ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Газета» № 4

15.01.2009

Что правительство сделает с дефицитом бюджета?

Руслан Гринберг / директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук:

- Вы спрашиваете: что делать? А ничего не делать - финансировать, бумаги выпускать.

Я считаю, что сейчас это вполне возможно, потому что рынки никак на спасательные финансовые операции не реагируют. Сегодня нам важно, чтобы не было безработицы, а потому нужны денежные вливания для стимулирования спроса.

Ясно, что нужно наращивать внутренний долг, предлагая, может быть, какие-то хорошие условия для физических и юридических лиц. Детали этих шагов, конечно, могут обсуждаться, но в любом случае речь должна идти о государственных ценных бумагах.

Ростислав Гольдштейн / зампред комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока (фракция «Единая Россия»):

- Кризис действительно заставляет от многого отказываться. От неоправданных затрат, например. Но от главного - от наших планов, которые определены стратегией развития страны до 2020 года, отказываться никто не собирается. Все социальные обязательства будут исполняться. И вряд ли можно даже думать об отказе от нацпроектов. Наоборот, некоторые станут более актуальными.

В первую очередь речь идет о развитии сельского хозяйства. Кризис заставил поставить вопрос о продовольственной безопасности страны. Так что аграриям придется потрудиться, чтобы накормить россиян отечественными продуктами.

Более того, нам вполне по силам новый нацпроект. Сейчас самое время начать заниматься инфраструктурой. Транспортная стратегия до 2030 года, которая учитывает и ФЦП и будущие мегапроекты, принята. Но сами эти проекты, которые выведут страну на качественно новый уровень развития, невозможны без решения инфраструктурных вопросов. Вот и давайте их решать. И кризис нам только поможет.

По данным Министерства транспорта, которые в Госдуме обсуждали совсем недавно, сейчас есть отличная возможность снизить затраты на строительство дорог. Упали цены на стройматериалы, появились новые технологии. Можно пересматривать условия действующих контрактов в сторону понижения. Это, правда, требует законодательного регулирования. Транспортная отрасль даже в условиях кризиса может совершить настоящий рывок и после стабилизации в прямом смысле слова поднять страну.

А начать нужно с Cевера. Наши запасы там. Это наш стабилизационный фонд. Но чтобы грамотно им воспользоваться, нужна все та же инфраструктура.

Владимир Тихомиров / старший экономист ФК «Уралсиб»:

- Здесь можно либо попытаться сбалансировать бюджет через сокращение его расходной части, либо пытаться финансировать дефицит. Что касается первого случая, то прежде всего из бюджета, видимо, исключат так называемые условные расходы, которые предполагалось исполнять лишь при достаточной доходной части.

Но могут пойти и дальше. И если обязательства в социальной сфере, думаю, пересматривать не будут, то часть расходов, связанных с инвестиционными программами, с вещами, не имеющими высокой социальной и политической значимости, могут исчезнуть.

Что же касается финансирования дефицита, то здесь в российской ситуации вновь всплывают два варианта: либо покрывать его за счет Резервного фонда (который, собственно, для этого и предназначен), либо наращивать государственные заимствования - как внутренние, так и внешние. Так что в итоге, возможно, правительство в сложившихся условиях будет одновременно использовать разные пути. Причем не забывайте, что параллельно происходит еще и девальвация рубля. А так как ключевой сектор экономики экспортно ориентирован и выручка идет в долларовом выражении (причем налоги также собираются на эту выручку), то ослабление рубля к доллару приводит к тому, что в номинальном выражении рублевые налоговые сборы будут расти.

Андрей Черепанов / руководитель института «Проект национального развития»:

- Если появляется необходимость экономить средства, нужно проводить более грамотную политику по борьбе с кризисом в части выделения денег. Кроме того, более активно заниматься сокращением затрат на госуправление. В частности, мне сейчас не совсем понятно, зачем нужны 450 депутатов в Госдуме. Ведь, учитывая тот факт, что были отменены выборы по одномандатным округам, их число вполне можно было бы сократить вдвое.

Однако хотел бы подчеркнуть, что, говоря об уменьшении расходов, я не имею в виду, например, национальные проекты. Потому что все четыре проекта нам просто необходимы, единственное - что деньги должны тратиться по справедливости.

опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ 

http://www.gzt.ru/economics/2009/01/14/223010.html

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта