ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

16.04.2009

Пресс-релиз ФБК

По индексу антикризисной эффективности Россия находится в «хвосте» рейтинга – исследование ФБК  «Индекс антикризисной эффективности» - первая в мировой исследовательской практике попытка оценить эффективность предпринимаемых разными странами антикризисных мер. Эксперты ФБК предложили свою модель интегрального Индекса, учитывающего наиболее важные макроэкономические показатели, по 8 странам - Россия, США, Франция, Канада, Германия, Великобритания, Украина, Казахстан.

Исследование, представленное на очередном заседании Экономического клуба ФБК, охватывает период с июля 2008 по январь 2009 года. Временная задержка связана с недостаточной оперативностью обнародования данных статистическими ведомствами разных стран. Индекс антикризисной эффективности учитывает 14 социально-экономических показателей и демонстрирует, как они изменяются в условиях кризиса. При расчете принимались во внимание ВВП, инфляция, индекс промышленного производства, внешнеторговый оборот, уровень безработицы, импорт, реальная заработная плата и другие показатели. По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, предложенная математическая модель позволяет оценивать, насколько успешно удается справляться с кризисом в масштабе национальной экономики.

Оказалось, что из исследованных стран повышают эффективность борьбы с кризисом только Великобритания и Германия. В США, Франции и Канаде эффективность антикризисной борьбы почти не меняется. «У России плохо получается противостоять кризису по сравнению с другими странами», - отметил Игорь Николаев. По его словам, худший индекс антикризисной эффективности получила только Украина.

Заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Игорь Ульянов назвал исследование ФБК очень интересным, а подход к измерению антикризисных индексов эффективным. Однако вычисленные индексы, по словам эксперта, нельзя назвать устойчивыми. «Боюсь, что каждый месяц эти показатели придется пересчитывать», - отметил Ульянов. По его словам, необходимо учитывать, что природа кризиса в России отличается от западных стран. Причиной проблем российской экономики Ульянов назвал перегрев в сфере предприятий, а причиной проблем в США и Европе – перегрев в сфере домохозяйств.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич отметил, что важно проводить сравнительный анализ эффективности антикризисных мер перед их внедрением. По его словам, для вычисления индекса антикризисной эффективности продуктивнее было бы сопоставить эффект антикризисных мер с их стоимостью.

Комментируя появившиеся накануне статистические данные по промышленному производству за март 2009 года, Игорь Ульянов отметил, что «дальнейшего спада не наблюдается». И это – позитивный итог. «Если еще пару месяцев не будет снижения, то вероятность спада в будущем начнет снижаться», - считает Ульянов. При этом, по его словам, многое будет зависеть от других рынков: если Западу удастся уйти от дефляции и в какой-то мере восстановить цены на активы, то и в российской экономике появятся позитивные тенденции. Евсей Гурвич согласился с такой оценкой. «Мы находимся на том же уровне, что и в феврале. А это значит, что мы легли на дно и лежим, - отметил эксперт. – Думаю, в апреле еще будем лежать, а дальше, есть надежда, что начнется небольшой рост». По словам Гурвича, дальнейшее развитие России будет зависеть от банковской системы и ситуации с «плохими» долгами.

Подводя итог, Игорь Николаев заявил, что компания ФБК планирует ежемесячно публиковать индексы антикризисной эффективности, проводя сравнительный страновой анализ.

========

Хуже только на Украине

Эффективность антикризисных мер оставляет желать лучшего

Антикризисные меры правительств Украины и России наименее результативны. К такому выводу пришли эксперты аудиторской компании ФБК, рассчитавшие Индекс антикризисной эффективности для восьми стран. Самими успешными в борьбе с кризисом признаны Велико­британия и Германия. Выводы ФБК косвенно подтверждает исследо­вание эффективности фискальных мер правительств разных стран, проведенное ОЭСР: эффективность этих мер в России нулевая, а по некоторым показателям отрицательная. При этом серьезные меры нефискального характера в России еще не заработали.

Эксперты давно критикуют правительство за бессистемность антикризисных мер. Впрочем, и сами они не могут дать внятного ответа, что следует предпринять. Тем не менее уже с прошлого года на антикризисные меры тратятся огромные ресурсы: стоимость плана в 2009 году составляет около 3 трлн руб. Чтобы сравнить результативность мер в разных странах, ФБК разработала модель интегрального Индекса антикризисной эффективности. Он, в частности, учитывает показатели ВВП, инвестиции в основной капитал, золотовалютные резервы, промпроизводство, объем производства в сельском хозяйстве, оборот розничной торговли, инфляцию, уровень безработицы. Сравнительный анализ охватывает восемь государств, статистика по которым предоставляется наиболее оперативно: Россия, США, Франция, Канада, Германия, Велико­британия, Украина, Казахстан.

Значения индекса рассчитаны с июля 2008-го по январь 2009 года. Так как кризис пришел на постсоветское пространство с опозданием, до октября Россия, Украина и Казахстан получали наибольшие значения индекса. «Страны по-разному входили в кризис, но в острую фазу в октябре вошли одновременно», — комментирует партнер ФБК Игорь Николаев. В октябре индекс для России оказался самым низким (-0,443), чуть лучше показатель был на Украине (-0,345). С тех пор Россия и Украина прочно обосновались на дне индекса. В январе индекс для России был -0,6, еще меньше у Украины — -1,083. Замыкал тройку «неэффективных» Казах­стан с индексом -0,059.

Степень различия индексов соответствует степени различия успехов в борьбе с кризисом, говорят авторы. «Выходит, что у России и Украины по сравнению с Казахстаном дела были не просто хуже, а значительно хуже», — поясняет Игорь Николаев.

Из развитых стран своими успехами выделяется Германия: в июле—августе 2008 года она была третья снизу в списке исследуемых стран, после чего стала подниматься — эффективность антикризисных мер правительства ФРГ стабильно растет. Это относится и к Великобритании: с последнего места в августе—сентябре она в январе поднялась на первое. «Остальные страны, включая США, выразительной динамики роста по индексу за данный период не показали», — говорит г-н Николаев.

До ФБК попытки комплексно оценить эффективность антикризисных мер правительств не предпринимались. Подход ФБК к измерению данного показателя замглавы Росстата Игорь Ульянов считает эффективным. Однако вычисленные индексы, по словам эксперта, неустойчивы: «Каждый месяц эти показатели придется пересчитывать». Сложно не только их измерить, но и правильно поставить задачу, комментирует руководитель Экономиче­ской экспертной группы Евсей Гурвич. Например, в случае надежды на восстановление комфортных цен на энергоносители антикризисные меры могут быть нацелены на пережидание неблагоприятного периода. Если же правительство уверено, что цены упали навсегда, то эффективность мер должна заключаться в скорейшей адаптации к новым условиям. По мнению Евсея Гурвича, для оценки антикризисной эффективности важно было бы сопоставить результативность мер с их стоимостью.

Оценить эффективность фискальных мер правительств ранее уже пыталась ОСЭР. В марте эксперты организации проанализировали влияние фискальных мер на рост ВВП. В развитых странах их средняя эффективность оказалась близка к 1, то есть на один вложенный рубль они дают на рубль рост ВВП. В странах с развивающимися экономиками показатель в 2 раза ниже. Нулевым результатом выделяется Россия: на вложенный рубль мы не получаем ничего, а по некоторым мерам зафиксированы даже отрицательные результаты. «Выделением денег нельзя ограничиваться, нужны глубокие структурные реформы и повышение эффективности трат, — говорит Александра Суслина из ЭЭГ. — При пессимистичном сценарии деньги будут потрачены впустую, при оптимистичном результаты принесет часть из затрат. Учитывая, что и до кризиса эффективность госрасходов была очень низкой, надеяться на то, что все меры приведут к желаемым результатам, необоснованно».

татьяна фроловская, РБК daily, 17 апреля 2009 года

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта