Письмо в адрес заместителя министра финансов Российской Федерации:
На мой взгляд, особого изучения требует предложение по обмену низкодоходных (нерыночных) ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, на облигации Минфина России, размер купонного дохода по которым определяется в зависимости от величины инфляции за соответствующий процентный период. Мне представляется, что их выпуск прямо противоречит государственным интересам, так как он, во-первых, не позволит строить точные прогнозы бюджетных расходов даже на кратко- и среднесрочную перспективу и, во-вторых (и это главное), резко повысит их величину. По сути, при размещении, например, десятилетних ценных бумаг, Минфин России осуществит в течение срока их обращения совокупный процентный расход на сумму, аналогичную номинальной стоимости самих ценных бумаг (исходя из предполагаемого на ближайшие десять лет прироста потребительских цен). Таким образом, государство в добровольном порядке, без какой-либо компенсации, удвоит свой внутренний долг, вместо того, чтобы проводить мероприятия по снижению долгового бремени. Причем, выплачиваемые им средства «осядут» в коммерческих структурах, которые станут владельцами ценных бумаг при первичном размещении, либо при покупке их у Банка России на вторичном рынке в процессе осуществления процесса «стерилизации» излишней денежной ликвидности.
Кроме того, сложно будет найти логичное объяснение действиям Минфина России, приводящим к увеличению платежей в погашение и обслуживание государственного внутреннего долга на предстоящие годы, перспектива развития событий в которые не вполне однозначна, в то время, как дополнительные доходы бюджета, достаточные для погашения части долгов, имеются именно сейчас.
В этом отношении значительно предпочтительней выглядит схема досрочного погашения Минфином России нерыночных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России. Это – именно тот вариант, который (1) непосредственно обеспечивает «стерилизацию» денежной ликвидности, (2) не увеличивает совокупный размер государственной задолженности и (3) позволяет Минфину России самостоятельно определять график платежей по их объему и срокам в зависимости от своей текущей платежеспособности.
Однако, по моему мнению, сумма досрочно погашаемых Минфином России долгов с низкой ставкой процента должна быть незначительной.
- непосредственный выкуп Минфином России своих долговых обязательств;
- оплата налоговых и других обязательных платежей государственными ценными бумагами по взаимосогласованной (рыночной) цене;
- проведение форвардных сделок по покупке Минфином России у росзагранбанков, Банка России или других контрагентов облигаций внешних займов. При этом цена покупки должна полностью соответствовать текущей рыночной цене, а выплачиваемые до момента окончательного расчета по сделке купонные платежи – возвращаться Минфину России. Принимая во внимание, что подобные операции, как правило, будут предполагать осуществление контрагентами Минфина России выкупа ценных бумаг на рынке «спот», Минфин России может в целях фондирования расходов контрагентов и/или гарантирования выполнения взятых им на себя обязательств размещать у этих контрагентов депозиты в иностранной валюте. Иностранная валюта будет покупаться у Банка России за счет дополнительных доходов бюджета, что, в свою очередь, приведет к «стерилизации» денежной ликвидности.
Считаю необходимым особо подчеркнуть то, что реализацию любого из вышеперечисленных вариантов целесообразно осуществлять при соблюдении режима конфиденциальности.