ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Ведомости» № 155 (1436)

23.08.2005

«Вирусология: Не болеть, а расти»

Андрей Черепанов

 

В тот период, когда страна в больших объемах экспортирует здорово подорожавшее сырье, власти — правительство вместе с Центробанком — под патриотическими лозунгами укрепления рубля и борьбы с инфляцией допускают последовательное снижение курса иностранных валют и активно “стерилизуют” ликвидность.

Что наблюдаем в результате? Толпы международных спекулянтов, привлеченных верной наживой на процентах и курсовой динамике. Риск очередного финансового краха в связи с накоплением объемистых долговых обязательств государства.

Залповые выбросы организациями и населением обесценивающейся валюты на изрядно перенасыщенный рынок. Дестимулирование прямых инвестиций в страну.

Деградация несырьевых отраслей экономики под гнетом постоянно дешевеющего импорта. Сокращение траектории движения денег, которые в условиях вытеснения отечественного товаропроизводителя обслуживают лишь короткую цепочку отношений купли-продажи импортных товаров. А это безотказный катализатор инфляционных процессов, усиливаемых к тому же эмиссионными выплатами процентов по бессмысленным госзаймам. Так что разносчиками вируса голландской болезни являются отнюдь не мировые цены, а неверные действия властей.

Между тем пациент-то был вполне здоров, пока его не стали пичкать все возрастающими дозами медикаментов с тяжелыми побочными эффектами. А сегодня он бледен и слаб. Когда начнут сыпаться цены на сырье, ныне столь пестуемый денежными властями горячий капитал сделает ноги и долговая пирамида обрушится на изрядно исхудавшую национальную экономику. Продержимся несколько месяцев, пока не растратим стабилизационный фонд, а что дальше?

 

Заемные резервы

Решение о создании стабфонда, вероятно, единственное полезное начинание правительства в условиях благоприятного внешнего фона. Действительно, тупое поедание манны небесной ведет к ожирению нынешнего поколения и скудному пайку для потомков. Поэтому крайне важно не допускать расходования на текущие цели конъюнктурного прироста бюджета, а использовать его для стратегического развития. Но вот здесь-то начинаются проколы. Несколько лет кряду при разработке бюджетных планов профицит сочетался с наращиванием как расходных статей, так и внутренних займов правительства. Объем же финансовой заначки рос параллельно динамике госдолга — заемная активность правительства на внутреннем рынке в 2001-2004 гг. привела на начало текущего года к увеличению его обязательств по погашению основного долга и процентов почти на 500 млрд. руб. при стабфонде в 522 млрд. Значит, мы вправе полагать, что до последнего времени практически все сверхдоходы бюджета шли на финансирование новых расходов, а финансовый резерв формировался главным образом за счет заимствований. И, следовательно, являлся фикцией.

 

Перекопили

Долгое время средства финансового резерва правительства лежали на счетах в ЦБ без толку, они быстро обесценивались в товарном эквиваленте. Минфин же постоянно добивался повышения планки неприкасаемого запаса и был готов пустить эти деньги лишь на покупку валюты и затем — облигаций иностранных государств. Трудно найти более неразумное решение! Сделав такую покупку, скажем, в начале 2004 г., правительство за последующие полтора года на заработанных процентных купонах в лучшем случае только бы отбило курсовые убытки.

Лишь в текущем году власть согласилась использовать значимый объем стабфонда для досрочного погашения части внешнего долга. Но для этой операции были выбраны почему-то самые необременительные для бюджета и экономики виды платежных обязательств — перед МВФ и Парижским клубом. Куда рациональнее было выкупать еврооблигации. Причем начинать следовало еще в 2000-2001 гг., когда в бюджете стали появляться первые халявные деньги. В то время я возглавлял департамент внешнего долга в Минфине, и мне удалось буквально вымолить у министра чуть более десятка млрд. руб. на проведение рыночных операций с валютным долгом. Эффект был поразительно высок, но денег больше не дали. Из-за нерасторопности правительства мы не использовали благоприятный период для радикального снижения долговой нагрузки на бюджет.

Между тем при расходовании в течение 2001-2004 гг. на выкуп долга в эквиваленте всего $10 млрд. можно было бы сократить предстоящие платежи на $30-35 млрд. Чем вам не забота о будущем? Сегодня же такие операции низкоэффективны. Но все равно они много целесообразнее бессмысленного набивания денежной кубышки на случай неготовности страны к изменению внешней конъюнктуры.

 

Высокие цены для высоких целей

Надо радикально переосмыслить идеологию финансового резерва правительства, преобразовав его из фонда ожидания черного дня в фонд экономического роста. Для этого требуется изменить подход к тому, когда и как тратить его средства. Когда: практически сразу по мере поступления, чтобы добиться максимальной по продолжительности полезной отдачи каждого рубля. Как и на что тратить: на общенациональные цели, не допускающие коррупционного посредничества чиновников и прочих “экспертов” по отбору проектов. В перечне этих целей и досрочное погашение всех видов рыночных долгов, и развитие глобальной инфраструктуры российской экономики.

А наиважнейшим на сегодня мероприятием, реализация которого даст быстрый и постоянно действующий эффект, представляется радикальная реформа налогообложения. Для начала надо полностью освободить малый и средний бизнес от всех видов налогов (на прибыль, имущество, дивиденды и др.). Потери бюджета от такого освобождения будут минимальны — в прошлом году государство собрало с “малышей” менее 60 млрд. руб., — но зато это приведет к бурному росту деловой привлекательности России, поспособствует выходу бизнеса из тени, организует здоровую конкуренцию, освободит предпринимательство от произвола чиновников и изнуряющей отчетности. Наконец, восстановится справедливость, ведь эффективный бизнес выполняет важные социальные функции — наполняет рынок товарами и обеспечивает занятость и зарплаты, а сегодня государство облагает его еще и налоговой данью.

Кроме того, хорошо бы добиться сокращения избытка валюты на рынке более жесткими экспортными пошлинами. Если в страну за экспорт сырья поступает постоянно возрастающая выручка, то такие операции следует считать сверхэффективными. Значит, общество, которому принадлежат природные ресурсы, вправе в соответствии с законами рыночной экономики претендовать на солидный рост своей доли прибыли от их эксплуатации. В итоге больше станет отчислений в бюджет от тех, кто сегодня формирует основной объем чрезмерно высокого предложения на валютном рынке, и у государства появятся дополнительные возможности пополнения стабфонда. В этом случае, вероятно, стоит также ждать некоторого сокращения экспортных поставок и роста продаж энергоносителей на внутреннем рынке. А это, между прочим, хороший способ подавления инфляции.

Грамотное управление сверхдоходами бюджета и таможенными пошлинами, недопущение избыточных госзаймов и утяжеления национальной валюты, назначение на руководящие должности в правительстве и ЦБ профессионалов — вот самая надежная профилактика вируса голландской болезни и верный рецепт роста национального могущества.

Автор – председатель совета ММВА

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта