ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

РБК daily № 17 (333)

01.02.2008

Инфляцию взяли на прицел

Правительство обязалось удержать рост цен на уровне 8,5%
Вчера на заседании правительства министры одобрили план борьбы с инфляцией на ближайшие три года, подготовленный тремя профильными ведомствами — Минфином, МЭРТ, Центробанком. Это очередная попытка министерств обуздать инфляцию, которая за последние четыре года обманывала ожидания правительственных прогнозистов. Роль главного борца с инфляцией будет отведена Центробанку. Его приоритетными задачами на ближайшие три года станет переход к таргетированию инфляции и к плавающему курсу рубля.

«Только в прошлом году инфляция превысила плановый прогноз на 4%, — возмутился вчера премьер Виктор Зубков. — Что это? Или это недостаточное качество экономического планирования и неадекватная внешним рискам денежно-кредитная политика? Или неэффективная реализация намеченных мер и планов действия?» Антиинфляционный пакет, вынесенный на рассмотрение правительства, включает в себя порядка 26 мер. В него вошли и продление соглашения о замораживании цен на продукты первой необходимости, и госрегулирование тарифов естественных монополий, и развитие торговой сети. Немаловажными механизмами премьер назвал также ограничение монополии на локальных рынках, стимулирование отечественного производства, в первую очередь в сельском хозяйстве, фармации, деревообработке.

Однако ключевой мерой на этот год остается усиление денежно-кредитной политики. Минфин по-прежнему убежден, что главный виновник инфляции — увеличение денежной массы в стране, а вовсе не мировые цены на продовольствие. Как отметил вчера министр финансов Алексей Кудрин, если исключить рост тарифов естественных монополий и удорожание продовольствия, то инфляция в 2006 году составила бы 5,7% (немонетарные факторы составили 3,3%), в 2007 году — 6,7% (5,3%). В частности, среди главных причин, разогревших инфляцию в прошлом году, Кудрин назвал высокие цены на нефть и «неожиданный прирост капитала» — 82 млрд долл. против ожидаемых 15 млрд долл. Это, в свою очередь, привело к быстрому росту денежной массы: вместо запланированного роста агрегата М2 на уровне 29% в итоге получилось 47,6%.

Минфин отводит главную роль в борьбе с инфляцией на этот год Банку России. «Правительство сделало все от себя зависящее — установило предельные значения тарифов ЖКХ, определило бюджетные расходы, — отметил Алексей Кудрин. — Теперь 80% нагрузки в борьбе с инфляцией должен нести Центробанк». Помимо уже известных механизмов связывания денежной массы, имеющихся в арсенале ЦБ (укрепление рубля, депозитные операции, отчисления в фонд обязательного резервирования), добавляется еще один. Премьер настаивает на мониторинге внешних заимствований крупных компаний и выработке рекомендаций для них. Только в прошлом году компании с государственным участием получили кредит на общую сумму 30 млрд долл. В течение же трех ближайших лет перед правительством стоит задача перейти на таргетирование инфляции и к плавающему курсу рубля.

Эксперты ставят под сомнение эффективность планов правительства. «Переход к плавающему курсу приведет к чрезмерному укреплению рубля, — отмечает начальник отдела стратегического и макроэкономического анализа ЗАО «ВТБ Управление активами» Алексей Воробьев. — По нашим оценкам, рубль может подорожать до 11—18 руб. за доллар в зависимости от модели оценки. Это негативно скажется на сырьевых отраслях экономики и приведет к замедлению темпов экономического роста». Кроме того, эксперты не советуют переходить на принятый во многих странах метод таргетирования инфляции, который подразумевает фиксирование уровня инфляции и предотвращение отклонений от данного показателя с помощью учетной ставки. «Эффективность таргетирования инфляции в развивающихся экономиках, включая Россию, может быть не так высока, как в развитых экономиках, потому что учетная ставка Центробанка РФ не оказывает существенного влияния на величину денежного предложения в экономике», — добавляет г-н Воробьев.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта