ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

ПНР

23.07.2007

О внесении изменений в нормативные правовые акты, связанные с противодействием легализации преступных доходов

23 июля 2007 года № 9 

Руководителю Администрации Президента Российской Федерации Собянину С.С.

Уважаемый Сергей Семенович!
1. Действующая редакция пункта 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» закрепляет за Банком России функцию установления для кредитных организаций правил контроля и порядка предоставления информации о подозрительных сделках.
Между тем, делегирование Банку России части полномочий по борьбе с преступностью имеет признаки нарушения статьи 114 Конституции Российской Федерации и статьи 19 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которым такие полномочия осуществляются Правительством. А само существование особых норм исполнения данного закона кредитными организациями представляется не вполне оправданным потому, что оно вносит определенный диссонанс в деятельность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Росфинмониторинга.

2. Реализация предусмотренного пунктом 6 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» права Банка России на отзыв у кредитных организаций лицензий на осуществления банковской деятельности за ненадлежащее исполнение ими противоотмывочного законодательства делает сам Банк России злостным нарушителем Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Действительно, согласно статьям 15.27 и 23.62 КоАП, за такого рода проступки возможны лишь административные штрафы, налагаемые уполномоченным органом (Росфинмониторингом). Причем, из официальных документов и заявлений руководства Банка России следует, что он часто использует случаи нескольких технических нарушений порядка предоставления информации в Росфинмониторинг лишь в качестве формального повода для отзыва лицензий у отдельных кредитных организаций за иные допущенные ими проступки. В частности, этим «проступком» считается масштабное «обналичивание» клиентами банков денежных средств, которое сегодня является вполне законной операцией. Правда, она ограничивается рекомендациями Банка России, что противоречит требованиям статьи 58 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с ней, «Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных учреждений».
Применение избирательного подхода к банкам и несоразмерность тяжести наказания и степени их вины (отсутствие достаточно серьезной формальной виновности у банков, лишенных лицензии) нарушают принципы равенства перед законом и презумпции невиновности, установленные соответственно частью 1 статьи 1.4 («Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом… Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения …, а также других обстоятельств») и частью 1 статьи 1.5 КоАП («Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина»). При этом каждый из банков, их клиентов и корреспондентов подвергается  дополнительному (административному) риску – риску потери своих денег в связи с неожиданным отзывом лицензии у финансово устойчивого банка.
Кроме того, «кривая» схема реализации Банком России своих властных полномочий имеет негативные экономические последствия для всего общества - несмотря на частные случаи отзыва лицензий, объемы выдаваемых банками наличных денежных средств постоянно растут вместе с «теневыми» комиссиями, выплачиваемыми за эту операцию.

Освобождение Банка России от вышеуказанных полномочий прекратит коллизию законов, а также порочную практику использования Банком России своих прав на отзыв лицензий в качестве инструмента для избирательного наказания им кредитных организаций за ненаказуемые по законодательству деяния. С другой стороны, это, наконец, заставит Банк России инициировать принятие в установленном законом порядке нормативной правовой базы проведения кредитными организациями и их клиентами операций с наличными средствами и наказания за ее нарушение. Что, в свою очередь, позволит резко сократить «серый» оборот наличности и осуществить надежную профилактику коррупции.
В целях прекращения коллизии нормативных правых актов, а также реформирования системы надзора и лицензирования для поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов (вкладчиков) обращаюсь к Вам с предложением по внесению изменений в нормативные правовые акты, связанные с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Приложение: проект федерального закона «О внесении изменений в нормативные правовые акты, связанные с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и пояснительная записка к нему.


Директор Некоммерческого учреждения
«Проект национального развития» 
А. Черепанов
 
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»

Статья 1.
Внести в статью 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следующие изменения:
1) в подпункте 5 пункта 1 слова «по согласованию с Центральным банком Российской Федерации» исключить;
2) в девятом абзаце пункта 2 слова «а для кредитных организаций -  Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом» исключить;
3) в десятом абзаце пункта 2 слова «для кредитных организаций -  Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом» исключить;
4) в пункте 7 слова «а в отношении кредитных организаций -  Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом» исключить;
5) в пункте 13 слова «Центральным банком Российской Федерации по согласованию с» исключить.

Статья 2.
Внести в Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» следующее изменение:
в части первой статьи 20 в пункте 6 слова «а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» исключить.

Статья 3.
Статью 2 Федерального закона от 12 апреля 2007 года № 51-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» считать не действующей с даты вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 4.
Акты Центрального банка Российской Федерации, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей актам федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона
«О внесении изменений в нормативные правовые акты, связанные с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»


Действующая редакция пункта 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» закрепляет за Банком России функцию установления для кредитных организаций правил контроля и порядка предоставления информации о подозрительных сделках.
Между тем, делегирование Банку России части полномочий по борьбе с преступностью имеет признаки нарушения статьи 114 Конституции Российской Федерации и статьи 19 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которым такие полномочия осуществляются Правительством. А само существование особых норм исполнения данного закона кредитными организациями представляется не вполне оправданным потому, что оно вносит определенный диссонанс в деятельность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Росфинмониторинга.
Реализация предусмотренного пунктом 6 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» права Банка России на отзыв у кредитных организаций лицензий на осуществления банковской деятельности за ненадлежащее исполнение ими противоотмывочного законодательства делает сам Банк России нарушителем Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Действительно, согласно статьям 15.27 и 23.62 КоАП, за такого рода проступки возможны лишь административные штрафы, налагаемые уполномоченным органом (Росфинмониторингом). Причем, из официальных документов и заявлений руководства Банка России следует, что он часто использует случаи нескольких технических нарушений порядка предоставления информации в Росфинмониторинг лишь в качестве формального повода для отзыва лицензий у отдельных кредитных организаций за иные допущенные ими проступки. В частности, этим «проступком» считается масштабное «обналичивание» клиентами банков денежных средств, которое сегодня является вполне законной операцией. Правда, она ограничивается рекомендациями Банка России, что противоречит требованиям статьи 58 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с ней, «Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных учреждений».
Применение избирательного подхода к банкам и несоразмерность тяжести наказания и степени их вины (отсутствие достаточно серьезной формальной виновности у банков, лишенных лицензии) нарушают принципы равенства перед законом и презумпции невиновности, установленные соответственно частью 1 статьи 1.4 («Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом… Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения …, а также других обстоятельств») и частью 1 статьи 1.5 КоАП («Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина»). При этом каждый из банков, их клиентов и корреспондентов подвергается  дополнительному (административному) риску – риску потери своих денег в связи с неожиданным отзывом лицензии у финансово устойчивого банка.
Кроме того, «кривая» схема реализации Банком России своих властных полномочий имеет негативные экономические последствия для всего общества - несмотря на частные случаи отзыва лицензий, объемы выдаваемых банками наличных денежных средств постоянно растут вместе с «теневыми» комиссиями, выплачиваемыми за эту операцию.
Освобождение Банка России от вышеуказанных полномочий и инициирование им принятия в установленном законом порядке нормативной правовой базы проведения кредитными организациями и их клиентами операций с наличными средствами и наказания за ее нарушение прекратит коллизию законов, порочную практику использования Банком России своих прав на отзыв лицензий в качестве инструмента для избирательного наказания им кредитных организаций за ненаказуемые по законодательству деяния, а также позволит резко сократить «серый» оборот наличности и провести надежную профилактику коррупции.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта