ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Ведомости» № 171 (1945)

12.09.2007

Налоговая политика: Недетские каникулы

Юрий Бобылев

Важнейшей статьей доходов государственного бюджета страны остаются добыча и экспорт нефти. Между тем темпы роста добычи нефти, еще в первой половине 2000-х державшиеся на уровне 7-11% в год, в последнее время упали до 2,1-2,8%. Дальнейшее увеличение добычи нефти все больше будет определяться возможностями освоения новых месторождений. А новые месторождения, как правило, во всех отношениях сложны, и их разработка сопряжена с повышенными капитальными, эксплуатационными и транспортными затратами.

Проведенная в последние годы налоговая реформа позволила значительно повысить эффективность системы налогообложения нефтяного сектора, прежде всего за счет введения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и прогрессивной шкалы экспортной пошлины на нефть. Однако единая специфическая ставка НДПИ отражает валовые доходы нефтепроизводителей, определяемые уровнем мировой цены на нефть, но не учитывает объективных различий в условиях добычи нефти, обусловленных горно-геологическими характеристиками месторождений и их расположением. Это осложняет ввод в разработку новых месторождений — особенно в неосвоенных регионах и на континентальном шельфе.

Чтобы стимулировать разработку истощенных и новых месторождений, с 2007 г. введены изменения в налогообложение нефтяной отрасли, предполагающие применение понижающего коэффициента к ставке НДПИ при разработке выработанных месторождений и введение «налоговых каникул» по НДПИ для нефтяных месторождений Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края. Нулевая ставка НДПИ предоставляется на период до достижения накопленного объема добычи нефти в 25 млн т на участке недр (в случае если этот объем добычи достигается раньше чем за 10 лет) либо в течение 10 лет для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи и 15 лет — для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи. Насколько адекватны эти льготы?

Длинные каникулы

Расчеты, проведенные с использованием имитационной финансовой модели разработки типового нефтяного месторождения, разработанной в ИЭПП, позволяют оценить доходность инвестиций в добычу нефти в Восточной Сибири при различной продолжительности «налоговых каникул». Проведенные расчеты подтверждают достаточно низкую эффективность инвестиций в освоение месторождений этого региона при общем налоговом режиме. При мировой цене российской нефти от $40 до $55 за баррель доходность таких вложений будет находиться в диапазоне 12,7-19,9%.

В то же время установленные нормы льготы по НДПИ представляются избыточными. По прогнозам Международного энергетического агентства ОЭСР и министерства энергетики США, мировые цены на нефть в перспективе до 2030 г. будут находиться в диапазоне $50-60/барр., а с учетом более пессимистичных прогнозов других организаций — в диапазоне $40-60/барр. При продолжительности «налоговых каникул» по НДПИ 10 лет даже при цене нефти $40/барр. доходность окажется на уровне 24,7% для месторождений, не подготовленных к разработке, и 26% — для месторождений подготовленных, которые не требуют времени на дополнительную геологоразведку и осуществление первоначальных инвестиций. При цене нефти $50/барр. эти значения составят соответственно 34% и 35,1%, а при средней цене $55/барр. доходность вплотную приблизится к 40%.

Как показывают наши расчеты, приемлемая доходность инвестиций обеспечивается при существенно меньшей продолжительности «налоговых каникул» — семь лет для месторождений, не подготовленных к разработке, и пять лет — для месторождений подготовленных. При такой продолжительности «каникул» при цене нефти $40/барр. и выше внутренняя норма доходности превышает 20%.

Завышенным выглядит и установленный объем льготируемой нефти в 25 млн т. При таком ограничении доходность инвестиций является избыточно высокой, а на месторождениях среднего размера от НДПИ фактически освобождается до 50% добытой нефти. Как показывают расчеты, необходимая доходность инвестиций обеспечивается при ограничении в 15 млн т. При этом использование показателя накопленной добычи нефти в качестве критерия предоставления льготы более предпочтительно. В этом случае предоставление льготы не ограничено определенным периодом, а потому не создает стимулов к форсированию добычи.

Государственный подход

В целом же наиболее предпочтительным подходом к стимулированию нефтедобычи представляется не применение схемы налоговых каникул, а введение понижающего коэффициента к ставке НДПИ, применяемого при разработке новых месторождений определенных регионов (например, Восточной Сибири и континентального шельфа) в течение всего периода разработки. Значение такого коэффициента может быть определено на основе расчета доходности инвестиций в освоение месторождений соответствующей территории. Например, для Восточной Сибири величина данного коэффициента, по нашим расчетам, может составлять 0,5. Именно при таком значении обеспечивается приемлемая доходность инвестиций в добычу нефти в прогнозируемом на перспективу диапазоне мировых цен на нефть (при цене нефти $40/барр. и выше доходность инвестиций превышает 20%).

Такой подход, на наш взгляд, в большей степени ориентирован на соблюдение интересов государства. Во-первых, в этом случае уплата НДПИ осуществляется с самого начала добычи, а не носит отложенного характера. Во-вторых, он не создает стимулов к форсированию добычи в первые годы разработки, а значит, не оказывает искажающего влияния на поведение недропользователей и профиль добычи. В-третьих, такой коэффициент может быть единым, поскольку применим для всех видов лицензий (на разведку и добычу, на геологическое изучение и добычу) и для месторождений на разной стадии освоения (подготовленных к разработке, находящихся на начальной стадии добычи, не подготовленных к разработке). Наконец, такой подход предоставляет меньший выигрыш инвестору при росте цен на нефть по сравнению со схемой налоговых каникул.

Предоставление льгот по НДПИ для новых нефтяных месторождений с повышенными затратами необходимо, однако такие льготы не должны быть избыточными. В перспективе же при освоении новых месторождений целесообразно применение более сложных форм налогообложения, основанных на показателях получаемого дохода и учитывающих реальные затраты на разработку конкретных месторождений. Речь идет о специальных налогах на природную ренту или сверхприбыль. Такие налоги автоматически обеспечивают соответствие налоговой нагрузки показателям экономической эффективности разработки месторождений. Применение таких налогов сопряжено, однако, с более сложным налоговым администрированием и требует создания определенных предпосылок.

Автор — заведующий лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института экономики переходного периода

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта