ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Интернет-издание «Полит.Ру»

19.03.2002

«Не знаю, насколько Игнатьев тверд в своих убеждениях и готов ли он сопротивляться лоббизму»

Интервью Андрея Черепанова, председателя совета Московской международной валютной ассоциации (ММВА), бывшего начальника Департамента внешнего долга Минфина

Курс и валютное регулирование "политика без страшилок"

Мне представляется, что денежные власти пришли к консенсусу относительно того, что девальвация не должна серьезно отставать от темпов инфляции. К сожалению, ранее ЦБ проводил не вполне адекватную курсовую политику, которая привела к 40%-ному росту курса рубля в реальном выражении. Но после того как стал резко расти импорт, ЦБ понял пагубность этих действий и отказался от них. В итоге последние полгода проводится согласованная политика, которой, по всей вероятности, будет придерживаться и Игнатьев. Предложений о том, чтобы девальвация на протяжении некоторого времени опережала инфляцию, мне не приходилось слышал ни от кого, кроме Илларионова. Жаль. Я также считаю такую политику полезной, но не думаю, что кто-либо на нее решится. В том числе Игнатьев. Ведь многие эксперты полагают, что девальвация серьезно ускоряет рост цен и власти не должны провоцировать инфляционные ожидания. Это правильно, но только отчасти. При талантливой тактике Банка России негатив можно было бы практически полностью нивелировать.

Консенсуса по вопросу валютного регулирования нет, и его, видимо, в ближайшее время не будет. Проблема в том, что, даже если и близки представители правительства и Банка России к какому-то общему пониманию, оно, по-моему, неправильное. Но стратегия в конце концов изменится. Тот чрезмерно осторожный подход, который проповедует сейчас правительство и навязывало прежнее руководство ЦБ, явно ведет в тупик. Если мы хотим привлекать инвестиции, то мы должны создавать в стране нормальный предпринимательский климат. Несомненно, в первую очередь он зависит от реформы судебной системы. Но второй по важности является либерализация валютного законодательства. Надо прекратить нарушать права собственника в валютной сфере. Иначе инвестиции активно не пойдут.

Если говорить о позиции Игнатьева по валютному регулированию, то он не решался на принципиальные меры во многом из-за того, что прежнее руководство ЦБ постоянно запугивало "широкую общественность" валютными "страшилками". Как только он начнет входить в курс дела, я думаю, сам прекрасно поймет, что ничего опасного в валютной либерализации нет. Мало того, я уверен, что и Геращенко прекрасно понимал, что избранная им тактика в отношении валютного регулирования неправильна для дела, но ему нужен был миф о своей незаменимости. Игнатьев, как умный человек, быстро начнет это осознавать и изменит политику ЦБ. К сожалению, в интервью "Ведомостям" он заявил о необходимости сохранить обязательную продажу валюты на бирже и привел два      ^ странных аргумента. Во-первых, по его мнению, эта схема устраивает большинство участников внешнеэкономической деятельности. На самом деле она устраивает только валютную биржу и тех, кого она "подкармливает". Во-вторых, он сказал, что для •изменения действующего порядка нужны некие "более веские основания". Я не понимаю, что может быть более веским, чем здравый смысл и Конституция РФ, которым противоречит институт обязательной продажи. Очень хочется надеяться на то, что Игнатьев будет относиться к аргументам либералов с меньшим предубеждением, когда перестанет получать из Банка России искаженную картину действительности. Станет

понятно, что рыночных методов управления ситуацией вполне достаточно. Надо только умело ими пользоваться, и не нужно никаких административных мер.

 

Независимость в выполнении конституционных функций

Правительственные поправки к закону о ЦБ - возможный компромисс. Конечно, ЦБ должен быть независим в том, что касается его конституционной функции - защиты и обеспечения устойчивости рубля, и никто не имеет права вторгаться в его компетенцию. Но в том, что касается вторичных вопросов - расходы, зарплата персонала, капитальное строительство, назначение аудиторов, - общественный контроль не помешает. Другая проблема, актуальная и за рубежом, в том, что через второстепенные факторы возможно влияние и на качество исполнения главной функции.

Я не очень уверен, что кто-то желает неподконтрольности Банка России, тем более что он и сейчас тоже под контролем - хотя бы через назначение председателя. Возможно, этого кому-то представляется недостаточным. Но, честно говоря, я не вижу большого смысла в некой надстройке над Банком России. Мне кажется, жестче контролировать ЦБ можно было бы через существующие структуры - Счетную палату, например. В любом случае НБС не сможет досконально разобраться в ситуации. Мало того - он не сможет и сам серьезно влиять на ЦБ и вынужден будет давить на него через, скажем, обращение к депутатам или к президенту. Но это можно делать и сегодня, без внесения изменений в законодательство. Возможно, кто-то хочет войти в этот совет и предложить свои инициативы. Прекрасно, почему бы ЦБ их не выслушать, а затем самому не принять решение? В будущем очень многое будет зависеть от позиции нового председателя ЦБ. Насколько он будет тверд в своих убеждениях и насколько сможет не уступать лоббизму. Не знаю, готов ли к такому сопротивлению Игнатьев. Его предшественник в этом отношении был жестким, может быть, даже чрезмерно.

 

Кадровая ротация

Персональная ротация руководства ЦБ просто необходима. Из всех заместителей, которых привел с собой Геращенко в 1998 году, на мой взгляд, лишь одна Парамонова последовательно защищала государственные интересы. Кстати, мне не кажется логичным соображение о том, что Геращенко принес большую пользу в деле стабилизации ситуации. После кризиса управлять всегда легко. Но в этой комфортной ситуации, когда надо было усиленно помогать экономическому развитию страны, Геращенко с командой бездарно терял время на своем островке застоя.

Реальные планы нового руководителя Банка России будут понятны по первым назначениям и по предложениям, с которыми Игнатьев выступит в Думе. Хотелось бы, чтобы он не уступал давлению правительства, которое, если судить по последним событиям, начало дрейфовать не в нужном направлении (что подтверждает назначение экономическим советником председателя правительства Делягина - сторонника усиления вмешательства государства в экономику). Боюсь, что следующим "пунктом повестки дня" стоит повышение капитализации банков за счет государства. Или, иными словами, организация системы проедания национального продукта.

 

 

("Полит.Ру" представлял Евгений Натаров)

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта