная валюта не пе­рестанет быть ущербной ни в 2007 году, ни годом ранее, когда Россия займет в «восьмерке» председательское место. Надо понимать, что даже если непосред­ственно накануне этих событий с россий­ского рубля будет снята законодательная удавка, должна пройти еще уйма времени, прежде чем мировое сообщество уверует в надежность операций с ним. Ведь дисци­плина за решеткой вовсе не гарантирует примерного поведения на воле. И долгие годы за освобожденным де-юре рублем будут наблюдать со стороны, прежде чем у него появится шанс завоевать свободу обращения де-факто.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта