ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

25.09.2008

Банковские ассоциации просят господдержки

МОСКВА, 25 сентября. /ПРАЙМ-ТАСС/. Московская международная валютная ассоциация /ММВА/ направила в адрес президента РФ Дмитрия Медведева и председателя правительства РФ Владимира Путина обращение с призывом о принятии неотложных дополнительных мер по стабилизации ситуации в банковской сфере и на финансовом рынке. Об этом сообщила сегодня пресс-служба ММВА.

В обращении, подписанном президентом ММВА Алексеем Мамонтовым, говорится, что "крайне напряжённая в последнее время ситуация на финансовом рынке России сегодня практически переросла в кризис доверия, который может вызвать гораздо более разрушительные последствия, чем кризис 2004 года. Налицо паралич межбанковского рынка кредитования. "Красная" угроза стабильности банковской системы не снята и требует новых неотложных мер по предотвращению крупномасштабного кризиса".

По мнению ММВА, предпринимаемые в последние недели денежными властями меры по укреплению "бампера" ликвидности российских банков, как показывают события, недостаточно эффективны и не дают повода для того, чтобы хотя бы понизить уровень такой угрозы. Часть из этих усилий, в частности, массированное вливание бюджетных денежных средств, фактически оборачивается лишь их оседанием в крупных государственных и избранных частных банках, создании для них новых конкурентных преимуществ и мало влияют на решение главной поставленной задачи - стабилизации финансового рынка.

Несмотря на ряд звучащих заявлений, в целом банковская система не получает адекватной поддержки, а органы государственной власти полной и достоверной обратной информации о результативности предпринимаемых ими усилий.

Реальная картина на сегодня такова, что динамичное сжатие ликвидности, начавшееся уже со второй недели сентября, к нынешнему моменту привело к практически полной остановке рынка межбанковского кредитования /МБК/. Банки так называемого "первого" круга ещё в начале месяца почти полностью приостановили операции с банками "второго" круга, а по некоторым данным, частично даже со своими партнёрами из того же "первого круга". К настоящему времени свернули свои операции либо даже закрыли лимиты друг на друга и банки второго-третьего круга /средние и малые банки/. Банки-реципиенты получаемых бюджетных средств не спешат с распределением их на нижние уровни системы. "Каналы ретрансляции стабильности оказываются, таким образом, перекрыты", - заключает ММВА.

По мнению ассоциации, если не будут приняты, причём в срочном порядке, дополнительные меры по разблокировке свободного доступа всех банков к необходимым им ресурсам, отечественный финансовый рынок ждут "масштабные разрушения". Напряжённость на рынке в ближайшее время будет только расти. Пик её может прийтись уже на октябрь, когда к ранее возникшим проблемам добавятся новые - крупные налоговые платежи и расчёты по внешним обязательствам. Ожидаемый пиковый спрос на денежную ликвидность в октябре 2008 г, по оценке ряда экспертов, может составить до 500-600 млрд руб ежедневно.

Начавшийся отток капитала, обесценение большого числа активов, включая и тех, которые считались высоколиквидными и входили в число залоговых средств, резкое сужение возможностей для рефинансирования своих обязательств способны привести к крайне тяжёлым последствиям для большинства российских банков. Многие из них, в том числе и региональные кредитные организации, уже сейчас испытывают серьёзные трудности и сворачивают свои кредитные программы для физических и юридических лиц. Это, в конечном счёте, неизбежно скажется на замедлении экономического роста, сокращении занятости и падении платёжеспособности населения, снижении цен на недвижимость, что приведёт к дальнейшему обесценении всех залоговых активов, росту невозвратов выданных кредитов, масштабным списаниям убытков и волне банкротств.

В этой связи ММВА призывает высшую исполнительную власть, законодательное собрание, регулирующие органы, действующие инфраструктурные центры финансового рынка к принятию неотложных дополнительных мер по предотвращению развёртывающегося кризиса.

В частности, ММВА предлагает:

- ввести механизм плавного изъятия денег из системы в виде уплаты налогов и равномерного исполнения расходной части бюджета в течение календарного года, избавившись от нынешней практики формирования "бюджетного навеса" на конец года;

- ускорить принятие изменений в законодательство, вводящих т.н. безотзывные вклады, по крайней мере, для тех из них, выплаты по которым гарантированы системой страхования;

- внести изменения в порядок проведения аукционов по размещению бюджетных денежных средств: снизить порог минимального размера капитала, учесть в качестве оценки надёжности рейтинги не только международных, но и национальных агентств, допустить к участию в аукционах крупные региональные социально значимые банки;

- ввести в обращение валютные инструменты рефинансирования банков, в т.ч. еврооблигации;

- изменить в сторону резкого сокращения сроков процедуру включения в ломбардные списки облигационных выпусков банков и компаний, соответствующих установленным нормативам;

- в самые кратчайшие сроки включить в списки бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по сделкам прямого РЕПО с Банком России, те выпуски облигаций, которые уже находятся в ломбардном списке, но до сих пор не включены в список РЕПО;

- рассмотреть возможность повышения норматива ликвидности для банков;

- максимально стандартизировать порядок, правила и условия проведения операций на рынке МБК, предусмотрев в них, в частности, введение на нормативно-правовом уровне жёстких - вплоть до отзыва лицензий - санкций за невозврат межбанковских кредитов;

- воздержаться впредь от практики приостановки биржевых торгов по инструментам, входящим в число наиболее используемых залоговых активов;

- организовать операции по предоставлению ликвидности под обеспечение основных валют, например через сделки "процентный своп" сроком до 1 месяца;

- ввести нормативы диверсификации рисков по пассивам;

- рассмотреть возможность создания механизма оперативной "переброски" средств на биржевых торгах из секции корпоративных ценных бумаг в секцию госбумаг, что позволит эффективнее использовать эти средства при проведении операций РЕПО.

- рассмотреть возможность создания "пакета" залоговых инструментов и залогового центра рынка МБК на базе крупного банка, либо специализированного кредитного учреждения;

- воздержаться от практики распространения информации о наличии т.н. "чёрных" и "белых" списков банков, т.к. это вносит дополнительную нервозность на рынке и не способствует повышению доверия среди его участников.

25.09.2008 12:20

==================

МОСКВА, 25 сентября. /ПРАЙМ-ТАСС/. Ассоциация региональных банков России считает, что в сложившейся ситуации избирательная помощь только отдельным банкам недопустима. Несмотря на принятые правительством и Центральным банком РФ экстренные меры по стабилизации отечественного финансового рынка, по мнению Ассоциации, сохраняются сложности с оптимальным перераспределением ресурсов поддержки внутри банковской системы.

Позитивно оценивая оперативность действий государства, Ассоциация региональных банков России и Российский союз промышленников и предпринимателей считают, что в сложившейся ситуации меры прямой и по сути безадресной поддержки должны быть подкреплены конкретными шагами, направленными на оживление рынка межбанковского кредитования.

"По сути, функция принятия решений по предоставлению средств поддержки делегирована крайне ограниченному числу участников рынка, не имеющих возможности принять на себя полный объем кредитных рисков, - считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. - По нашему мнению, выделение государственных средств поддержки должно сопровождаться предоставлением государственных гарантий банкам - членам системы страхования вкладов, размер которых определяется величиной банковских активов, что позволит развязать существующие узлы рынка межбанковского кредитования".

В пресс-релизе Ассоциации отмечается, что на сегодняшний момент Банк России и Министерство финансов, по сути, разделили банковскую систему на две части, отдав предпочтение крупнейшим кредитным организациям с государственным участием, которые, как ожидалось, будут обеспечивать ликвидностью средние и малые банки. Однако значительные государственные деньги, выделенные на поддержку банковской системы, оседают на корреспондентских счетах крупнейших банков, либо на депозитах в Центральном банке, не двигаясь по системе, что разрушает конкурентную среду, стимулируя панические настроения среди клиентов, и, самое главное, вредит развитию экономики, малого и среднего бизнеса.

Сбои в работе перераспределительного механизма привели к фактической остановке рынка межбанковского кредитования. Операции подавляющего большинства бывших активных участников межбанка остановлены. Попытка селективного подхода - оказания огромной помощи государственным банкам и некоторой помощи крупным коммерческим банкам - не встречает понимания со стороны остального банковского сообщества и клиентов банков. В самом уязвимом положении на сегодняшний день оказались небольшие и средние российские банки. Они всегда выполняли важную социальную функцию в тех отраслях и регионах, где деятельность федеральных банков не была заметна, и поэтому заслуживают к себе более внимательного отношения государства.

Ассоциация региональных банков России считает, что в создавшемся положении Центральный банк должен пойти на чрезвычайные меры по восстановлению межбанковского оборота. Для этого необходимо немедленно: оказать финансовую поддержку всем кредитным организациям, которые на момент вхождения в кризис имели устойчивое финансовое положение; не принимать депозиты от крупнейших банков, объем которых сейчас составляет более четверти всех средств на корреспондентских счетах, - эти средства должны размещаться на рынке межбанковского кредитования; предоставить небольшим и средним банкам рефинансирование под залог их кредитных портфелей на условии их 50-проц валовой оценки; срочно утвердить в связи с этим новую редакцию инструкции ЦБ 312-П; взять на себя определенные обязательства по гарантированию возврата межбанковских кредитов.

По мнению банковского и предпринимательского сообщества, только восстановление полноценного денежного оборота и возобновление эффективного рынка межбанковского кредитования гарантирует восстановление банковской системы и всей экономики России в целом, отмечается в пресс-релизе Ассоциации.

25.09.2008 19:23

 

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта