ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

Газета «Газета» № 103 (1857)

09.06.2009

Каким еще иностранным инвесторам облегчить жизнь?

Опрос экспертов от издания "Газета".

АНТОН ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН / председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике

Что касается прошлогоднего закона, то это скорее была не наша собственная инициатива или фантазия, а реакция на мировые тенденции: этим делом занимались и немцы, и американцы. Причем нельзя сказать, что данный закон был подвергнут совсем уж бурной критике. Хотя я бы, конечно, сделал заход иностранных инвесторов более либеральным. Причем сделал бы также и различие между фондами и стратегами. Потому что стратег приходит, что называется, надолго и теоретически может представлять угрозу с точки зрения раздела рынков, блокирования каких-то решений соответствующих компаний по выходу на иностранные рынки и так далее. Скажем, в отрасли связи мы уже подобные проявления видели. Однако в случае с фондами речь обычно идет о более коротких сроках. И для инвесторов вроде ЕБРР, который часто выступает именно как институциональный инвестор не стратегического рода, заходит на несколько лет и обязательно потом выходит, поблажек действительно можно было бы сделать больше. Именно потому, что они в первую очередь приносят деньги, а не какие-то интересы — политические или еще какие-то. Главное для них — чтобы деньги принесли прибыль.

ИВАН РОДИОНОВ / профессор ГУ-ВШЭ

Я бы начал с того, что наш закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли является копией американского закона, который существует уже лет 30. Мало того, из нескольких тысяч рассмотренных случаев в США отказ был получен буквально лишь в двухтрех. То есть данный закон как бы не применяется, и у нас тоже подразумевалось, что никаких особых сложностей не будет. С другой стороны, вспомните, с чего все началось: с того, что Siemens запретили купить «Силовые машины», потому что на Калужском заводе производят турбины для подводных лодок. Так что на самом деле можно было бы вообще закон не принимать, а просто доверить решение премьер-министру. В результате чего в разрешении для международных институтов развития я не вижу никаких проблем. Вопрос в другом: я не очень хорошо понимаю, зачем подобным структурам сейчас инвестировать в стратегические отрасли. Боюсь, что это такое разрешение, которое попросту не требуется. Институты, о которых мы говорим, должны все-таки заниматься инфраструктурой, а любую критическую с точки зрения технологий отрасль финансируют другие инвесторы. Впрочем, и их возможности никто не сужал. Дело здесь не в каком-то запрете, а в том, что процедуру никак нельзя пройти, то есть проблема в бюрократизации.

АНДРЕЙ ЧЕРЕПАНОВ / руководитель «Проекта национального развития»

Любые иностранные инвестиции, так же как и российские, исключительно позитивны для национальной экономики. По моему убеждению, это вообще одно и то же в смысле полезности. Мало того, иностранные инвесторы зачастую выглядят даже более законопослушными: по крайней мере, налоги будут платить значительно честнее, чем российские предприниматели. Так что в этом смысле я бы иностранцев вообще никак не ограничивал. Проблема в другом — как их привлечь. И, главное, в том, как это можно сделать: это жесточайшая защита собственности, чего у нас сегодня нет. Которая, в свою очередь, затрагивает наведение порядка в российских судах.

ВАЛЕРИЙ МИРОНОВ / главный экономист фонда экономических исследований «Центр развития»

Прежде всего длинным стратегическим инвесторам, которые вкладываются на большие сроки (как пример — американским пенсионным фондам). Но, к сожалению, согласно индексу, который отражает состояние объектов для инвестирования, подходящих для такого рода фондов, мы должного положения не занимаем. То есть американские пенсионные фонды к нам не придут. А потому стоило бы ориентироваться на то, чтобы соответствовать критериям. Ведь, вспомните, без длинных денег мы не можем развивать инновационную экономику. Так что снятие ограничений — это необходимое, но не достаточное условие.

=====

Офшорный передел
09.06.2009 в 00:00     АНДРЕЙ БИРЮКОВ / НОВО-ОГАРЕВО, МАКСИМ ТОВКАЙЛО, КСЕНИЯ БАТАНОВА

Комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций одобрила российские сделки. Так, в очередной раз была отложена покупка структурами холдинга Олега Дерипаски « Базовый элемент » нефтяной компании «Русснефть».

Как пояснил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, вопрос по «Русснефти» был отложен для того, чтобы служба смогла разобраться в офшорных схемах, предлагаемых Дерипаской. «Там около 100 компаний, владеющих друг другом», — оценил степень запутанности глава ФАС.


Игорь Сечин в свою очередь заявил корреспонденту «Газеты», что стороны, участвующие в сделке, не успели подготовить информацию, но при этом выступил за то, чтобы покупатель доли «Русснефти» находился в российской юрисдикции.

Напомним, «Базэл» подал в ФАС заявку на покупку «Русснефти» в августе 2007 года. Фактически « Базэл » контролирует « Русснефть» уже почти два года, с момента достижения договоренности о покупке с основателем компании Михаилом Гуцериевым.

Еще одна сделка, которую вчера не одобрили, — это покупка доли в газете «Правда» одним из братьев Ананьевых, владельцев Промсвязьбанка.

Из одобренных сделок — заявки на приобретение пакетов акций в Тверском вагоностроительном заводе и Окской судоверфи (суть этих сделок — во внутренней реструктуризации компаний, новых собственников у них де-факто не появится). Пакет акций ОАО «Полюс Золото» в свою очередь купила компания, зарегистрированная в офшоре, которую контролирует компания « НафтаМосква » , принадлежащая Сулейману Керимову.

Напомним, правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций была создана летом 2008 года. В соответствии с законом об иностранных инвестициях инвесторы должны получать ее одобрение, если совершают сделку с российскими компаниями, работающими в стратегических отраслях ( их более 40). Вместе со вчерашним заседанием комиссия собиралась три раза и одобрила всего 11 сделок, большинство из которых имеют внутрироссийский характер.

Как заявил глава ФАС Игорь Артемьев, всего на рассмотрении в ведомстве находится 60 заявок, примерно половина из которых — «это российские граждане, действующие через офшоры, а другая половина — это действительно иностранные инвесторы».

Из действительно иностранных инвесторов комиссия пустила в Россию три сделки с участием иностранного капитала. De Beers приобрела 49,99% «Архангельскгеологодобычи», швейцарская World’s Wing SA (структура итальянской Alenia Aeronautica) купила 25% плюс одна акция ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», канадской Barrick Gold разрешили увеличить долю в СП по освоению месторождения золота и платины на Кольском полуострове, украинская «Хартрон» выкупила часть допэмиссии компании из космической отрасли «Космотрас».

Сейчас ФАС предлагает внести изменения в закон, упростив вход в стратегические отрасли для иностранных инвесторов с госучастием. Например, для Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации (это фактически инвестиционное подразделение Всемирного банка).

То, что такие поправки готовятся, корреспонденту « Газеты » подтвердил источник в ФАС. По его словам, сейчас законопроект согласуется с Минэкономразвития.

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта