ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

07.12.2008

Примерный перечень антикризисных мер

 

(для включения в соответствующий раздел заявления ОАИ)

 Перечень направлен в адрес Общественной антикризисной инициативы по эл. почте

1.      Замораживание тарифов естественных монополий. Немедленная отмена решения о существенном повышении с 1 января 2009 года стоимости на внутреннем рынке газа и электроэнергии, а также транспортных и коммунальных тарифов, так как крупные энергетические и транспортные компании чувствуют себя достаточно комфортно, а повышение цен и тарифов является мощным ускорителем инфляции. Установление системы общественного контроля за расходами государственных монополий с введением публичных отчетов их руководителей о работе, проделанной по их сокращению.

2.      Изменение порядка погашения долгов российских корпораций. Погашение за счет государственных средств корпоративного долга с дисконтом, определенным по договоренности с кредиторами и должниками, и переводом в государственную собственность залогов, находящихся у кредиторов. Последующая после острой фазы кризиса продажа этих активов, в том числе иностранцам (по «некризисной» цене). Отказ от предоставления помощи в погашении долгов в случае, если не удается достичь эффективной для государства договоренности.

3.      Переход к предсказуемой и патриотичной курсовой политике. Публичное объявление стабильности курса корзины валют (а лучше - доллара) к рублю в течение всей острой фазы кризиса и обеспечения свободы проведения валютных операций. В последующий период – замена принципа стабильности курса на безусловную предсказуемость его динамики. В этом варианте темп снижения рубля заранее объявляется. Однако он не должен превышать разницу между прибыльностью рублевых и валютных вкладов. При этом понимается, что стабильность (предсказуемость) нужна для повышения заинтересованности в рубле и профилактики панического оттока капитала из страны и рублевых вкладов – из банков, а постепенное снижение курса рубля необходимо для дестимулирования импорта (для развития импортозамещающего производства) и недопущения образования новых спекулятивных пузырей на финансовом рынке.

4.      Реализация активной антимонопольной политики. В связи с тем, что нормальное развитие россий­ской экономики невозможно в условиях той степени ее монополизации, которая сегодня фактически навязана неумелыми действиями государства (в том числе и в ходе создания «госкорпораций»), введение с 1 июня 2009 года в действие в полном объеме комплекса основных антимо­нопольных мер, зафиксированных в «acquis communautaire» Европейского Союза.

5.      Укрепление финансовых и банковских учреждений, повышение достоверности их отчетности. Прекращение действия положений статьи 837 ГК, предусматривающих безусловное право на досрочный отзыв банковских вкладов. Прекращение практики использования при принятии инвестиционных решений заключений рейтинговых и аудиторских компаний, оплачиваемых финансовыми и банковскими учреждениями. Введение системы обязательных проверок достоверности отчетности и анализа финансовой устойчивости этих учреждений аудиторскими организациями, нанимаемыми и оплачиваемыми надзорными органами (ФСФР и Банком России»).

6.      Организация системы обязательного кредитования. Прекращение практики нецелевого наращивания Банком России денежной ликвидности. Установление временного (на период кризиса) требования к Сбербанку, ВТБ и иным кредитным учреждениям, получающим денежные средства от Банка России, осуществлять обязательное средне- и долгосрочное кредитование предприятий и граждан (при их обращении) под имеющиеся у них залоги (недвижимость) по лимитированной ставке. Эта ставка должна ограничиваться определенной маржой к ставке, по которой берут средства банки, или к величине инфляции.

7.       Разработка и внедрение прозрачных процедур аукционов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд и нужд корпораций с участием государства в капитале более 30%. Обеспечение абсолютно равного доступа к этим аукционам как отечест­венных, так и зарубежных компаний.

8.       Резкое сокращение государственных расходов. Установление конкретного и детального плана сокращения расходов федерального бюджета и территориальных бюджетов в 2009 году не менее чем на 10% к уровню 2008 года и численности работников органов государственного управления не менее, чем на 25%. Введение на 2009-2010 годы моратория на повышение их доходов. Внесение в Конституцию Российской Федерации изменения, предусматривающего не менее, чем двукратное сокращение численного состава депутатов Госдумы.

9.      Введение повышенной пошлины на импортные товары и экспорт энергоресурсов в целях защиты российского товаропроизводителя, сокращения предложения сырья на внешних рынках и стимулирования их продаж внутри страны по конкурентно низким ценам.

10.  Налоговые каникулы. Отмена налогов на дивиденды и проценты по банковским вкладам, полное освобождение от налогов малого и среднего бизнеса.

11.  Выгодное использование средств Пенсионного фонда. Выкуп на рынке по текущей низкой цене акций предприятий, подконтрольных государству, за счет средств Пенсионного фонда. Даже если в последующем эти акции не вырастут в цене (что крайне маловероятно), пенсионеры будут зарабатывать на дивидендах, выплачиваемых этими коммерческими структурами, а не терять (как сегодня) от инфляционного обесценения вложений в государственные облигации. Заодно эта мера послужит установлению более справедливых цен на фондовом рынке.

12.  Персональная ответственность руководителей финансового блока Правительства и Банка России за неадекватную политику, приведшую к широкому распространению на Россию финансового и экономического кризиса и неэффективную растрату материальных ресурсов.

 

Андрей Черепанов, руководитель «Проекта национального развития»

7 декабря 2008 года

 

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта