<< Вернуться

Банк России

21.04.1999

«О нарушении Российской Федерацией статьи YIII Устава МВФ»

Служебная записка от 21 апреля 1999 года № ВН-19-3-3-7/1229 «О нарушении Российской Федерацией статьи YIII Устава МВФ» на имя первого заместителя Председателя Банка России:

 

Сообщаем, что, по нашему мнению, принятие Банком России указания от 5 апреля 1999 г. № 533-У “О внесении изменений и дополнений в инструкцию Банка России “О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации” № 16 от 16.07.93”, исключающего право конверсии в иностранную валюту рублевых средств банков - нерезидентов со своих корреспондентских счетов, является прямым нарушением обязательств, принятых на себя Российской Федерацией по статье VIII Устава МВФ. Аналогичного мнения придерживаются и эксперты миссии МВФ, что, в частности, может негативным образом сказаться на результатах переговоров по предоставлению России кредитных ресурсов.

Понимаем, что целью инициаторов Указания было прекращение незаконного вывоза капитала посредством использования корреспондентских счетов банков - нерезидентов (это, действительно, одна из существовавших до настоящего времени многочисленных “валютных лазеек”). Но, как представляется, то же самое можно было сделать и без каких-либо нарушений взятых обязательств. Именно такой вариант неоднократно предлагался нами как устно (заместителю Председателя Банка России Мельникову В.Н. и сотрудникам Департамента валютного регулирования и валютного контроля), так и письменно (п. I приложения “О некоторых мерах по нормализации ситуации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации” к служебной записке на Ваше имя от 20.01.99 № ВН-19-3-3-7/184, рассмотренной на заседании Комитета Банка России по денежно-кредитной политике, и п. 1 служебной записки в адрес директора ДВРиВК от 4 февраля 1999 г. № ВН-19-3-3-7/349).

Основная суть наших предложений - не ограничивать право нерезидента проводить конверсионные операции по своим счетам в российских рублях (корреспондентским, а также счетам типа “И” и “Т”), а ограничивать возможность зачисления средств на эти счета от резидентов Российской Федерации. На расчеты в рублях между резидентами и нерезидентами должен распространяться тот же порядок, который действует в настоящее время в отношении расчетов между ними в иностранной валюте - паспорта сделок, предоставление копий договоров об импорте товара и грузовых таможенных деклараций, особые правила по авансовым платежам и т.д.

Данный порядок:

(а) легко реализуется в техническом и организационном планах распространением на переводы рублевых средств от резидента нерезиденту требований нормативных актов Банка России в отношении переводов иностранной валюты (единственная небольшая проблема - такие рублевые переводы могут зачисляться на счет нерезидента только если банк перевододателя является уполномоченным банком, т.е. обладающим валютной лицензией и, соответственно, осуществляющим функции агента валютного контроля);

(б) не противоречит законодательству (статьей 20 Федерального закона “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики” от 29.12.98 предусмотрено, что “расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации”);

(в) не нарушает обязательств Российской Федерации по свободному осуществлению текущих валютных операций.

 

В связи с вышеизложенным просим Вас дать поручение в срочном порядке рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта Банка России по введению ограничений на осуществление переводов в валюте Российской Федерации от резидентов нерезидентам, аналогичных ныне действующим ограничениям по расчетам между ними в иностранной валюте, и отмене действия указания от 5.04.99 № 533-У.

 

Директор Департамента иностранных операций А.В. Черепанов