ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

12.07.2007

Налоговые агенты попали под подозрение

// Неначисление налогов может стать тяжким преступлением

 
Депутаты "Единой России" внесли вчера в Госдуму поправки к Уголовному кодексу (УК), переводящие в категорию тяжких преступлений неисполнение налоговыми агентами -- от работодателей до банков -- обязанностей перед бюджетом. Разработчики поправок утверждают, что хотят ужесточить ответственность за выплату "серых" зарплат, то есть за неуплату ЕСН и подоходного налога. Юристы полагают, что в новой редакции статья 199.1 УК расширит возможность давления на большую группу налоговых агентов: от адвокатов и брокеров до юридических лиц, перечисляющих дивиденды иностранным акционерам.

Вчера фракция "Единой России" в Госдуме от имени депутатов Андрея Исаева и Петра Шелища внесла на рассмотрение Госдумы законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, направленных на усиление уголовной ответственности за незаконную выплату заработной платы". Проект поправок, имеющийся в распоряжении Ъ, предлагает ужесточить наказание, предусматривающееся статьей 199.1 УК "Неисполнение обязанностей налогового агента". Поправки увеличивают уголовное наказание за невыполнение этих обязанностей "по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов", в том числе верхний предел возможного лишения свободы с нынешних трех лет до шести лет.

Андрей Исаев не скрывает, что цель поправок -- перевести налоговые преступления налоговых агентов из разряда преступлений "средней тяжести" в "тяжкие". Он настаивает на том, что это касается лишь неуплаты ЕСН и подоходного налога. Впрочем, юристы, опрошенные Ъ, однозначно утверждают, что поправки коснутся не только работодателей, использующих "конвертные" схемы уплаты ЕСН и подоходного налога, но и всех, кто обязан по закону начислять налоги третьим лицам.

По мнению адвоката компании "Право и консультации" Вячеслава Новожилова, действие статьи 199.1 может быть легко распространено и на другие налоговые преступления,-- так как "налоговым агентом" (это термин не Уголовного, а Налогового кодекса) предприятия могут выступать не только в отношении "зарплатных" налогов, но и, например, во взаимоотношениях со странами, с которыми нет соглашений об избежании двойного налогообложения. Адвокат совладельца НК ЮКОС Платона Лебедева Константин Ривкин пояснил Ъ, что в нынешней редакции смыслы статей 199.1 УК и 199 УК ("Уклонение от налогов юрлицом") близки, но по статье 199 привлекают руководителей юрлиц, не уплативших налоги своей организации, а статья 199.1 позволяет преследовать всех, кто начисляет налоги за третьих лиц.

Поправка сделает тяжким преступлением неуплату налогов не только за себя, но и за третьих лиц. Налоговыми агентами являются брокерские конторы, начисляющие налоги на дивиденды, адвокаты и нотариусы, юрлица, перечисляющие дивиденды за пределы России, арендаторы -- при аренде госимущества, казино и тотализаторы -- при налогообложении выигрышей граждан.

Это позволяет следственным органам иметь гораздо большую свободу в расследовании преступлений налоговых агентов и при работе с подозреваемыми по статье 199.1. По словам Петра Шелища, если проект будет принят, оперативные работники смогут проводить следствие "в более жестком режиме", в частности, осуществлять прослушку подозреваемых. По словам господина Ривкина, обвинение по новой редакции статьи 199.1 УК увеличит вероятность ареста подозреваемых. Определение тяжести дела, говорит адвокат, влияет на сроки условно-досрочного освобождения, на совокупность наказания, которое будет определяться при наличии нескольких составов преступлений иначе. Кроме того, по его словам, преступления средней тяжести, в отличие от "тяжких", попадают под амнистии.

В Минфине на просьбу Ъ прокомментировать законопроект заявили, что министерство "с такой инициативой не выступало и не проводило с депутатами консультаций". "Непосредственной связи между увеличением сбора налогов и усилением санкций не существует",-- сообщил Ъ высокопоставленный сотрудник министерства, отвечающий за налоговую политику. В Госдуме, ушедшей на каникулы, также пока немногие видели проект. Впрочем, зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал Ъ, что хотя с текстом не знаком, "усиление ответственности за невыплату зарплат или неуплату ЕСН -- вещь абсолютно разумная".

В РСПП, напротив, инициативу депутатов расценили как необоснованную атаку на предпринимателей. По словам главы РСПП Александра Шохина, "мы еще не достигли такого равенства налоговых органов и налогоплательщиков, чтобы именно сейчас увлекаться ужесточением наказания". "Даже существовавшая в свое время смертная казнь не понижала масштабов преступлений",-- подчеркнул он. Президент РСПП считает, что более эффективным способом легализации зарплат является снижение ЕСН и его реформа. Он сообщил, что такие предложения можно обсуждать, но как "финальный аккорд налоговой реформы".

Господин Исаев настаивает на том, что ответственность налоговых агентов должна быть усилена, поскольку борьба с "серыми зарплатами" -- задача социально-политическая. "Сохранение ситуации означает непротивление государства систематическому массовому обкрадыванию пенсионеров и других групп населения, благополучие которых определяется получаемыми от государства доходами",-- говорит он.

Поправка может быть рассмотрена Госдумой осенью 2007 года. 


 Петр Ъ-Нетреба, Дмитрий Ъ-Бутрин

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта