ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Проект национального развития

15.12.2006

Обращение в Госдуму с предложением о внесении изменений в валютное законодательство

 

Пресс-релиз

 

Руководитель Проекта национального развития Андрей Черепанов обратился в Государственную Думу с новыми предложениями о внесении изменений в текст Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Их цель - устранение внутренних противоречий после вступления с 1 января 2007 года в силу положения об отмене ряда валютных ограничений, а также придание большей цивилизованности всей системе валютного регулирования в Российской Федерации.

 

В дополнение к предложениям, направленным в адрес Администрации Президента Российской Федерации и Госдумы 5 декабря 2006 года, по предоставлению нерезидентам права свободного ведения счетов и проведения расчетов и иных операций с рублями вне территории Российской Федерации, в письме, переданном депутату Госдумы Тарачеву В.А., говорится о потребности дальнейшей корректировки Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Дело в том, что после вступления с 1 января 2007 года в силу положения об отмене ряда валютных ограничений (в соответствии с частью 3 статьи 26), текст этого закона в нынешней редакции сохранит множество ставших бессмысленными упоминаний об отмененных специальных счетах,  резервировании, обязательной продаже части валютной выручки и предварительной регистрации счетов. Эти внутренние противоречия закона необходимо как можно быстрее устранить.

Внесение изменений в валютное законодательство также требуется в интересах придания большей цивилизованности всей системе валютного регулирования в Российской Федерации. В этой связи предлагается коррекция положений закона о его целях, а также принципах валютного регулирования, валютных операциях и счетах резидентов и нерезидентов, переводах, ввозе и вывозе наличной валюты и др.

После принятия законодателями предложений, приведенных в последних обращениях Проекта национального развития, в валютном законодательстве России останется лишь три серьезных ограничения – запрет на проведение большинства валютных операций между резидентами, обязательная репатриация валюты и осуществление коммерческими банками государственных функций агентов валютного контроля. Имеется надежда, что в недалеком будущем эти ограничения также будут отменены в целях активизации в России конкурентной предпринимательской среды.

 

Приложение: проекты федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и пояснительной записки к нему.

 

НУ «Проект национального развития»


 

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАЗРАБОТКИ И РЕЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕФОРМ

 

«ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

________

 

 

13 декабря 2006 года № 3

 

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Тарачеву В.А.

 

О внесении изменений в Федеральный закон

«О валютном регулировании и валютном контроле»

 

 

Уважаемый Владимир Александрович!

В дополнение к предложениям, направленным в Ваш адрес при письме от 5 декабря 2006 года № 2, по предоставлению нерезидентам права свободного ведения счетов и проведения расчетов и иных операций с рублями вне территории Российской Федерации, считаю необходимым сообщить о потребности дальнейшей корректировки Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Дело в том, что после вступления с 1 января 2007 года в силу положения об отмене ряда валютных ограничений (в соответствии с частью 3 статьи 26), текст этого закона в нынешней редакции сохранит множество ставших бессмысленными упоминаний об отмененных специальных счетах,  резервировании, обязательной продаже части валютной выручки и предварительной регистрации счетов. Эти внутренние противоречия закона необходимо как можно быстрее устранить.

Внесение изменений в валютное законодательство также требуется в интересах придания большей цивилизованности всей системе валютного регулирования в Российской Федерации. В этой связи предлагается коррекция положений закона о его целях, а также принципах валютного регулирования, валютных операциях и счетах резидентов и нерезидентов, переводах, ввозе и вывозе наличной валюты и др. (проекты федерального закона и пояснительной записки к нему прилагаются).

 

Приложение: 5 л.

  

Руководитель Проекта  А. Черепанов

 


Проект

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 173-ФЗ

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

 

Статья 1.

Внести в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» следующие изменения:

1. Изложить преамбулу Федерального закона в следующей редакции:

«Целью настоящего закона является свобода предпринимательской деятельности и защита прав собственности в Российской Федерации, а также обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и придание ей статуса признанного средства международных расчетов и резервов».

2. Изложить статью 3 в следующей редакции:

«Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) обеспечение государством защиты прав резидентов и нерезидентов в операциях с валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами и валютными ценностями;

2) стимулирование использования валюты Российской Федерации в качестве признанного средства международных расчетов и резервов;

3) приоритет экономических мер в реализации государственной валютной политики;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации».

3. Во втором абзаце части 2 статьи 5 исключить слова: «(включая установленные требования об использовании специального счета)», а также последнее предложение этого абзаца.

4. В статье 5 исключить второй абзац части 3.

5. Изложить статью 6 в следующей редакции:

«Статья 6. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением  валютных операций, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона».

6. В части 1 статьи 9 исключить пункты 5, 6 и 12.

7. В части 1 статьи 9 изложить пункт 13 в следующей редакции:

«13) переводов физическим лицом - резидентом со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках, а также переводов физическим лицом - резидентом со счетов в уполномоченных банках в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;».

8. Изложить наименование статьи 11 в следующей редакции:

«Статья 11. Конверсионные операции».

9. В статье 12 изложить часть 1 в следующей редакции:

«1. Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках за пределами Российской Федерации».

10. В статье 12 исключить части 4 и 5.

11. В части 1 статьи 12 изложить пункт 8 в следующей редакции:

«8) операций с внешними ценными бумагами (в том числе с закладными), за исключением векселей;».

12. В части 6 статьи 12 изложить первый абзац в следующей редакции:

«Резиденты вправе без ограничений зачислять на свои счета (вклады) иностранную валюту и валюту Российской Федерации и осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на эти счета (вклады), за исключением  валютных операций между резидентами (кроме валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи)».

13. В части 7 статьи 12 исключить слова: «по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».

14. В части 2 статьи 13 исключить слова: «в том числе специальных счетов».

15. В статье 14 исключить часть 1, второй абзац части 2 и часть 4.

16. В первом абзаце части 2 статьи 14 исключить слова: «в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации».

17. В третьем и четвертом абзацах части 2 статьи 14 исключить слова: «в уполномоченных банках».

18. В первом абзаце части 3 статьи 14 исключить слова: «в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации».

19. В части 3 статьи 14 изложить пункт 6 в следующей редакции:

«6) покупки или продажи физическим лицом – резидентом наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации, обмена, замены денежных знаков, а также приема для направления на инкассо в банки наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации;».

20. В части 7 статьи 14 исключить слова «иностранной» (в двух случаях) и «уполномоченным».

21. Изложить пункты 1-4 статьи 15 в следующей редакции:

«1. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации (кроме случаев, указанных в третьем абзаце части 2 настоящей статьи).

2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию или вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 200000 рублей или не превышающей этой суммы, ввозимая и вывозимая наличная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 200000 рублей, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной валюты.

Ввоз на территорию Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 200000 рублей, разрешен в пределах, указанных в таможенной декларации, подтверждающей их вывоз за пределы Российской Федерации.

3. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию или вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами неименных внешних и внутренних ценных бумаг в сумме, равной (в эквиваленте) 600000 рублей или не превышающей этой суммы, указанные ценности не подлежат декларированию таможенному органу.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию или вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами неименных внешних и внутренних ценных бумаг в сумме, превышающей (в эквиваленте) 600000 рублей, указанные ценности подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимых и вывозимых ценностей.

4. При ввозе в Российскую Федерацию или вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами валюты Российской Федерации, а также именных внешних и внутренних ценных бумаг на любую сумму указанные ценности не подлежит декларированию таможенному органу».

22. В первом абзаце части 5 статьи 15 слова «в частях 1, 3 и 3.1» заменить на слова: «в частях 2 и 3», а слова «в доллары США» - на слова: «в валюту Российской Федерации».

23. Статью 16 исключить.

24. В наименовании главы 3 исключить слова: «и обязательная продажа части валютной выручки».

25. В статье 23 исключить пункт 8 части 4 и часть 6.

26. В части 11 статьи 23 исключить слова «по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».

27. Часть 3 статьи 26 и второй абзац части 8 статьи 28 исключить.

Статья 2.

Проведение уполномоченными банками и Центральным банком Российской Федерации операций с размещенными в соответствии с прежней редакцией Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается, за исключением операций, указанных в настоящей статье.

В случае ликвидации, реорганизации уполномоченного банка, на счет в котором была внесена сумма резервирования, или отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения возврата суммы резервирования осуществляет до истечения срока резервирования операции с размещенной суммой резервирования, необходимые для перевода со счета указанного уполномоченного банка на счет другого уполномоченного банка, указываемого лицом, внесшим сумму резервирования.

Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В. ПУТИН


Проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года

№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

 

 

После вступления с 1 января 2007 года в силу положения об отмене ряда валютных ограничений (в соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), текст этого закона в действующей редакции сохраняет множество упоминаний об отмененных специальных счетах,  резервировании, обязательной продаже части валютной выручки и предварительной регистрации счетов. Эти внутренние противоречия закона должны быть устранены, и в этой связи предлагаются изменения в части 2 и 3 статьи 5, статью 6, часть 2 статьи 13, статью 16, наименование главы 3, части 4 и 6 статьи 23, часть 3 статьи 26 и часть 8 статьи 28.

Кроме того, в интересах придания большей цивилизованности всей системе валютного регулирования в Российской Федерации требуется изменение положений закона о его целях, а также принципах валютного регулирования, валютных операциях и счетах резидентов и нерезидентов, ввозе и вывозе наличной валюты и др.

Так, целью закона предлагается установить свободу предпринимательской деятельности и защиту прав собственности в Российской Федерации, а также обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и придание ей статуса признанного средства международных расчетов и резервов вместо неэффективной в условиях рыночной экономики цели «обеспечения реализации единой государственной валютной политики» административными мерами.

Главными принципами валютного регулирования и валютного контроля предлагается считать обеспечение государством защиты прав резидентов и нерезидентов в операциях с валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами и валютными ценностями и стимулирование использования валюты Российской Федерации в качестве признанного средства международных расчетов и резервов, а прежний абстрактный принцип «единства внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации» - исключить.

При принятии предлагаемых изменений в закон:

1) проведение валютных операций между резидентами с внешними ценными бумагами будет осуществляться без ограничений (действующая редакция позволяет проводить такие операции лишь через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации и учета прав на ценные бумаги в российских депозитариях, что противоречит обычной международной практике и делает рынок с участием резидентов неликвидным) – изменения в пункты 5, 6 и 8 части 1 статьи 9;

2) прекратится законодательное стимулирование роста  обращения наличной иностранной валюты в Российской Федерации в связи с действующим в настоящее время порядком свободного ввоза (перевода в Россию) любой суммы валюты и ее ограниченного вывоза (перевода из России). Физические лица получат права на свободный вывоз валюты, а также ее перевод из Российской Федерации. Зато запрещается ввоз иностранной валюты на сумму, превышающую в эквиваленте 200 тысяч рублей, если не имеется документарного подтверждения ее вывоза. Таможенный контроль будет осуществляться исходя из рублевого, а не долларового эквивалента перевозимых через границу ценностей. При этом сумма наличной валюты, перевозимой без таможенного декларирования, увеличится до 200 тысяч рублей, а ценных бумаг – до 600 тыс. рублей – изменения в пункт 13 части 1 статьи 9 и статью 15;

3) статья 11 получит наименование «Конверсионные операции» вместо не имеющего однозначного определения «Внутреннего валютного рынка Российской Федерации»;

4) резиденты и нерезиденты получать право вести счета и проводить расчеты, в том числе по конверсионным операциям, за рубежом в рублях без ограничений – изменения в части 1, 4, 5 и 6 статьи 12 и части 1, 2, 4 и 7 статьи 14;

5) Центральный банк Российской Федерации будет освобожден от осуществления несвойственной ему функции согласования норм налогового контроля – изменения в часть 7 статьи 12 и часть 11 статьи 23.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта