ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

«Национальный банковский журнал» № 12 (35), декабрь 2006 год

01.12.2006

Нет, это бой с тенью

Считает руководитель Проекта национального развития

Андрей Черепанов

 

В феврале 2007 г. исполняется пять лет с даты вступления в силу Фе­дерального закона «О противо­действии легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем». Руководители Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) — главного проводника антиотмывочного законодательства в нашей стране — ак­тивно готовятся к этому событию. В сво­их отчетах они говорят о миллионах по­лучаемых сообщений о подозрительных сделках, тысячах расследуемых нару­шений и сотнях наказанных судами преступников. Видимо, они свято верят в высокое предназначение своего труда и искренне рассчитывают на юбилей­ные награды. Но полезна ли их деятель­ность?

 

Бессмысленное наказание

Начнем с уголовных расследований и «посадок». По словам главы ФСФМ Виктора Зубкова, за первую половину текущего года в России были осуждены 257 человек за отмывание преступных доходов. Понятно, что если их осудили, значит, правоохранительным органам пришлось для начала доказать суду сам факт «основного» преступления — тор­говли наркотиками или оружием, орга­низации притонов, кражи и т.д., иначе судебного подтверждения преступных доходов не было бы вовсе. Значит, акт неотвратимости справедливого возмездия уже свершился. Однако что за по­требность проводить специальное рас­следование и затем судить за отмывание доходов, если изобличенные граждане и без того получают свой срок? Зачем вплетать еще и легализацию — дейст­вие, которое отнюдь не является обще­ственно опасным? По принятой в Рос­сии и во всем мире терминологии, лега­лизация (отмывание) — это операции по введению денежных средств или иного имущества в законный оборот, по приданию им статуса законных. В первую очередь, это — зачисление на­личных денег на счета в банки. Так что в том плохого? Деньги выводятся из «грязного» нала в «белый свет», что уже здорово — они начинают работать на официальную экономику. Мало того, движение денег через банки оставляет в них свои документарные следы, и ко­гда того же наркоторговца ловят, след­ствию становится очень легко по бан­ковским проводкам найти приобретен­ные преступником активы и его сообщ­ников. В этом смысле легализация денег фактически является сотрудничеством со следствием. За него впору преступ­нику почетную грамоту давать, а не уве­личивать сроки его наказания.

Теперь — о сообщениях. Их дейст­вительно приходит в Финмониторинг по нескольку десятков тысяч в день, формируя многомиллионное досье. На­ибольший объем информации о сомни­тельных операциях направляют банки, вынужденно «стуча» на своих клиентов. Причем критерии сомнительности ис­кусственно размыты, и теоретически любая операция может стать объектом пристального внимания со стороны бан­ка и финансовой разведки.

Понятно, что в таких условиях пре­ступный капитал вряд ли идет в банки. Он остается в «нале», активно питая им новый криминал. Но и вполне законо­послушные граждане тоже боятся анти-отмывочного законодательства, они безо всякого энтузиазма проводят свои операции через банки, предпочитая рассчитываться друг с другом все более возрастающим объемом наличности. В противном случае есть непрогнозиру­емый риск попасть под контрольную проверку с требованием раскрыть все детали взаимоотношений с деловыми партнерами. В соответствии с действу­ющими правилами, сотрудники банков выведывают коммерческие тайны сво­их клиентов, да еще передают их ФСФМ. В результате многократно уве­личивается опасность для клиентов по­терять выгодный бизнес или обнару­жить свое имя на очередном диске с се­кретами, попавшими в широкую рас­продажу. Не в этом ли немаловажная причина слабости ресурсной базы рос­сийских банков?

 

Любители грязи

Вполне очевидно, что институт противо­действия легализации грешит полным отсутствием реальных достижений и неустранимыми внутренними поро­ками. Зато в выигрыше те, кто всеми си­лами способствует наличному «загряз­нению» денежного оборота. Так, самым последовательным его сторонником яв­ляются США, объективно заинтересованные в том, чтобы как можно больше эмитируемой ими валюты навечно оста­валось в наличной форме и, по тради­ции, широко обслуживало теневой обо­рот других стран. Это помогает им пре­пятствовать как выходу сотен миллиар­дов бумажных долларов на собствен­ный товарный рынок, так и развитию чужих экономик. Американцы грамот­но используют любой шанс для ужесто­чения регулятивных норм. Так, трагиче­ские события 11 сентября 2001 г. предо­ставили им психологический довод рас­ширить список обязательных для испол­нения всеми странами правил якобы в интересах противодействия финанси­рованию терроризма. Чушь, ведь терак­ты стоят сущую мелочь и всегда оплачи­ваются наличными!

Свой куш имеют также доморо­щенные чиновники, которые осуществ­ляют  тотальный  контроль  над банками и их клиентами. Сегодня в их силах ка­рать или миловать, ис­пользуя непрозрач­ность принятого законодательства и процедур надзора.

Действительно, в российском банков­ском сообществе ничто, пожалуй, не несет столь большого кри­миногенного потенциала, как практика надзора со стороны ЦБ над исполнени­ем противоотмывочных норм. Одним банкам может быть позволено многое, другие рискуют понести жесточайшее наказание за малейшие, чисто формаль­ные ошибки. Но как налажена реклама достижений надзора! По нескольку раз в месяц ЦБ сообщает об отзыве лицен­зий у очередных банков, ссылаясь на на­рушение ими Закона о противодейст­вии отмыванию. При этом приводятся данные о десятках миллиардов рублей, нагло обналиченных через них. Но в та­кой рекламе скрыта двойная ложь.

Во-первых, обналичивание — это не отмывание денег, а прямо противопо­ложный процесс — их «загрязнение», потому что они уходят из официально­го, банковского оборота. Без сомнения, этот процесс вреден для общества, ведь вместе с ростом доли операций с налич­ными деньгами растут теневые расчеты, включая взятки, утаиваются налоги и кормится преступность. Но пытаться решать проблему «загрязнения» денег посредством запутанных противоотмы­вочных норм — значит, морочить всем голову.

Во-вторых, обналичивание, как пра­вило, происходит в полном соответст­вии с установленными самим же ЦБ нормами — банки выдают своим клиен­там наличные деньги на покупку в ос­новном сельскохозяйственной продук­ции и ценных бумаг. Так банки посту­пать не только могут, но и обязаны на основании клиентских поручений. По­нятно, что за выдачу «нала» берутся не­малые комиссионные, но на то банки и являются коммерческими организа­циями, чтобы зарабатывать прибыль, не нарушая законов. И, соответственно, задача государства — изменить норма­тивно-правовые акты, чтобы закрыть законодательную брешь и резко сокра­тить наличные выплаты.

Конечно же, в перечне таких из­менений ни в коем случае не должно быть права кредитных организа­ций на произвольный отказ от открытия или дальнейшего обслуживания счета «подозрительного» клиента, ведь такой отказ будет, по сути, антиконституцион­ным запретом на свободу осуществле­ния не запрещенной законом предпри­нимательской деятельности. Нельзя также «замораживать» платежи, пока­завшиеся банкам сомнительными, и вменять клиентам в обязанность предо­ставлять первичные документы, обос­новывающие переводы на определен­ные суммы. Такие нововведения станут порождать в банках конфликт интере­сов и продолжать вытеснение операций в наличную форму.

 

А в чистоте намного лучше!

Но что уж точно стоит сделать, и сделать незамедлительно, так это ввести в силу внятные правила работы с наличными деньгами и прозрачную процедуру ее контроля. Наверное, логичным было бы устанавливать эти правила исключи­тельно в целях надежного налогового администрирования. И, конечно, по единой методике, без коррупционно-емких индивидуальных разрешений. Принципиально же проблему больших наличных расчетов, да и всего «серого» предпринимательства можно решить лишь одним способом — радикально из­менить систему обязательных платежей государству, здорово провоцирующую сегодня уход в «нал». Для начала хоро­шо было бы освободить от любых видов налога малый бизнес, ведь он и сейчас в совокупных доходах бюджета форми­рует лишь мизерную часть.

Параллельно с этим надо макси­мально упростить и удешевить безна­личные операции граждан России, что­бы они добровольно отказывались от использования «нала». Почему бы, на­пример, Сбербанку, имеющему круп­нейшую сеть своих отделений по всей стране, не заключить договоры с каж­дой торговой точкой о предоставлении ей в аренду терминалов безналичной оплаты покупок? Такой терминал дол­жен обеспечивать мгновенное зачисле­ние в пользу магазина суммы по чеку без подписания этого чека покупателем. Предварительное же согласие покупа­теля на списание с его счета конкретной суммы могло бы подтверждаться, ска­жем, после введения пароля в собствен­ный мобильный телефон, а правиль­ность величины этого списания — пос­ледующим SМS-сообщением. Комис­сия по этим операциям не должна взи­маться вовсе. Реализация такого проек­та подтвердит общенациональную роль Сбербанка, а грамотное управление возросшим объемом клиентских средств позволит ему постепенно оку­пить свои затраты.

Безусловная отмена дискредитиро­вавшего себя Закона «О противодейст­вии отмыванию...» и переориентация усилий всего общества на противодей­ствие «загрязнению» денег, причем, преимущественно экономическими ме­тодами — очень важная задача по созда­нию условий ускоренного развития России.

 

 

Обналичивание - это не отмывание денег, а прямо противоположный процесс - их «загрязнение»

 


 

Какие проблемы в антиотмывочном

законодательстве вы считаете самыми актуальными

 

На вопросы НБЖ

отвечают участники рынка

 

 

Наталья Чугунова,

начальник отдела контроля и мониторинга финансовых операций Газпромбанка

 

Клиенты-теневики ищут «крышу»

Сегодня появилась новая опасная для банковского сообщества тен­денция. На фоне прекращения деятельности кредитных организа­ций, которые специализировались на сотрудничестве с представите­лями теневого бизнеса, происходит массовый переход «клиентов», осуществляющих сомнительные операции, в банки, в том числе крупные, стремящиеся к безусловному соблюдению законодательства в области противодействия отмыванию преступных и финансированию терроризма. В то же время ежедневно создается значительное число фирм-однодневок, осуществляющих через кредитные организации операции, характер которых позволяет сделать вывод об их сомнительности. Под видом закупки сельхозпродукции, ссуд населению, торгово-закупочной деятельности, предоставления научно-технической продукции, маркетинговых исследований и услуг эти фирмы обналичивают либо выводят за рубеж по фиктивным контрактам с нерезидентами миллиарды рублей. Поэтому необходимо констатировать, что в подавляющем большинстве случаев к легализации (отмыванию) денежных средств причастны недобросовестные коиен­ты кредитных организаций. Газпромбанк приветствует инициативу по внесению поправок  в закон, которые позволили бы банкирам  отказывать подозрительна клиентам в открытии счетов. Но одно это не станет определяющим шагом для решения проблемы в борьбе с осуществлением сомнительных операций. Так как в большинстве случаев из представленных документов при открытии счета невозможно узнать деловую репутацию хозяйствующего субъекта и, по формальному признакам не будет оснований для отказа в установлении договорных отношений.

Для полноценной борьбы с отмыванием денег кредитным организациям необходим расширенный правовой инструментарий, в частно­сти возможность разрыва в одностороннем порядке договора банковского счета в случае осуществления клиентом сомнительна операций, связанных с возможной легализацией денежных средств и финансированием терроризма.

 

 

Надежда Иващенко,

генеральный директор банка «Левобережный» (Новосибирск)

 

Банкиров сталкивают с преступниками

Я считаю, что нас столкнули один на один с теми клиентами, кото­рые, по большому счету, все подозрительные действия, описанные в Федеральном законе 115 «О противодействии легализации...», совершали, совершают и будут совершать. Получается, сегодня за то, чтобы предотвратить эти действия, отвечает только банк. Нам предлагают найти способ отказать подозрительному клиенту в выдаче наличных денег и открытии расчетного счета. А для чего?

Если мы уже неоднократно сообщали об этом лице или группе лиц в правоохранительные органы и другим банкам, почему их не от­слеживают, не борются с ними?

Недавно наш банк попытался отказать одному клиенту открыть счет. Закончилось это прямыми угрозами в адрес сотрудника нашей службы безопасности. К нему пришли домой и сказали: «Если ты еще раз это сделаешь, то знаешь, чем это может закончиться». Я считаю, что борьбой с преступниками должны заниматься спе­циальные ведомства, а не банки, у которых лицензию отзывают, наказывают, заводят уголовные дела за то, что не так противодей­ствуют легализации преступных доходов. Мы, банкиры, свою за­дачу - своевременно сообщать в специальные ведомства о сомни­тельных операциях - выполняем. Почему же та сторона, для кото­рой мы это делаем, никак не реагирует? Надо принимать меры, а не сталкивать нас один на один с преступниками.

 

 

Сергей Облогин,

председатель правления  Югинвестбанка (Краснодар)

 

Банкам нужна информация

Я не вижу проблемы в том, чтобы отказать клиенту в открытии сче­та. Если захочешь, всегда откажешь, даже в рамках действующего сегодня законодательства. Вряд ли кто-то захочет судиться из-за этого с банком. Проблема, на мой взгляд, в другом. Нам предлага­ют противодействовать легализации преступных доходов на обще­ственных началах. Банк вынужден принимать решение, не обладая необходимой на то информацией - базой данных «плохих» паспортов, регистрации заложенного автотранспорта. Допустим, при­ходит в банк человек с улицы. Как мы можем проверить, реальные у него документы и не относится ли он к списку подозрительных лиц? Никто нам такую базу данных не дает. Между тем, в Москве на Горбушке эту информацию продают всем подряд по цене всего в сто рублей. Вот о чем речь.

Я считаю, что за нами должен стоять Закон с большой буквы - пра­воохранительные органы просто обязаны нам предоставить такую информацию. Тогда много вопросов снимется. А то, действитель­но, болтаемся на крючке, как приманка какая-то. Никто нам ничего не говорит. При этом мы выдаем деньги, отправляем сообщения в Росфинмониторинг, а нас еще предупреждают: «Мы посмотрим, правильно ли вы поступили». Когда банк будет вооружен соответст­вующей информацией, тогда он будет эффективно противодейст­вовать легализации преступных доходов.

 

 

Наталия Захарова,

начальник службы финансового мониторинга КБ «Евротраст»

 

Пора исключить формальный подход

При выполнении требований антиотмывочного законодательства банки подчас сталкиваются со сложностями практи­ческой реализации отдельных поло­жений. Хотелось бы выделить сле­дующие. Так, на кредитные органи­зации ложится ответственность за ' своевременное и полное предостав­ление информации по лизинговым до­говорам или сделкам с недвижимостью. Всю эту информацию банк может получить только от клиента, направив соответствующий запрос. В этой ситу­ации исполнение кредитной организацией требований закона це­ликом зависит от клиента. В то же время реальные рычаги воздей­ствия на него отсутствуют. Результат проделанной банком работы зачастую может сводиться к нулю, поскольку документы от клиен­та часто приходят с задержками, да еще неполные. Вместе с тем, согласно действующему законодательству, все необходимые кон­тролирующим органам сведения напрямую поступают от лизинго­вых компаний и агентств по сделкам с недвижимость. Существует также ряд вопросов, связанных с обязанностью банка идентифицировать клиентов, а также с определенной периодич­ностью обновлять сведения о них. К таким клиентам, в частности, относятся и лица, совершившие разовую операцию, например валютообменную. Банки готовы обновлять сведения даже по разо­вым клиентам, но в связи с отсутствием достоверных источников информации опять-таки вынуждены обращаться к самим клиентам и полностью зависят от их волеизъявления. Одним из актуальных является вопрос о возможности банка от­казать подозрительному клиенту в открытии счета, проведении сомнительной операции. Единственно возможный способ - про­ведение комплексного анализа деятельности клиента, сбор доку­ментов, пояснений по операциям. Как правило, недобропорядоч­ным клиентам это не нравится, они предпочитают работать с тем банком, который ни о чем не спрашивает, ничем не интересует­ся. Такой клиент быстро прекращает свою деятельность в из­лишне любопытном банке. А самое действенное - встречаться с клиентом до того, как он начал работать в банке, интересовать­ся его бизнесом, потенциальными контрагентами. «Серый» кли­ент, видя серьезное внимание банка, просто не захочет откры­вать счет.

Как видится, одна из главных задач на сегодняшний день - не до­пустить формального подхода к реализации положений антиотмывочного закона, его идеи борьбы с преступными доходами.

 

 

Олег Скворцов,

заместитель председателя Абсолют-банка

 

Отсутствует обратная связь

Надо сказать, что банки все-таки ведут действительно активную и значительную работу в рамках Федерального закона 115-ФЗ и Письма Центробанка 161-Т. Это дает положительную динамику в рамках борьбы с экономическими и уголовными правонарушени­ями в банковской сфере.

Но есть и немало проблем. Так, одна из них заключается в отсутст­вии федеральных баз по плохим или сомнительным клиентам и оперативности обмена информацией, в том числе по мошенниче­ским операциям. Например, в Челябинске группа мошенников в де­сяти банках брала автокредиты. И каждый новый банк не знал о том, что уже поступили заявления от предыдущих, между собой банки плохо обменивались этой информацией, в результате этого пострадали все. Обратная связь от правоохранительных органов и между банками отсутствовала. Это говорит о том, что нет центра­лизации, нет единой базы.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта