ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Ведомости» №125 (1899)

10.07.2007

Проблема в бенефициарах

Антон Копылов

В мире ежегодно отмывается $1 трлн, поступивших от незаконной торговли наркотиками, оружием и прочих преступлений, говорится в докладе KPMG “Отмывание денег — 2007”. Для борьбы с этой напастью чиновники многих стран мира требуют от банкиров сообщать им о подозрительных сделках. Аналитики компании проверили готовность 224 банков из 55 стран мира бороться с легализацией грязных денег. В опросе участвовал 21 банк из России и СНГ.


Расходы российских банков на борьбу с отмыванием за последние три года выросли на 60%. В мире рост почти такой же — на 58%, говорится в докладе. Российские финансисты прогнозируют, что к 2010 г. эти издержки увеличатся еще на 53%. Их иностранные коллеги надеются, что рост будет меньшим — на 34%. Рост издержек в России начинается с низкого уровня, объясняет KPMG.

Издержки на борьбу с отмыванием увеличиваются из-за того, что Центробанк ужесточил требования к банкам, им приходится держать большой штат специалистов, занятых мониторингом транзакций и подготовкой документов для контролирующих органов, сообщил сотрудник в крупном российском банке, попросивший об анонимности.

Зато российские банкиры весьма сознательны. 100% опрошенных придают борьбе с отмыванием первостепенное значение — так они сказали KPMG (в мире — 95%). Все российские респонденты подтвердили, что в банках действует целая система антиотмывочных мер — специальные IT-системы, службы, проверяющие сведения о клиентах. В мире 83% банков регулярно проводят формальный мониторинг эффективности собственных систем противодействия отмыванию денег, а в России — 100%.

Но на системы полагаться не приходится — и в России, и в мире главный фактор противодействия отмыванию — бдительность сотрудников, говорится в докладе. В российских банках специальное обучение прошли 60% служащих.

Подавляющее большинство банкиров (93%) считают, что меры государства по борьбе с легализацией грязных денег вполне приемлемы. В России и СНГ таковых 100%. Но 60% из них уверены, что “государственные меры должны быть более сфокусированными”. Банкиры имеют в виду, что им приходится сообщать Росфинмониторингу слишком о большом количестве сделок. В 2006 г. банки направили Росфинмониторингу 3 млн сообщений. Всего 1,5% из них были некорректными. В 2005 г. банки были 1300 раз оштрафованы Росфинмониторингом за неправильную передачу сведений, а в 2006 г. — всего 200 раз, хвалил банкиров в мае руководитель службы Виктор Зубков.

Три года назад российские банкиры были настроены более благодушно — 87% респондентов тогда сообщили KPMG, что требования отечественного законодательства справедливы, 80% предлагали их более точно сформулировать.

Никто из опрошенных из России и СНГ не назвал законодательство очень жестким (в мире таких 7%), а 10% предложили государству ужесточить требования к финансовым организациям для получения реального эффекта в борьбе с отмыванием денег.

В российской системе контроля слишком много формальных критериев, которые можно было бы упростить, считает первый зампред правления Оргрэсбанка Игорь Буланцев. Приходится рапортовать о простых сделках — например, о единовременных платежах или переводах на сумму свыше 600 000 руб.

В России финансовые организации обязаны сообщать чиновникам о транзакциях, превышающих эту сумму, добавляет директор отдела KPMG Forensic Александр Соколов. А в ведущих развитых странах банкам разрешено самим принимать решение, о каких подозрительных сделках сообщать властям.

У России, Восточной Европы и Каймановых островов есть серьезные проблемы с раскрытием информации о клиентах, пишут консультанты. В России сложно определить бенефициара, из-за чего нельзя говорить о прозрачности банковских операций. Поэтому действия чиновников не всегда приносят эффект, считает руководитель исследования KPMG Карен Бриггс.

Проблему поможет решить определение в законодательстве понятия “бенефициар”, считает партнер компании “Делойт” в СНГ Андрей Елинсон. Надо дать банкам и возможность отказать клиенту в открытии счета, считает он.

В России и СНГ эксперты KPMG зафиксировали в 2006 г. рост числа сообщений банков о подозрительных клиентах на 21% по сравнению с 2004 г. В мире сообщений о сомнительных операциях стало на 42% больше.

Несколько лет назад российские банки завалили контролирующие органы подобной информацией, вспоминает Буланцев. Возможно, по сравнению с тем периодом рост в этом году не столь ощутим, но информации от банков идет по-прежнему много.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта