ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Вестник РЭО, № 59

18.10.2002

Обязательная продажа валютной выручки

     Правительство и Центральный банк вновь обсуждают половинчатые меры по валютной либерализации, причем, судя по всему, никто не хочет отказываться от архаичной в нынешних условиях обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Скорее всего, мы можем рассчитывать только на снижение норматива обязательной продажи до 30-35%. Что еще более важно, Центробанк продолжает считать продажу инструментом своей политики.

Мы приветствуем, безусловно, некоторые послабления для граждан и компаний в плане валютных ограничений, но считаем, что полная ликвидация обязательной продажи валюты – необходимое условие дальнейшей макроэкономической стабилизации.

* * *

История обязательной продажи валютной выручки начинается с момента начала разрушения валютной монополии государства во второй половине 1980-х годов.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. были предусмотрены так называемые валютные фонды отчислений от экспортной выручки предприятий по нормативам на 5 лет. С этого момента не вся валюта принадлежала государству, хотя фонды были созданы в виде забалансовых счетов (то есть права на валюту) и только для производственных целей. Владелец фондов должен был покупать свою валюту на рубли, то есть вносить “рублевое покрытие”.

В 1987-90 гг. использование валютных фондов либерализовывалось, появилась возможность иметь настоящие валютные счета, но в целом свобода распоряжения валютной выручкой была ограничена, а нормативы валютных отчислений были установлены в основном для машиностроения (40-50%) и сельского хозяйства (70%), то есть для отраслей, доля которых в экспорте была небольшой. Для нефтедобывающей промышленности нормативы вообще не были установлены.

Основная часть валюты поступала государству и использовалась как для централизованных импортных закупок по валютному плану, так и для формирования валютных резервов.

Фактически на этом этапе существовала 100% обязательная продажа экспортной выручки предприятий государству через Внешэкономбанк СССР по заниженному курсу, а государство “разрешало” предприятиям выкупать часть их валютных поступлений.

30 декабря 1991 г. с началом реформ был выпущен Указ Президента РФ “О формировании республиканского валютного резерва Российской Федерации в 1992 году”. В соответствии с ним предусматривалась обязательная продажа в валютный резерв правительства 40% экспортной валютной выручки (по специальному коммерческому курсу рубля ниже рыночного курса, котируемого Центральным банком) и 10% валютной выручки – Центральному банку для формирования стабилизационного фонда для поддержания курса рубля.

Данное решение было вынужденным, но не вполне отвечало интересам реформы:

  1.     Де-факто сохранялась система валютного плана и валютных резервов правительства, что противоречит рыночным принципам.
  2.     Сохранялся искусственный заниженный курс рубля для обязательной продажи.
  3.     Продолжалась политика принуждения правительства продавать валютную выручку, что внешне выглядело как поддержка рубля, а на деле подрывало доверие к нему.
  4.     Многочисленные льготы в виде освобождения от обязательной продажи порождали коррупцию.

Указом Президента от 14.06.1992 г. с 1 июня 1992 г. была отменена продажа валюты в Республиканский валютный резерв и специальный коммерческий курс и вместо этого введена обязательная продажа 50% валютной выручки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки, на межбанковских валютных биржах (всего их было 6) и Центральному банку. Все валютные резервы теперь формировались Центральным банком.

Вернувшийся в это время в Центральный банк В.Геращенко интерпретировал данное положение как обязательную продажу 50% экспортной выручки непосредственно в валютный резерв Центрального банка. Механизм продажи был прерогативой руководства Центробанка.

Унификация валютного курса (переход на единый рыночный валютный курс) была крупным достижением. Сама по себе продажа 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке также могла рассматриваться как прогрессивная мера поддержки рынка, если бы она не была искажена руководством Центрального банка.

Обязательная продажа валюты Центральному банку неизбежно означает денежную эмиссию и ведет к инфляционным последствиям. В условиях гиперинфляции и декларируемой борьбы за финансовую стабилизацию данная мера была глубоко ошибочной и нанесла серьезный ущерб экономике.

14 июля 1993 г. после длительной борьбы Министерству финансов удалось вынудить Центральный банк изменить правила обязательной продажи валюты: только 20% должны были продаваться непосредственно в валютный резерв Центрального банка и 30% - на внутреннем валютном рынке, то есть без эмиссии. Это прогрессивное решение способствовало стабилизации курса рубля и некоторому снижению темпов инфляции.

Такой шаг имел принципиальное значение, так как при продаже на валютных биржах Центробанк всегда являлся важным участником торгов и скупал львиную долю валюты. Только при продаже через банки можно было избежать накачки экономики пустыми деньгами.

Данный режим сохранялся в течение нескольких лет и в 1995-1998 гг. Правительство и Центральный банк не удосужились, к сожалению, продолжить валютную либерализацию (министры финансов Пансков, Лившиц, Чубайс, Задорнов, председатель Центробанка Дубинин).

Вскоре после дефолта еще при С.Дубинине 9 сентября 1998 г. совет директоров ЦБ сузил возможности обязательной продажи экспортерами части экспортной валютной выручки, оставив им возможность проводить эти операции только на валютных биржах и непосредственно Банку России (то есть банки были исключены). Потом новое правительство Е.Примакова и вернувшийся в Центральный банк В.Геращенко ужесточили режим валютного рынка, введя специальную торговую сессию на ММВБ (существовала с 6.10.1998 г. по 29.6.1999 г.), ограничив цели покупки валюты.

С начала 2000 г. по инициативе В.Геращенко и с согласия министра финансов М.Задорнова был повышен норматив обязательной продажи валюты Центробанку с 50% до 75%. Эта мера, внешне призванная помочь стабилизации, носила деструктивный характер, так как дополнительно подрывала доверие к рублю. Если бы в тот момент норматив снизили, то это укрепило бы чрезмерно обесценившийся рубль и снизило негативные последствия дефолта, уменьшило бы шок для экономики.

Еще в начале 2001 г. В.Геращенко добивался повышения норматива обязательной продажи до 100% экспортной выручки, но этого не прошло. И только 10 августа 2001 года Центральный банк под давлением представителей крупного бизнеса пошел на снижение норматива обязательной продажи с 75% до 50%, причем сторонниками были в основном бизнесмены, а противниками – широкий круг людей (Геращенко, Задорнов, Ясин, Дубинин, Глазьев). Тогда же Президент дал указание Правительству и Центральному банку разработать программу валютной либерализации.

26 августа 2002 г. обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридических лиц стала снова осуществляется на внебиржевом межбанковском валютном рынке либо обслуживающему резидента уполномоченному банку (то есть не только на бирже), либо непосредственно Центробанку. Официально совет директоров ЦБ РФ принял это решение в связи со стабилизацией ситуации на финансовом рынке.

К осени 2002 г. Правительство и новый председатель Центрального банка С.Игнатьев выдвинули ряд предложений по частичной и осторожной либерализации.

В частности, был озвучен новый (предельный) уровень норматива обязательной продажи экспортной выручки – 35%, причем его по непонятным причинам решили заложить в проекте нового закона “О валютном регулировании и валютном контроле”. Теоретически Центральный банк может своими решениями свести обязательную продажу к нулю, но зачем нужно закладывать предельный уровень в законе – непонятно (может быть на случай возвращения Геращенко, чтобы ограничить его действия).

На практике большинство официальных и банковских деятелей последних 15 лет (исключая А.Илларионова, Б.Федорова) упорно поддерживали систему обязательной продажи валюты. Основные аргументы:

  1.       Стабилизация валютного рынка, обеспечение гарантированного предложения валюты.
  2.       Обеспечение накопления валютных резервов Центробанка.
  3.       Обеспечение устойчивости платежного баланса, возможности обслуживания внешнего долга.
  4.       Многие развивающиеся страны имеют обязательную продажу (Например, Китай) и неплохо развиваются.

Очевидно, что данные аргументы не выдерживают серьезной критики. На самом деле, данная система:

  1.       Искажает механизм формирования валютного курса, приводит к его нереальности (заниженности) и возможности резких колебаний. Это, в свою очередь, снижает стимулы к повышению эффективности производства.
  2.       Искажает картину инфляции, является фактором ее завышенного уровня.
  3.       Демонстрирует неуверенность денежных властей в своих силах, отсутствие прогресса в разработке эффективной денежно-кредитной политики. Подрывает доверие к национальной валюте.
  4.       Порождает огромные транзакционные расходы экспортеров, которые не имеют никакого экономического смысла.

Вместо того, чтобы сделать рубль сильной валютой, применяются административные меры, которые через 12 лет после начала реформ выглядят странно. Ключевая причина оппозиции либерализации – неполное понимание экономической природы валютного рынка и, как следствие, боязнь принять ответственность за “рискованное” решение. Это общая беда российской экономической бюрократии.

Надо также сказать, что в некоторых условиях даже 100% обязательная продажа валюты может нормально существовать, но условиями при этом является жесткая дисциплина, стабильность экономики и высокий уровень компетентности денежных властей. В наших условиях мы этого не имели. Кстати, все развитые страны отказались от обязательной продажи, как от экономически бессмысленной практики.

Вывод:

  1.          Даже сегодня Центральный банк не вполне понимает свои функции и остается тормозом в валютной либерализации. Можно понять осторожность нового руководства, но в данном случае она чрезмерна.
  2.          Цепляние за обязательную продажу валюты и продажи через биржи не может не тревожить. Закрепление в законе обязательной продажи противоречит интересам экономики.
  3.           До полной отмены обязательной продажи валюты Центральному банку в стране будет осуществляться ненужная дополнительная эмиссия, несколько повышающая темпы инфляции. Без отмены обязательной продажи валютной выручки нормальная денежно-кредитная и валютная политика невозможны.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта