ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Коммерсантъ» № 71(3888)

25.04.2008

Грузия продолжает борьбу с налогами

// С фонда заработной платы правительство страны потребует лишь 15%
 

 Правительство Грузии объявило вчера о намерении снизить ставку подоходного налога с 25% до 15% в течение пяти лет. Таким образом, правительство республики продолжает ультралиберальную налоговую реформу, последним шагом которой было слияние с 1 января 2008 года подоходного и социального налогов, которые в России в сумме составляют до 39%. Сокращение налоговых ставок грузинские власти совмещают со стабильным увеличением бюджетных поступлений и ростом ВВП.

Министр финансов Грузии Ника Гилаури объявил вчера о том, что правительство страны приняло решение о подготовке законопроекта о поэтапном уменьшении подоходного налога с 25% до 15%. Как подчеркнул господин Гилаури, этот процесс продлится в течение пяти лет. В 2009 году налог уменьшится на 1%, в течение последующих трех лет он будет сокращаться на 2% ежегодно, в последний год пятилетки — на 3%. Таким образом, в 2013 году ставка налога составит всего 15%. Грузинский министр надеется, что такое уменьшение налога будет способствовать привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Подоходный налог в Грузии уже не первый год радикально ниже, чем в большинстве европейских стран, в том числе и в России. С 2008 года по инициативе государственного министра по координации реформ Грузии, экс-бизнесмена Кахи Бендукидзе социальный налог, собиравшийся ранее по ставке 20%, был объединен с подоходным налогом, который взимался по ставке 12%. Ставка нового единого налога составила 25%. Поскольку у двух платежей одинаковая налоговая база в виде фонда оплаты труда, обновление подоходного налога фактически привело к существенному снижению нагрузки на зарплату работников.

Для сравнения — суммарная ставка российских ЕСН и налога на доходы равна 39% (26% плюс 13%). При этом возможность объединения этих налогов или их снижения в России сегодня не обсуждается. Наоборот, в свете растущих госрасходов власти говорят о необходимости повышения ЕСН через индексацию его шкалы. Не планируют в России трогать и подоходный налог — наоборот, все чаще слышны призывы к введению прогрессивной шкалы ставок. Стоит отметить, что российские власти в таком подходе к налогообложению не одиноки. По оценкам международной консалтинговой компании Mercer, в большинстве развитых стран ставка подоходного налога (также с учетом платежей на социальное страхование) колеблется в пределах 30-50% от размера фонда оплаты труда. Ниже среднего ставки в США и Великобритании (29,4%), выше — в Германии, Дании и Бельгии, в которых гражданам приходится отдавать государству порядка половины заработанного.

Впрочем, высокие ставки применяются все же в развитых странах с мощной системой социального обеспечения. У развивающихся, как показывает опыт Грузии, может быть другой путь. Объявленное вчера новое снижение фискальной нагрузки в этой стране предпринято в рамках программы по уменьшению и объединению налогов. Правительство Грузии после прихода к власти президента Михаила Саакашвили значительно либерализовало налоговую систему с целью привлечь инвесторов в экономику страны. Многие налоги были упразднены, а оставшиеся снижены. К примеру, вчера же, кроме новости о подоходном налоге, грузинский министр финансов сообщил и о планах правительства постепенно упразднить налог на дивиденды, который сейчас собирается по ставке 10%.

Примечательно, что, несмотря на сокращение бремени, платежи в бюджет Грузии растут. В 2007 году грузинский парламент трижды подправлял доходную часть госказны в сторону увеличения — в итоге до 5,1 млрд лари ($2,9 млрд). Все три повышения министерство финансов объясняло избытком как налоговых, так и неналоговых поступлений в республиканский бюджет. Динамично растет и ВВП республики — 7,5% в 2005 году, 9,5% — в 2006-м и 10% — в 2007 году.


Вадим Ъ-Вислогузов; Георгий Ъ-Двали, Тбилиси

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта