|
Проект национального развития![]() Обращение в Госдуму с предложением о внесении изменений в валютное законодательствоПресс-релиз Руководитель Проекта национального развития Андрей Черепанов обратился в Государственную Думу с новыми предложениями о внесении изменений в текст Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Их цель - устранение внутренних противоречий после вступления с 1 января 2007 года в силу положения об отмене ряда валютных ограничений, а также придание большей цивилизованности всей системе валютного регулирования в Российской Федерации. В дополнение к предложениям, направленным в адрес Администрации Президента Российской Федерации и Госдумы 5 декабря 2006 года, по предоставлению нерезидентам права свободного ведения счетов и проведения расчетов и иных операций с рублями вне территории Российской Федерации, в письме, переданном депутату Госдумы Тарачеву В.А., говорится о потребности дальнейшей корректировки Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Дело в том, что после вступления с 1 января 2007 года в силу положения об отмене ряда валютных ограничений (в соответствии с частью 3 статьи 26), текст этого закона в нынешней редакции сохранит множество ставших бессмысленными упоминаний об отмененных специальных счетах, резервировании, обязательной продаже части валютной выручки и предварительной регистрации счетов. Эти внутренние противоречия закона необходимо как можно быстрее устранить. Внесение изменений в валютное законодательство также требуется в интересах придания большей цивилизованности всей системе валютного регулирования в Российской Федерации. В этой связи предлагается коррекция положений закона о его целях, а также принципах валютного регулирования, валютных операциях и счетах резидентов и нерезидентов, переводах, ввозе и вывозе наличной валюты и др. После принятия законодателями предложений, приведенных в последних обращениях Проекта национального развития, в валютном законодательстве России останется лишь три серьезных ограничения – запрет на проведение большинства валютных операций между резидентами, обязательная репатриация валюты и осуществление коммерческими банками государственных функций агентов валютного контроля. Имеется надежда, что в недалеком будущем эти ограничения также будут отменены в целях активизации в России конкурентной предпринимательской среды. Приложение: проекты федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и пояснительной записки к нему. НУ «Проект национального развития» НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕФОРМ «ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» ________ 13 декабря 2006 года № 3 Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Тарачеву В.А. О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Уважаемый Владимир Александрович! В дополнение к предложениям, направленным в Ваш адрес при письме от 5 декабря 2006 года № 2, по предоставлению нерезидентам права свободного ведения счетов и проведения расчетов и иных операций с рублями вне территории Российской Федерации, считаю необходимым сообщить о потребности дальнейшей корректировки Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Дело в том, что после вступления с 1 января 2007 года в силу положения об отмене ряда валютных ограничений (в соответствии с частью 3 статьи 26), текст этого закона в нынешней редакции сохранит множество ставших бессмысленными упоминаний об отмененных специальных счетах, резервировании, обязательной продаже части валютной выручки и предварительной регистрации счетов. Эти внутренние противоречия закона необходимо как можно быстрее устранить. Внесение изменений в валютное законодательство также требуется в интересах придания большей цивилизованности всей системе валютного регулирования в Российской Федерации. В этой связи предлагается коррекция положений закона о его целях, а также принципах валютного регулирования, валютных операциях и счетах резидентов и нерезидентов, переводах, ввозе и вывозе наличной валюты и др. (проекты федерального закона и пояснительной записки к нему прилагаются). Приложение: Руководитель Проекта А. Черепанов Проект РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 173-ФЗ «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» Статья 1. Внести в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» следующие изменения: 1. Изложить преамбулу Федерального закона в следующей редакции: «Целью настоящего закона является свобода предпринимательской деятельности и защита прав собственности в Российской Федерации, а также обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и придание ей статуса признанного средства международных расчетов и резервов». 2. Изложить статью 3 в следующей редакции: «Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: 1) обеспечение государством защиты прав резидентов и нерезидентов в операциях с валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами и валютными ценностями; 2) стимулирование использования валюты Российской Федерации в качестве признанного средства международных расчетов и резервов; 3) приоритет экономических мер в реализации государственной валютной политики; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации». 3. Во втором абзаце части 2 статьи 5 исключить слова: «(включая установленные требования об использовании специального счета)», а также последнее предложение этого абзаца. 4. В статье 5 исключить второй абзац части 3. 5. Изложить статью 6 в следующей редакции: «Статья 6. Валютные операции между резидентами и нерезидентами Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона». 6. В части 1 статьи 9 исключить пункты 5, 6 и 12. 7. В части 1 статьи 9 изложить пункт 13 в следующей редакции: «13) переводов физическим лицом - резидентом со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках, а также переводов физическим лицом - резидентом со счетов в уполномоченных банках в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;». 8. Изложить наименование статьи 11 в следующей редакции: «Статья 11. Конверсионные операции». 9. В статье 12 изложить часть 1 в следующей редакции: «1. Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках за пределами Российской Федерации». 10. В статье 12 исключить части 4 и 5. 11. В части 1 статьи 12 изложить пункт 8 в следующей редакции: «8) операций с внешними ценными бумагами (в том числе с закладными), за исключением векселей;». 12. В части 6 статьи 12 изложить первый абзац в следующей редакции: «Резиденты вправе без ограничений зачислять на свои счета (вклады) иностранную валюту и валюту Российской Федерации и осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на эти счета (вклады), за исключением валютных операций между резидентами (кроме валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи)». 13. В части 7 статьи 12 исключить слова: «по согласованию с Центральным банком Российской Федерации». 14. В части 2 статьи 13 исключить слова: «в том числе специальных счетов». 15. В статье 14 исключить часть 1, второй абзац части 2 и часть 4. 16. В первом абзаце части 2 статьи 14 исключить слова: «в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации». 17. В третьем и четвертом абзацах части 2 статьи 14 исключить слова: «в уполномоченных банках». 18. В первом абзаце части 3 статьи 14 исключить слова: «в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации». 19. В части 3 статьи 14 изложить пункт 6 в следующей редакции: «6) покупки или продажи физическим лицом – резидентом наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации, обмена, замены денежных знаков, а также приема для направления на инкассо в банки наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации;». 20. В части 7 статьи 14 исключить слова «иностранной» (в двух случаях) и «уполномоченным». 21. Изложить пункты 1-4 статьи 15 в следующей редакции: «1. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации (кроме случаев, указанных в третьем абзаце части 2 настоящей статьи). 2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию или вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 200000 рублей или не превышающей этой суммы, ввозимая и вывозимая наличная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 200000 рублей, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной валюты. Ввоз на территорию Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 200000 рублей, разрешен в пределах, указанных в таможенной декларации, подтверждающей их вывоз за пределы Российской Федерации. 3. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию или вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами неименных внешних и внутренних ценных бумаг в сумме, равной (в эквиваленте) 600000 рублей или не превышающей этой суммы, указанные ценности не подлежат декларированию таможенному органу. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию или вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами неименных внешних и внутренних ценных бумаг в сумме, превышающей (в эквиваленте) 600000 рублей, указанные ценности подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимых и вывозимых ценностей. 4. При ввозе в Российскую Федерацию или вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами валюты Российской Федерации, а также именных внешних и внутренних ценных бумаг на любую сумму указанные ценности не подлежит декларированию таможенному органу». 22. В первом абзаце части 5 статьи 15 слова «в частях 1, 3 и 3.1» заменить на слова: «в частях 2 и 3», а слова «в доллары США» - на слова: «в валюту Российской Федерации». 23. Статью 16 исключить. 24. В наименовании главы 3 исключить слова: «и обязательная продажа части валютной выручки». 25. В статье 23 исключить пункт 8 части 4 и часть 6. 26. В части 11 статьи 23 исключить слова «по согласованию с Центральным банком Российской Федерации». 27. Часть 3 статьи 26 и второй абзац части 8 статьи 28 исключить. Проведение уполномоченными банками и Центральным банком Российской Федерации операций с размещенными в соответствии с прежней редакцией Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается, за исключением операций, указанных в настоящей статье. В случае ликвидации, реорганизации уполномоченного банка, на счет в котором была внесена сумма резервирования, или отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения возврата суммы резервирования осуществляет до истечения срока резервирования операции с размещенной суммой резервирования, необходимые для перевода со счета указанного уполномоченного банка на счет другого уполномоченного банка, указываемого лицом, внесшим сумму резервирования. Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В. ПУТИН Проект ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» После вступления с 1 января 2007 года в силу положения об отмене ряда валютных ограничений (в соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), текст этого закона в действующей редакции сохраняет множество упоминаний об отмененных специальных счетах, резервировании, обязательной продаже части валютной выручки и предварительной регистрации счетов. Эти внутренние противоречия закона должны быть устранены, и в этой связи предлагаются изменения в части 2 и 3 статьи 5, статью 6, часть 2 статьи 13, статью 16, наименование главы 3, части 4 и 6 статьи 23, часть 3 статьи 26 и часть 8 статьи 28. Кроме того, в интересах придания большей цивилизованности всей системе валютного регулирования в Российской Федерации требуется изменение положений закона о его целях, а также принципах валютного регулирования, валютных операциях и счетах резидентов и нерезидентов, ввозе и вывозе наличной валюты и др. Так, целью закона предлагается установить свободу предпринимательской деятельности и защиту прав собственности в Российской Федерации, а также обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и придание ей статуса признанного средства международных расчетов и резервов вместо неэффективной в условиях рыночной экономики цели «обеспечения реализации единой государственной валютной политики» административными мерами. Главными принципами валютного регулирования и валютного контроля предлагается считать обеспечение государством защиты прав резидентов и нерезидентов в операциях с валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами и валютными ценностями и стимулирование использования валюты Российской Федерации в качестве признанного средства международных расчетов и резервов, а прежний абстрактный принцип «единства внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации» - исключить. При принятии предлагаемых изменений в закон: 1) проведение валютных операций между резидентами с внешними ценными бумагами будет осуществляться без ограничений (действующая редакция позволяет проводить такие операции лишь через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации и учета прав на ценные бумаги в российских депозитариях, что противоречит обычной международной практике и делает рынок с участием резидентов неликвидным) – изменения в пункты 5, 6 и 8 части 1 статьи 9; 2) прекратится законодательное стимулирование роста обращения наличной иностранной валюты в Российской Федерации в связи с действующим в настоящее время порядком свободного ввоза (перевода в Россию) любой суммы валюты и ее ограниченного вывоза (перевода из России). Физические лица получат права на свободный вывоз валюты, а также ее перевод из Российской Федерации. Зато запрещается ввоз иностранной валюты на сумму, превышающую в эквиваленте 200 тысяч рублей, если не имеется документарного подтверждения ее вывоза. Таможенный контроль будет осуществляться исходя из рублевого, а не долларового эквивалента перевозимых через границу ценностей. При этом сумма наличной валюты, перевозимой без таможенного декларирования, увеличится до 200 тысяч рублей, а ценных бумаг – до 600 тыс. рублей – изменения в пункт 13 части 1 статьи 9 и статью 15; 3) статья 11 получит наименование «Конверсионные операции» вместо не имеющего однозначного определения «Внутреннего валютного рынка Российской Федерации»; 4) резиденты и нерезиденты получать право вести счета и проводить расчеты, в том числе по конверсионным операциям, за рубежом в рублях без ограничений – изменения в части 1, 4, 5 и 6 статьи 12 и части 1, 2, 4 и 7 статьи 14; 5) Центральный банк Российской Федерации будет освобожден от осуществления несвойственной ему функции согласования норм налогового контроля – изменения в часть 7 статьи 12 и часть 11 статьи 23. |
|