ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

04.09.2007

«Проект» направил в Администрацию Президента РФ предложение об урегулировании проблемы «замороженных» вкладов и приватизации Сбербанка

Руководитель Некоммерческого учреждения Разработки и реализации эффективных реформ «Проект национального развития» Андрей Черепанов обратился к руководителю Администрации Президента Российской Федерации с письмом об урегулировании проблемы «замороженных» вкладов и приватизации Сбербанка. В письме приводится новый, более справедливый метод пересчета задолженности государства перед пострадавшими вкладчиками и предлагается урегулировать эту задолженность посредством предоставления им права вместо денег из госбюджета получить акции Сбербанка, ныне принадлежащие Банку России.


НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАЗРАБОТКИ И РЕЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕФОРМ

«ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
______________________________________
121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 35/30, кв. 377, тел. 961-51-44, эл. адреc: ac@rdm.ru

4 сентября 2007 года

№ 10 Руководителю Администрации
Президента Российской Федерации

Собянину С.С.

Об урегулировании проблемы «замороженных» вкладов
и приватизации Сбербанка


Уважаемый Сергей Семенович!
Проблема т.н. «замороженных» вкладов в Сбербанке до настоящего времени не решена, хотя государство более 12-ти лет назад, в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года, гарантировало «восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств» на вклады в Сбербанке в период до 20 июня 1991 года.
В течение 1996-2007 годов было выделено из бюджета на компенсацию вкладов менее 0,2 трлн. рублей. Как представляется, такая медлительность связана с тем, что Минфин не вполне корректно пересчитал сумму вкладов из 315,3 млрд. прежних рублей в астрономические 10,9 трлн. рублей нынешних, ускоренная выплата которых нанесет существенный ущерб госбюджету и неминуемо приведет к гиперинфляции.
Однако вопрос «замороженных» вкладов требует срочного решения и в интересах достижения национального согласия, и в связи с повышенным риском удовлетворения крупных судебных исков к российскому правительству.

Метод пересчета
Справедливый расчет величины компенсации крайне важен не только для пострадавших вкладчиков Сбербанка (они должны получить не меньше, чем реальная стоимость потерянных сбережений), но и для всех россиян (финансирование компенсационных выплат осуществляется за счет федерального бюджета и влечет за собой отказ от части социальных программ).
Некорректность расчета, примененного в 2003 году Минфином, связана с тем, что за основу был принят официальный рост потребительских цен после «заморозки» вкладов (с учетом проведенной 1 января 1998 году деноминации). Однако надо помнить, что в большинстве своем эти вклады к началу 90-х годов были сформированы «пустыми» деньгами, на них мало что можно было купить из действительно нужного по официальным ценам - была скрытая инфляция на дефицитные товары, а дефицит носил тотальный характер. Значит, стоимость денег на вкладах была значительно ниже, чем это следует из официальной статистики.
Какой она была на самом деле, целесообразно определить, пересчитав вклады в иностранную валюту, например, в доллары США, и учесть долларовую инфляцию.
За базовую дату можно принять день регистрации Акционерного коммерческого Сберегательного банка РСФСР, т.е. момент ликвидации чисто государственной системы Сбербанка, в которой и были потеряны вклады. При этом нельзя использовать ни официальный, ни коммерческий курсы Госбанка СССР (соответственно, около 0,6 и 1,8 рублей за доллар США) в связи с тем, что они не отражали реалий рынка и имели сугубо специфическое применение. Но в тот период уже был узаконен рыночный курс рубля - в соответствии с Указом Президента СССР от 26 октября 1990 года № УП-943 юридические лица получили право продавать и покупать иностранную валюту по курсу, складывающемуся на валютном рынке (межбанковские операции, операции на валютных биржах и др.). А Правление Госбанка СССР своей телеграммой от 1 апреля 1991 года № 136 установило правило выполнения операций по продаже и покупке иностранной валюты у граждан уполномоченными банками по рыночному курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения на иностранную валюту. Тогда за рыночный курс принимался курс последних торгов на Валютной бирже Госбанка СССР, и он сохранял свою силу до следующих торгов.
Рыночный курс, действовавший на 20 июня 1991 года, был 42 рубля за доллар США. Значит, вся сумма «замороженных» в Сбербанке вкладов в эквиваленте составляла 7,5 млрд. долларов США. К сегодняшнему дню из-за долларовой инфляции эта величина соответствует примерно 11,5 млрд. долларов США. А это - около 295 млрд. нынешних рублей, что в 37 раз меньше ранее заявленной Минфином суммы.
Конечно, не справедливо ограничиться выплатой «замороженной» суммы почти по номиналу, фактически прировняв рубль образца 1991 года к сегодняшнему рублю. Надо иметь в виду, что вкладчики отнюдь не по своей воле не сняли со счетов и не использовали свои сбережения в начале 90-х, да и лишены этой возможности они были еще до 20 июня 1991 года, когда валютный курс рубля был повыше. Значит, и получить они должны значительно больше номинала.
 
Способ урегулирования
Обычная выплата в столь крупном размере, осуществляемая из бюджета или стабилизационного фонда, будет инфляционно опасна. Поэтому владельцам «замороженных» вкладов может быть предложен неденежный вариант урегулирования задолженности государства, заодно решающий давно назревшую проблему приватизации Сбербанка России, - предоставление права вместо денег из госбюджета получить акции Сбербанка, ныне принадлежащие Банку России.
При реализации этого предложения бывшим вкладчикам достанется до 13 млрд. акций Сбербанка номиналом в 39 млрд. рублей и текущей рыночной стоимостью в 1,2-1,4 трлн. рублей, а это – справедливая плата за пережитую ими потерю денег. Они смогут свободно продать акции на рынке или оставить их себе для последующего получения дивидендов. И такая конверсия долга в акции будет вполне традиционный способом урегулирования задолженности перед кредиторами, если рассматривать Центральный банк Российской Федерации представителем государства. Потребуется лишь принятие превентивных мер, не допускающих обвала котировок акций Сбербанка из-за вероятного резкого роста их предложения на рынке.
При этом прекратится конфликт интересов внутри Банка России, который сегодня является для Сбербанка одновременно и крупнейшим владельцем, и надзирающим органом, и не будет столь явно искажаться конкурентная среда.

В случае одобрения данного предложения готов предоставить проекты нормативных актов, включая необходимые изменения в Федеральный закон от 10 мая 1995 года.
Убедительно прошу информировать о результатах рассмотрения настоящего письма.

Руководитель «Проекта национального развития» А. Черепанов

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта