ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

24.10.2008

«О вредной инициативе по восстановлению нормы обязательной продажи валюты и полезных мерах по устранению условий кризиса»

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕФОРМ

«ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
24 октября 2008 года № 19

Президенту Ассоциации региональных банков России Аксакову А.Г.

Уважаемый Анатолий Геннадьевич!
На официальном сайте Ассоциации региональных банков России опубликован ряд предложений по преодолению финансового кризиса («Новости Ассоциации» от 20 октября 2008 года). При этом среди действительно полезных инициатив указана необходимость «вновь ввести практику обязательной продажи части валютной выручки» для того, «чтобы предоставленная в рамках стабилизационных мер рублевая ликвидность не утекала на российский валютный рынок и не опускала курс рубля». Между тем, восстановление этого института никак не в состоянии помочь достижению заявленной цели. Мало того, такое восстановление нанесет серьезный вред делу подавления кризиса, затруднит решение задачи становления рубля в качестве мировой резервной валюты и приостановит процесс преобразования России в государство с цивилизованной и конкурентоспособной рыночной экономикой (см. приложенную краткую справку).
В этой связи просим исключить упоминание об обязательной продаже экспортной выручки из инициатив Ассоциации. Со своей стороны, в составе мер по устранению условий финансового кризиса в России предлагаем следующие:
1. Незамедлительное внесение изменений в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях прекращения права досрочного отзыва вкладов. Необходимо иметь в виду, что масштабная реализация такого права в последний период послужила главным катализатором проблем подавляющего числа банков, активно работающих с населением, главным образом, в регионах.
2. Прекращение практики использования рейтингов в качестве критерия допуска банков к аукционам по размещению средств Правительства и ЦБ. Присвоение рейтингов, особенно международными агентствами, является чрезмерно дорогой услугой для малых и средних банков. В то же время сами агентства при проверках банков и публикации их результатов имеют конфликт интересов (они оплачиваются проверяемыми) и слабо отвечают за качество своей работы. Представляется целесообразным взамен «рейтингования» ввести систему обязательных систематических проверок достоверности отчетности и анализа финансовой устойчивости коммерческих банков силами аудиторских организаций, нанимаемых и оплачиваемых надзорным органом (Банком России). При этом источником финансирование их работы могут быть как собственные средства ЦБ, так и централизованные отчисления коммерческих банков в зависимости, например, от величины их активов.
3. Освобождение российских банков от обязанности жесткого контроля операций клиентов в рамках борьбы с отмыванием преступных доходов. Надо понимать, что само «отмывание» не является для нашей страны актуальной проблемой, оно не представляет ни малейшей опасности для общества. В то же время установленные правила борьбы с ним отвлекают большие людские и материальные ресурсы банков, грешат субъективизмом и поэтому содержат непрогнозируемый административный риск, а также неизбежно ведут к нарушению коммерческой тайны клиентов, тем самым серьезно дестимулируя проведение операций через банки.

Приложение: 2 л.

Директор Некоммерческого учреждения «Проект национального развития»               А. Черепанов
 

=================
КРАТКАЯ СПРАВКА
об институте обязательной продажи валюты и его последствиях

Обязательная продажа экспортной валютной выручки (фактически принудительная конверсия в рубли иностранной валюты, заработанной экспортерами) имела частично позитивный для государства эффект лишь на первом этапе ее установления. В тот период эта продажа осуществлялась в государственные фонды по заниженным курсам валют и, по сути, служила квази-налогом на экспорт в условиях нерыночного курсообразования в России. С середины 1992 года, когда обязательная продажа стала производиться по курсу свободного рынка, ее фискальная роль потеряла всякий смысл. Роли же пополнения внутреннего рынка она так и не приобрела. Всегда - как при наличии института обязательной продажи, так и без него – экспортеры отдавали рынку ровно столько валюты, сколько им было необходимо для приобретения рублей в целях оплаты налогов, таможенных пошлин, счетов поставщиков, внутренних инвестиций и проч. От избыточных для себя продаж валюты экспортеры защищались общими и индивидуальными (по договоренности с департаментом валютного регулирования и валютного контроля ЦБ) льготами, обратными покупками валюты и неофициальными схемами, вроде занижения отпускных цен и утаивания выручки за рубежом.
Обязательная продажа вновь приобрела практический смысл, когда в 1998 году, на основании решения Банка России, она стала осуществляться на единственной площадке – в системе ММВБ и региональных валютных бирж, которые ввели монопольно высокие тарифы по этим операциям и тем самым зарабатывали десятки миллионов долларов в год. В то же время произведенное вскоре после этого увеличение нормы обязательной продажи с 50 до 75 процентов не увеличило, а сократило нетто-поступление иностранной валюты на внутренний рынок России (см., в частности, материал на странице http://www.prorazvitie.ru/show.php?action=show_stat&mykey=122).
В 2002 году, благодаря активным действиям инициаторов валютной либерализации (вплоть до обращения в Суд по правам человека в Страсбурге), монополизм бирж был отменен, а вслед за ним отменен и сам институт обязательной продажи экспортной выручки. Правда, эта отмена шла крайне медленно в связи с тем, что его идеологи, в первую очередь - из ЦБ, вводили власть в заблуждение относительно якобы негативных последствий отказа от этого института. На самом же деле, они вполне резонно опасались обвинений в многолетнем навязывании обществу валютных ограничений, бессмысленность которых могла подтвердиться (и, действительно, подтвердилась) на практике после их отмены. Таким образом, существование института обязательной продажи валюты всегда объяснялось лишь потребностью удовлетворения личных интересов валютных регуляторов и контролеров, а также приближенных им коммерческих структур.
Восстановление действия этого института:
1) вновь приведет к нарушению основного закона Российской Федерации – ее Конституции, т.к. принуждение экспортеров к совершению сделок по отчуждению их собственности (заработанной иностранной валюты) означает ограничением прав. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции, права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако ни одна из этих ценностей не защищается обязательной продажей валюты;
2) будет означать неадекватность мышления (попросту - глупость) властей, ведь предлагается установить норму обязательной продажи в 10-20% от выручки в то время, как экспортеры добровольно продают, как правило, от 80 до 100% своей выручки;
3) потребует одновременного введения жесткого ограничения операций по покупке валюты, чтобы экспортеры, либо аффилированные с ними организации вместе с обязательной продажей не проводили обратные (компенсирующие) сделки. Это приведет к избыточному вмешательству государства в частный бизнес и породит новые многочисленные случаи коррупции;
4) будет искажать рыночный принцип определения валютного курса и узаконит неравенство участников внешнеэкономической деятельности (не предполагается вменения каких-либо обязанностей по конверсионным операциям в отношении импортеров);
5) заставит предприятия-экспортеры и обслуживающие их банки проводить целый комплекс высокозатратных мероприятий по исполнению вновь принятых правил (жесткий контроль сроков продажи валюты, ведение специальных счетов, объемный документооборот и т.д.);
6) повысит издержки экспортеров, связанные с обслуживанием внешних займов (дополнительная комиссия банкам по покупке валюты для погашения долгов, повышенные проценты по кредитам в связи с обременением выручки). Следовательно, снизится налогооблагаемая прибыль предприятий-экспортеров, а с ней – и отчисления в бюджет;
7) нанесет ущерб престижу рубля, который будет навязываться силой административного принуждения; продемонстрирует слабость и неуверенность российской власти, прибегающей к мобилизационным мерам. Данное обстоятельство будет воспринято субъектами экономической деятельности как сигнал к бегству из рублевой зоны в опасении дополнительных жестких мер валютного регулирования.
Таким образом, обязательная продажа экспортной валютной выручки ни в теоретическом, ни в практическом планах не несет общественной пользы, но имеет множество вредных последствий. Следовательно, тема реанимации этого порочного института должна быть закрыта навсегда.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта