ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

14.06.2007

Совет ММВА внес предложения, аналогичные предложениям «Проекта» от 15 мая 2007 года

Совет ММВА решил направить в Государственную Думу предложения о внесении поправок в Закон "О банках и банковской деятельности"  в части, касающейся порядка и процедуры применения к банкам мер воздействия. Ассоциация предлагает установить норму, в соответствии с которой меры воздействия в виде отзыва лицензии у кредитной организации, могут быть применены к ней лишь в том случае, если направленные ей предписания об устранении выявленных нарушений не были выполнены, а сами нарушения создали реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов. Кроме того, предлагается установить, что отзыв лицензии по основаниям, предусмотренным Законом 115-ФЗ, применяется к кредитной организации только в том случае, если она действительно допустила нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства, предусмотренные этим Законом. При этом необходимо сопоставить такое нарушение с нарушением прав и законных интересов третьих лиц, возникающих в случае отзыва лицензии у кредитной организации.

Таким образом, Совет ММВА фактически дезавуировал прежние непродуманные и по своей сути вредные предложения ММВА от 8 декабря 2006 года по ужесточению закона № 115-ФЗ (ниже приводится подборка соотвествующих материалов).


8 декабря 2006 г. ММВА направила в адрес Президента РФ В.Путина письмо с рядом конкретных предложений по реализации задач, поставленных им в связи с ростом преступлений в экономической сфере.

В обращении, в частности, говорится:

На совещании по вопросам борьбы с преступлениями в экономической сфере, состоявшемся в сентябре с.г. в Сочи, Вами была поставлена задача «при соблюдении существующего банковского законодательства и безусловном соблюдении интересов участников экономической деятельности России уточнить нормативно-правовую базу по работе банковских учреждений со своими клиентами, которые по ряду объективных критериев - а их нужно разработать - вызывают подозрение в их нечистоплотности».

Ассоциация полностью разделяет Вашу обеспокоенность той ситуацией, которая в настоящее время сложилась в банковской системе. ММВА также считает, что при решении поставленной задачи крайне важно выделить методами нормативно-правового регулирования сомнительные операции и подозрительных клиентов, а также указать конкретные  меры борьбы с ними.

В этой связи Ассоциация от лица банковского сообщества предлагает:

1. Дополнить статью 62 Закона <О Центральном банке Российской Федерации> № 86-ФЗ указанием на право ЦБ РФ устанавливать нормативы, регулирующие операции клиентов банков, в целях определения операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем.

2. Дополнить статью 6 Закона <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма> № 115-ФЗ рядом признаков операций, квалифицируемых согласно Письмам Банка России №№ 12-Т, 17-Т, 99-Т, 161-Т за 2005 год как сомнительные.

3. Дополнить часть 2 статьи 20 Закона <О банках и банковской деятельности> пунктом, обязывающим Банк России отозвать лицензию в случаях неисполнения кредитными организациями нормативов, регулирующих операции клиентов банков, в целях определения операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем.

4. На основе указанных норм законодательства, а также на базе Писем Банка России №№ 12-Т, 17-Т, 99-Т, 161-Т за 2005 год  сформулировать нормативный правовой акт Банка России, в котором установить не только качественные, но и количественные признаки операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем.

5. Придать Письму Банка России от 13.07.2005 № 98-Т (с учетом Письма от 23.12.2005 № 157-Т) статус нормативного правового акта, включив его основные положения в состав Инструкции Банка России № 59 <О применении к кредитным организациям мер воздействия>.

6. Наделить кредитные организации полномочиями по борьбе с отмыванием денег, запретив им осуществлять операции клиентов через электронные каналы связи в случаях неполной идентификации клиентов (выгодоприобретателей) и в случаях осуществления клиентами операций, подпадающих под признаки отмывания согласно нормативным актам, указанным в пункте 4. При этом полномочия кредитных организаций по отказу клиентам в осуществлении операций согласно ч. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ должны быть расширены отдельным нормативным актом ЦБ РФ или Федеральным законом, так как в случае такого отказа у банков не должно наступать гражданско-правовых последствий.

7. Дополнить количественные критерии (нормативы) операций клиентов в целях борьбы с отмыванием рядом ранее не учтенных признаков. Таких, например, как соотношение оборотов по счету и средних остатков, соотношение поступлений с НДС и списаний без НДС и ряда других, а также нормативами деятельности банков, таких, как соотношение объема выдаваемой наличности к активам банка или к оборотам по счетам клиентов.

8. Передать в ФСФМ РФ полномочия по ведению административных дел по нарушениям при применении законодательства об отмывании, включая его право направлять ходатайства в Банк России об отзыве лицензий у кредитных организаций, а также о применении к банкам иных мер воздействия. Законодательно обеспечить обратную связь со стороны Банка России и МВД РФ в адрес ФСФМ по итогам рассмотрения информации о злоупотреблениях в сфере отмывания денег.

9. Предоставить в законодательном порядке (внести изменения в ГК РФ) банкам право закрывать счета клиентов (расторгать в одностороннем порядке договор банковского счёта/вклада) при подозрении в осуществлении клиентом операций в целях легализации (отмывания) денежных средств полученных преступным путём и финансирования терроризма. Предоставить ЦБ РФ право устанавливать своими актами порядок закрытия таких счетов клиентов.

Ассоциация обращает внимание и на другой аспект рассматриваемой проблемы, а именно на необходимость защиты от субъективных подходов и ошибок, а порой и от прямого произвола, добросовестные банки, тем более, что их деятельность влияет на права сотен и тысяч их клиентов.

В этих целях, по мнению ММВА, крайне необходимо:

1. Уточнить формулировку первой части статьи 74 Закона <О Центральном Банке Российской Федерации> № 86-ФЗ, исключив право Банка России требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений как самостоятельную меру, и включив это право как часть применяемых мер воздействия (в дополнение к штрафам и ограничениям). Тем самым законодательно будут четко разделены предупредительные и принудительные меры воздействия, применяемые к банкам.

2. Привести Инструкцию № 59 в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях в Российской Федерации, предусмотрев в ней, что принудительные меры воздействия (включая отзыв лицензии на основании части 1 статьи 20 Федерального закона <О банках и банковской деятельности>) применяются к банкам по итогам рассмотрения дел об административном правонарушении согласно КоАП РФ.

3. Изменить структуру применяемых к кредитным организациям мер воздействия за нарушения в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В частности, ослабить наказания за технические ошибки (отбраковки, нарушение сроков отправки сообщений, незаполнение полей в анкетах и т.п.) и усилить наказания за нарушения по существу (непринятие мер к подозрительным клиентам, несообщение в уполномоченный орган, проведение операций в адрес клиентов, находящихся в списке террористов и т.п.). При этом Банк России должен установить количественные нормативы технических ошибок (например, предельно допустимый процент отбраковок в совокупном объеме сообщений). Ответственность за допущенные в сообщениях в ФСФМ ошибки должна быть аналогична той, которая возникает в связи с ошибками, содержащимися в отчётности, направляемой кредитными организациями в ЦБ РФ.

4. При рассмотрении дел об административных правонарушениях ФСФМ РФ должен изучать причины нарушений: умышленно или по невнимательности были допущены кредитной организацией те или иные нарушения. Нарушение нормативо в, регулирующих операции клиентов банков, в целях определения операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем, во всех случаях должны рассматриваться как умышленные нарушения, так как при придании банкам полномочий по отказу в операциях, у них имеется возможность не допустить нарушения таких нормативов.

5. Вернуть банкам право на судебную защиту, исключив в Федеральном законе <О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций> возможность представления временной администрацией банка интересов банка в спорах с Банком России и предоставив это право отстраненным органам управления, а также учредителям и участникам самого банка.

6. Предусмотреть право банков самостоятельно обращаться в органы внутренних дел в случаях злонамеренных, по мнению банков, нарушений клиентами законодательства об отмывании. Такая мера, в совокупности с правом банков отказывать клиентам в осуществлении операций, может защитить добросовестные банки, а вместе с ними и их добросовестных клиентов, от административных последствий, нарушающих их права (предписания и отзыв лицензии).

Ассоциация убеждена, что в совокупности предлагаемые меры значительно усилят борьбу с отмыванием денег в нормативно-правовой плоскости, что позволит существенно снизить субъективный фактор и возможные злоупотребления в данном вопросе и законодательно исключить операции по отмыванию денег из банковского сектора. И хотя ни одна нормативная база не в состоянии полностью исключить такого рода операции, однако законодательство вполне способно снизить их объем настолько существенно, что цена за подобные услуги максимально приблизится к ставкам налогообложения, что в свою очередь сделает отмывание денег экономически непривлекательным.

13 декабря 2006 года № 4          

Московской международной валютной ассоциации (ММВА)

 

 

Уважаемые господа!

На официальном сайте вашей Ассоциации 8 декабря 2006 года была опубликована информация об обращении ММВА в адрес Президента Российской Федерации с целым рядом предложений «по совершенствованию нормативно-правовой базы работы банков со своими клиентами». Однако содержание этого информационного сообщения не только не подтверждает его нацеленность на «совершенствование» работы банков, но и указывает на принципиальное изменение прежней позиции Ассоциации. Так, предлагается расширить перечень установленных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» признаков операций, квалифицируемых как сомнительные, запретить банкам осуществлять операции клиентов через электронные каналы связи в случае неполной идентификации выгодоприобретателей, передать в Финмониторинг полномочия по ведению административных дел по нарушениям «антиотмывочного» законодательства и ходатайствам об отзыве лицензий у кредитных организаций (дать свободный доступ в банки «людей в погонах»), предоставить право банкам закрывать счета клиентам лишь за подозрение в легализации. Таким образом, предлагается серьезно ужесточить т.н. борьбу с «отмыванием».

Между тем, в ранее принятых Советом ММВА решениях и многочисленных публичных выступлениях руководителей Ассоциации говорилось о вреде законодательства об отмывании доходов как таковом (см., в частности, статьи ее председателя А.Н. Мамонтова «Кризис доверия к власти» и «Власть законов или власть «в законе», опубликованные в июле 2004 года в газете «Ведомости» и в марте 2005 года в «Аналитическом банковском журнале»). В них вполне аргументировано доказывалось, что в «отмывании» доходов нет ни малейшего общественного вреда. Наоборот, здравомыслящее общество должно быть кровно заинтересовано в выводе денег из наличного оборота в банки, хотя бы потому, что «теневые» капиталы перестают плодить новые правонарушения. А вот обратный процесс - обналичивание, или «загрязнение» денег, действительно вреден, т.к. он позволяет уходить от налогов, стимулирует коррупцию и прочие преступления. И усилия российских властей должны быть направлены на установление прозрачных и внятных правил работы банков и их клиентов с наличными, на противодействие «загрязнению» денег.

Важно то, что при ознакомлении с вышеуказанным информационным сообщением создается впечатление внезапного перерождения ММВА в еще одного активного проводника «антиотмывочных» норм. Причем, выступая от имени банков, Ассоциация способствует созданию иллюзию поддержки этих норм теми, кто несет наибольший урон от исполнения навязанных обязательств по контролю за операциями клиентов и произвола чиновников, с интересом надзирающих за осуществлением этого бессмысленного контроля.

По всей вероятности, инициаторы публикации вышеуказанной информации на сайте ММВА желали очернить имя этой прекрасно зарекомендовавшей себя за последние годы организации – защитника интересов банковского сообщества - и поставить под сомнение адекватность и профессионализм ее руководящих органов. Это доказывается еще и тем, что в информационном сообщении утверждается, будто «законодательство вполне способно снизить» объем криминальных операций «настолько существенно, что цена за подобные услуги максимально приблизится к ставкам налогообложения, что в свою очередь сделает отмывание денег экономически непривлекательным». Хотя даже слабо разбирающийся в экономике и «антиотмывочном» законодательстве человек знает, что, во-первых, сокращение спроса на услуги не повышает, а снижает цены на них и, во-вторых, в соответствии с международными и российскими нормами, налоговые нарушения не относятся к тем преступлениям, легализация доходов от которых подпадает под действие этих норм. Значит, сравнение «цены за подобные услуги» со ставками налогов вовсе не уместно.

Считая ММВА своим надежным партнером, разрешите обратить ваше внимание на потребность незамедлительно снять с официального сайта Ассоциации информационное сообщение от 8 декабря 2006 года, проверить, действительно ли упомянутое обращение было направлено от имени Ассоциации в адрес Президента Российской Федерации, а также осуществить необходимые меры по недопущению впредь тех публикаций, которые наносят незаслуженный ущерб репутации вашей уважаемой организации.

 

 Руководитель Проекта национального развития  А. Черепанов

 

В адрес ММВА пришёл ответ из Министерства финансов РФ, в котором говорится о результатах рассмотрения предложений Ассоциации о совершенствовании нормативно-правовой базы работы банков со своими клиентами. Данные предложения в соответствии с решением Совета ММВА от 21.11.2006 были направлены Президенту РФ, в Правительство РФ, Государственную Думу и Банк России в декабре прошлого года. В обращении предлагалось во-первых выделить методами нормативно-правового регулирования т.н. сомнительные операции и подозрительных клиентов, а также указать конкретные меры борьбы с ними; во-вторых, защитить от субъективных подходов и ошибок, а порой и от прямого произвола, добросовестные банки.

Ниже в сокращённом виде даётся текст ответного письма Министерства финансов РФ за подписью Стас-секретаря - Заместителя Министра С. Шаталова.

"Минфин России с участием Росфинмониторинга рассмотрел Ваше письмо, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, и по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, сообщает следующее.

По пункту 3 первой части письма (предложение ММВА: Дополнить часть 2 статьи 20 Федерального закона <О банках и банковской деятельности> пунктом, обязывающим Банк России отозвать лицензию в случаях неисполнения кредитными организациями нормативов, регулирующих операции клиентов банков, в целях определения операций, несущих в себе признаки отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем)

- В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 342269-4 <О внесении изменений в статью 20 Федерального закона <О банках и банковской деятельности>. Этот законопроект предусматривает внесение изменений в статью 20 Федерального закона <О банках и банковской деятельности>, предусматривающих замену права обязанностью Банка России отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае, если кредитная организация допустила неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона № 115-ФЗ.

По пункту 6 первой части письма (Предложения ММВА: Наделить кредитные организации полномочиями по борьбе с отмыванием денег, запретив им осуществлять операции клиентов через электронные каналы связи в случаях неполной идентификации клиентов (выгодоприобретателей) и в случаях осуществления клиентами операций, подпадающих под признаки отмывания согласно нормативным актам, указанным в пункте 4. При этом полномочия кредитных организаций по отказу клиентам в осуществлении операций согласно ч. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ должны быть расширены отдельным нормативным актом ЦБ РФ или Федеральным законом, так как в случае такого отказа у банков не должно наступать гражданско-правовых последствий).

- По вопросам, содержащимся в указанном пункте, соответствующими федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России в настоящее время рассматривается возможность внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации.

По пункту 9 первой части письма (Предложения ММВА: Предоставить в законодательном порядке (внести изменения в ГК РФ) банкам право закрывать счета клиентов (расторгать в одностороннем порядке договор банковского счёта/вклада) при подозрении в осуществлении клиентом операций в целях легализации (отмывания) денежных средств полученных преступным путём и финансирования терроризма. Предоставить ЦБ РФ право устанавливать своими актами порядок закрытия таких счетов клиентов).

- По вопросам, содержащимся в указанном пункте, соответствующими федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России в настоящее время рассматривается возможность внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации."


ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта