ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Ведомости» №193 (2215)

13.10.2008

Правительства придержат невидимую руку рынка

Начавшийся в США финансовый кризис, заставивший многие правительства пойти на национализацию и предоставить сотни миллиардов долларов частным финансовым компаниям, способен изменить систему экономического управления в мире на годы вперед. Модель рыночного капитализма, которую проповедовали США и которой пытались следовать многие развивающиеся страны, больше не может служить образцом

Михаил Оверченко
Борис Грозовский
Ведомости

Полтора года назад министр финансов США Генри Полсон заявил, выступая на Шанхайской фьючерсной бирже, что экономика Китая рискует недополучить триллионы долларов, если страна не либерализует рынки капитала. «Открытый, конкурентный, либерализованный финансовый рынок может гораздо более эффективно, чем правительство, разместить дефицитные ресурсы, что будет способствовать стабильности и процветанию», — говорил Полсон.


Рыночная свобода или госконтроль
Николя Саркози
Президент Франции
«Идея того, что рынки всегда правы, – безумная идея. Идея, что саморегулирование может решить проблемы, умерла. Идея невмешательства государства умерла. Идея всемогущих рынков умерла»

--------------------------------------------------------------------------------
 
Аркадий Дворкович
Помощник президента РФ
«Кризис провел водораздел, изменив не только мир, но и образ мыслей. Сегодня уже нет табу на действия, которые могут предпринимать власти, а тезис, что предпринимательство может действовать без поддержки государства, является неадекватным. Еще несколько месяцев назад нельзя было ожидать, что США или Великобритания предпримут
национализацию
компаний»
 

--------------------------------------------------------------------------------
 
Новый порядок
Редакционная статья в англоязычной версии газеты китайской компартии «Жэньминь Жибао» от 17 сентября:
«Миру срочно нужна новая, диверсифицированная валютная и финансовая система, справедливый и по-настоящему глобальный финансовый порядок, не зависящий от США»

С тех пор правительство США предоставило кредит под активы инвестбанка Bear Stearns, национализировало ипотечные корпорации Fannie Mae, Freddie Mac и страховую компанию AIG (эти расходы превышают $300 млрд), пообещало выделить $700 млрд на выкуп проблемных активов у банков и запретило короткие продажи акций почти 1000 финансовых компаний. Сегодня слова Полсона у представителей его аудитории в Китае не могут вызвать ничего, кроме усмешки. Финансовая система США была моделью, по которой проводились реформы в Китае, говорит Сон Гуоцин, экономист Китайского центра экономических исследований Пекинского университета. Теперь ясно, «что у учителей возникли собственные проблемы», говорит он.

«Уолл-стрит превратился в Красную площадь. Даже русские не решились бы столько национализировать», — заявил премьер-министр Люксембурга и председатель группы министров финансов еврозоны Жан-Клод Юнкер. Впрочем, признал он, у властей США нет иного выбора, кроме как самим заняться решением проблем, порожденных финансовыми рынками.

Рыба тухнет с головы

Последние действия США резко контрастируют с их рекомендациями властям развивающихся стран, пострадавших от кризиса 1997-1998 гг.: тогда американцы выступали за рыночный подход, призывая банкротить слабые банки, не допускать роста бюджетного дефицита и т. д. Сейчас американцев обвиняют в лицемерии. «Я хорошо помню, как нам тогда говорили: никогда не нужно спасать тонущие компании, — пишет на своем сайте Махатхир Мохамад, бывший в то время премьер-министром Малайзии. — Но за последний год ФРС спасла десятки банков, ипотечных корпораций и других компаний».

Председатель комиссии по банковскому регулированию Китая Лю Минкан возложил вину за кризис на лидеров финансового сектора США. «Рыба тухнет не с хвоста», — перефразировал он известную поговорку. Регулирующие нормы, разрешавшие выдачу в США ипотечных кредитов на 100% стоимости недвижимости, он назвал смехотворными, а уровень заемных средств в финансовой системе — опасным и недопустимым. «Хуже того, он не контролируется никакими благоразумными регулирующими нормами», — сказал Лю.

Российские руководители, которых американцы в последние годы критиковали за усиление роли государства в экономике, не преминули бросить ответный упрек. «Пусть американцы сами разбираются со своей ипотечной системой и другими своими инструментами, хотя, если говорить по-простому, они, конечно, подставили почти всех», — сказал в сентябре президент Дмитрий Медведев. Американские власти, «по сути, занялись частичной национализацией своего финансового сектора», отметил он в другой раз.

Более медленные, чем в США, темпы роста экономики еврозоны и производительности труда сторонники англосаксонской версии капитализма объясняли тем, что в Старом Свете правительства слишком вмешиваются в корпоративную политику, профсоюзы имеют слишком большой вес, государство несет чрезмерную социальную нагрузку, а рынки недостаточно дерегулированы. Привлекательность американской модели для Европы и раньше-то была не слишком высока, а теперь она исчезла вовсе, говорит член парламента Германии от социал-демократической партии Нина Хауэр.

Даже в самих США осознают всю неоднозначность ситуации. «Национальная приверженность свободному рынку длилась один день», — с горькой иронией сказал председатель комитета по финансовым услугам палаты представителей Барни Фрэнк. Этот день — 15 сентября: днем раньше правительство отказалось спасать Lehman Brothers; днем позже национализировало AIG.

Больше госрегулирования

Последние действия американских властей укрепили позиции сторонников сохранения госконтроля над экономикой в развивающихся странах. В качестве примера Су Сяонянь, профессор Китайско-европейской международной бизнес-школы в Шанхае, называет скупку правительством акций госкомпаний в середине сентября — когда банкротство Lehman Brothers и национализация AIG спровоцировали обвал на мировых фондовых рынках. К этому китайские власти побудили действия американского правительства, уверен Су. Между тем в последние годы правительство Китая старалось снизить свое вмешательство в дела фондового рынка, предпочитая вводить рыночные механизмы его регулирования. «Либеральному экономисту, такому, как я, становится все труднее возражать против интервенций, поскольку все вокруг считают: американская модель больше не работает», — говорит он.

Правительство Южной Кореи подготовило 21 законопроект по либерализации финансового сектора, предполагающий, в частности, создание инвестиционных банков, приватизацию государственных банков и смягчение требований к инвестированию средств государственных пенсионных фондов. Теперь их принятие под вопросом. Вопрос о приватизации крупнейшего госбанка Korea Development Bank должен быть проанализирован заново, заявили в конце сентября некоторые парламентарии. Korea Development Bank вел переговоры о покупке доли в Lehman Brothers, однако регуляторы несколько раз публично посоветовали ему этого не делать.

Кризис в США укрепляет позиции популистских лидеров в Латинской Америке и обеспечивает дополнительную общественную поддержку таким мерам, как контроль за ценами, национализация и даже отказ от выплат по госдолгу.

Европейские политики тоже не скрывают своего раздражения тем, что в отсутствие надлежащего надзора американские финансисты спровоцировали кризис, который ударил и по другим странам. Канцлер Германии Ангела Меркель напомнила недавно, как в 2007 г., когда ее страна председательствовала в «семерке», США и Великобритания возражали против ее предложений усилить регулирование финансовых рынков. А на встрече с 15 000 рабочих Volkswagen Меркель заявила, что закон, позволяющий правительству защищать автоконцерн от поглощения иностранными конкурентами, обеспечивает устойчивое долгосрочное развитие компании. «Этот кризис показывает, что рынкам нужны правила и кто-то, кто будет следить за ними. Мы были правы, сохраняя более жесткое регулирование, например, выдачи ипотечных кредитов», — говорит Хауэр.

«Давайте вместе восстановим регулируемый капитализм, в котором вся финансовая активность не будет полностью отдана на откуп операторам рынка», — призвал на сентябрьской сессии ООН президент Франции Николя Саркози, который, как и Меркель, во время избирательной кампании позиционировал себя как реформатор-рыночник. Еще резче он высказался у себя на родине, во время поездки в Тулон. Пообещав поддерживать экономику в случае ухудшения ситуации вплоть до выдачи госкредитов компаниям и домохозяйствам, Саркози заявил: «Финансовому капитализму мы должны противопоставить предпринимательский капитализм. Эта система создала неравенство, деморализовала средний класс, усилила спекуляции». Он призвал компании делиться с сотрудниками более значительной частью прибыли, ограничить вознаграждение топ-менеджеров и ужесточить их ответственность, если компания оказывается в кризисе.

Ужесточение регулирования финансового сектора неизбежно: соответствующие правила 1 октября представила Европейская комиссия (ЕК) — разрабатывать их начали еще в конце прошлого года, когда прокатилась первая волна кризиса. Предполагается, в частности, что банки, создающие секьюритизированные инструменты и продающие их инвесторам, должны будут создавать резервы в размере 5% от стоимости обеспечения по ним. ЕК также предлагает создавать коллегии из регуляторов разных стран для надзора за банками с трансграничными операциями.

Кроме того, в октябре комиссия планирует представить законопроект, который обяжет кредитные рейтинговые агентства регистрироваться в регулирующих органах и выполнять ряд требований.

Фрэнк пообещал после выборов президента и части парламентариев в ноябре радикально пересмотреть регулирование инвестиционного и банковского секторов. «В следующем году мы проведем серьезную хирургическую операцию финансовой структуры», — заявил он.

«В последние 20 лет люди активно развивали идею невмешательства государства, — говорит специалист по истории финансов из Нью-Йоркского университета Ричард Силла. — Это была идея свободного рынка — вспомните рейгановское: «Правительство — это не решение проблемы, правительство — само проблема». Теперь люди говорят: «Рынок — это проблема, правительство — вот решение».

Вспомнить Карла Маркса

«Не является ли это все последним “кризисом глобального капитализма”, если позаимствовать у Джорджа Сороса название книги, написанной вскоре после кризиса 1997-1998 гг.?» — задается вопросом профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике Гэри Беккер. И сам же отвечает: «Кризис, убивающий капитализм, видят в каждой рецессии и финансовом кризисе начиная с момента, когда коллапс капитализма предсказал Карл Маркс». Тот же Сорос объявил смерть капитализма, а в течение 10 лет после этого мировая экономика и торговля росли беспрецедентными темпами, отмечает Беккер.

Он также считает ошибкой запрет на короткие продажи: «Это проявление вечного подхода «убей гонца [принесшего дурную весть]». Продажи акций участникам рынка — не причина кризиса, а отражение их взгляда на то, насколько затяжным будет спад. Ограничивая продажи, государство не допускает на рынок ценную информацию и создает проблемы для многих игроков — например, инвесторов, использующих короткие позиции, чтобы захеджировать риски, отмечает Беккер.

Стало модным говорить, что кризис на фондовом рынке означает конец американского капитализма, как мы его знали, что он перерождается в финансовый социализм; это совершенно не так, уверен профессор Йельского университета Роберт Шиллер. Нынешняя господдержка — временная мера, предотвращающая коллапс финансовой системы. Кризис послужит ее развитию и гуманизации, уверен Шиллер. Он предлагает сконструировать ипотечные бумаги, платежи по которым будут ниже в кризисные для экономики времена, и более безопасные деривативы, когда неплатежеспособность одного из контрагентов не будет вызывать масштабных неплатежей по всей цепочке финансовых институтов.

«Вы действительно хотите, чтобы государство всем этим владело?» — спросила Энн Кэнфиилд из ассоциации ипотечных кредиторов Сonsumer Mortage Coalition на слушаниях в cенате, когда Полсон заявил, что, покупая у банков проблемные активы, государство взамен может получить их акции.

Владея двумя ипотечными агентствами, AIG и выделив JPMorgan Chase $29 млрд на спасение Bear Sterns, США превращаются в крупнейший в мире суверенный фонд, иронизирует колумнист Bloomberg Марк Гилберт. Чтобы собрать полноценный портфель, недостает только акций какого-нибудь проблемного промышленного предприятия — например, General Motors или Ford, продолжает он. Еще в июле, когда ФРС и минфин США пытались спасти ипотечные агентства, сенатор от штата Кентукки Джим Баннинг сказал: «Открывая утренние газеты, я чувствую себя так, как будто я во Франции». Вероятно, теперь Баннингу кажется, что он в Китае, замечает Гилберт.

Многополярный финансовый мир

«Неделя, изменившая американский капитализм», «Кризис на Уолл-стрит», «Черный понедельник для банков» — заголовки газет на третьей неделе сентября наглядно демонстрировали панику, ужас, непонимание, как такое могло случиться. За несколько дней транснациональная страховая компания оказалась банкротом, а крупнейшие американские инвестбанки исчезли как класс: обанкротившийся Lehman раскупили по частям Barclays и Nomura, Merrill Lynch продался Bank of America, сохранившие самостоятельность Goldman Sachs и Morgan Stanley перерегистрировались, став коммерческими банками.

«США потеряют статус супердержавы в мировой финансовой системе», — заявил несколькими днями позже министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк. С появлением более сильных, финансово состоятельных центров в Азии и Европе «этот мир станет многополярным», добавил он.

У развивающихся стран есть преимущество: они могут учиться у развитых стран и у своих предшественников, прошедших тот путь, которым сейчас следуют они, десятилетия назад, отмечает Ион Триси, глобальный аналитик инвестиционного бюллетеня Fullermoney. «Центральные банки развивающихся стран будут внимательно следить за ликвидацией кредитного кризиса и окажутся лучше подготовлены к возможным будущим кризисам в собственных странах», — говорит он.

«Полагаю, в следующем году на Всемирном экономическом форуме в Давосе американцы не будут так активно читать нотации, как раньше», — замечает Катинка Бариш, замдиректора Центра европейских реформ в Лондоне. Еще более категоричен Кристофер Вуд, главный стратегический аналитик гонконгской брокерской компании CLSA и издатель инвестиционного бюллетеня «Страх и жадность»: «Доверие к США катастрофически подорвано, а возможность читать наставления другим странам по экономическим вопросам потеряна навсегда».

Нынешний кризис может подорвать доверие к доллару как международной резервной валюте, полагает шанхайский аналитик Энди Се, в прошлом главный экономист по Азии в Morgan Stanley. Экономисты в Китае и других странах, прежде всего азиатских, в последние годы и так уже неоднократно высказывали озабоченность судьбой доллара, на который приходится значительная часть их валютных резервов. Увеличение госдолга США еще более чем на $1 трлн способно лишь усилить их беспокойство. «Думаю, правительство США попросту надувает иностранцев», — говорит Се.

По его мнению, нынешний кризис знаменует собой конец эпохи, которая характеризовалась дерегулированием, снижением роли государства в экономике, главенством финансовых рынков: «В 1989 г., когда рухнула Берлинская стена, социализм был дискредитирован и весь мир развернулся вправо. Теперь дискредитирован финансовый капитализм, и весь мир, включая США, поворачивается влево».


ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ WSJ, DJ, FT

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта