ЭКОНОМИКА
Справедливые налоги
Фонд развития (Стабфонд)
Свободный рубль
«Чистые» деньги
Ответственная курсовая политика
Отказ от стерилизации ликвидности
Запрет госзаймов
Ограничение квазидолга страны
Приватизация производств
Рыночный контроль цен
Надежность банковской системы
Возврат «замороженных» вкладов

 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Версия для печати

10.07.2008

О внесении изменений в трудовое законодательство

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАЗРАБОТКИ И РЕЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕФОРМ

«ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
________
10 июля 2008 года № 12

Министру здравоохранения
и социального развития Российской Федерации

Голиковой Т.А.
127994, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3

Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Действующая в настоящее время редакция Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК) существенно ущемляет права и свободы работодателей при приеме на работу и увольнении работников - статьей 64 «Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора», а целым рядом положений ТК устанавливается настолько жесткий порядок увольнения, что он не позволяет избавляться от нерадивых работников.
В то же время сами работники обладают свободным правом «необоснованно отказывать в заключении трудового договора» любому потенциальному работодателю, а также расторгать трудовые договоры по собственной инициативе, лишь предупредив об этом за две недели. Таким образом, налицо неравноправие работников и работодателей.
Между тем, такой порядок:
1. Противоречит ряду положений основных нормативно-правых актов Российской Федерации, включая:
- часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации («Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»)*;
- пункты 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации («Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора», «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора»);
- статью 1 ТК («Целями трудового законодательства являются … защита прав и интересов работников и работодателей»).
2. Не оказывает влияния на рост занятости населения, т.к. вместо уволенного работника на работу будет принят другой, по мнению работодателя, более нужный ему работник, либо такое увольнение может быть осуществлено и при имеющихся ограничениях, например, на основании сокращения численности или штата**.
3. Препятствует развитию предпринимательства в нашей стране (особенно малого и среднего бизнеса), т.к. существенно затрудняет процесс создания работоспособных и сплоченных коллективов, ведет к непроизводительным расходам времени и денежных средств на скрупулезное следование формальным кадровым процедурам и создание различных схем «страховки» от длительного нахождения в коллективе неподходящего для него работника, а также к вероятным судебным издержкам.
4. Способствует злоупотреблениям со стороны недобросовестных работников - практика применения ТК судами и органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства показывает, что сегодня невозможно уволить работника даже за злостные прогулы без большого риска восстановления его на работе с выплатой компенсации за «вынужденный» прогул. Прежде единичные случаи «заработка», основанного на вымогательстве денег с работодателей, постепенно превращаются в систему (см. справку в приложении № 1 к настоящему письму).
5. Провоцирует «серые» зарплаты, т.к. единственно надежным средством «страховки» работодателя от больших материальных потерь при продолжении нежелательных трудовых отношений с работниками является назначение им низкой официальной зарплаты.
Исходя из изложенного и на основании того факта, что забота о нетрудоспособных и ограниченно трудоспособных гражданах должна лежать на государстве, а не на работодателе (он – не благотворительная организация), представляется необходимым устранить явный перекос ТК в пользу работников, обоснованный дурно в данном случае понимаемой потребностью социальной защиты, и отменить запрет работодателям на «необоснованный отказ в заключении трудового договора», максимально упростить порядок увольнения работников, а также освободить работодателей от предоставления льгот беременным, матерям, инвалидам и др. По нашему убеждению, эту реформу трудового законодательства надо осуществить, в первую очередь, в отношении работодателей - физических лиц и организаций частного бизнеса.
В целях реализации этого предложения, просим рассмотреть разработанный нами проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», приведенный в приложении № 2 к настоящему письму. Готовы, по Вашему запросу, предоставить дополнительные пояснения своей позиции и проекты документов.
О результатах рассмотрения настоящего письма просим информировать.


Руководитель
«Проекта национального развития»  
А. Черепанов

Особо стоит отметить, что, вопреки расхожему мнению, Конституция Российской Федерации защищает не целиком право на труд, а лишь «право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» (часть 3 статьи 37), а также то, что статья 64 ТК необоснованно ограничивает права работодателя на установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, возраста, места жительства и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (это положение иногда ошибочно считается отражением принципа, установленного статьей 19 Конституции и гарантирующего равенство прав и свобод человека со стороны государства).

**Часто звучит аргумент о том, что жесткие нормы, установленные в отношении увольнения работников, защищают их от преследования за критику руководства. Однако такой аргумент надлежит считать обоснованным лишь в отношении ряда руководителей государственных и муниципальных учреждений, главным мотивом деятельности которых становится предохранение себя от критики. И он совсем не имеет оснований, когда речь идет о частном бизнесе, целью которого является извлечение прибыли (для этого крайне важно создание эффективно работающего коллектива, в том числе способного критиковать неверные решения руководства). Другой аргумент – о защите от самодурства начальства  -вообще представляется лишенным смысла: если начальник - самодур, то зачем так упорно отстаивать право на продолжение работы под его руководством?!

=====================
Приложение № 1 к письму
«Проекта национального развития»
от 10 июля 2008 года № 12


СПРАВКА
«О недобросовестном использовании
норм Трудового кодекса (ТК)»


Недобросовестные работники могут успешно «играть» на избыточно усложненном порядке увольнения за нарушение трудовой дисциплины, в частности, за прогулы , а также на двух установленных ТК для работодателя ограничениях – запрете увольнять работника в период его временной нетрудоспособности (статья 81 ТК) и праве применения дисциплинарного взыскания не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника (статья 193 ТК).
Действительно, в случае категорического отказа прогульщика явиться на прежнее рабочее место для получения требования письменного объяснения своего дисциплинарного проступка и позднее – для ознакомления с приказом об увольнении, работодателю будет крайне затруднительно соблюсти установленный ТК порядок. Но даже если он соберет свидетельские показания о том, что бывший работник был своевременно уведомлен по телефону, или подтвердит получение им уведомлений по почте, то все равно остается вполне реальным риск признания порядка увольнения не соблюденным.
Так, на суде может выясниться, что издание приказа об увольнении состоялось в период временной нетрудоспособности бывшего работника (в том числе подтвержденной «купленным» бюллетенем), о которой работодатель просто не знал. Или наоборот – работодатель был поставлен в известность о болезни прогульщика и поэтому издал приказ о расторжении трудового договора с задержкой более месяца, но уволенный работник на суде заявит, что он вообще не болел. В таком случае у работодателя практически отсутствует возможность подтверждения факта болезни прогульщика (централизованной учет листков временной нетрудоспособности в настоящее время не ведется) и, значит, он формально нарушает правило издания приказа до истечения месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (прогула).
Это автоматически ведет к признанию порядка увольнения не соблюденным, а увольнения работника - незаконным и влечет за собой его восстановление на работе с денежной компенсацией за «вынужденный» прогул.
Понятно, что работодателям, особенно – организациям малого и среднего бизнеса, не способным содержать в штате специальных работников, отвечающих за кадры, и нести судебные издержки, очень затруднительно противодействовать таким злоупотреблениям.

* Работодатель должен составлять и обеспечивать сохранность не только трудового договора с работниками, но и документально подтвержденные ими должностные обязанности и правила внутреннего трудового распорядка, а также график работы и табель учета отработанного времени. В случае прогула (злостных прогулов) работника работодателю необходимо своевременно составить акт об отсутствии работника на рабочем месте и акт о передаче ему требования предоставить письменное объяснение своего дисциплинарного проступка. Затем – добиться получения от работника этого объяснения или по истечении двух рабочих дней составить акт об отказе работника его предоставить. Затем – издать приказ о прекращении трудового договора со дня, предшествующего дню прогула, и ознакомить его с этим приказом под роспись в течение трех рабочих дней. Затем, если бывший работник не оформляет свое ознакомление с приказом, - произвести на приказе соответствующую запись, а также направить уволенному работнику уведомление о необходимости явиться за  трудовой книжкой.

 ========================
Приложение № 2 к письму
«Проекта национального развития»
от 10 июля 2008 года № 12


Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1. Статью 64 исключить.
2. В статье 77 пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71, 81 и 81.1 настоящего Кодекса);».
3. В статье 81 последний абзац изложить в следующей редакции:
«Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период первых двух недель его временной нетрудоспособности (если работодатель был своевременно и должным образом уведомлен о нетрудоспособности работника) и в период пребывания в отпуске».
4. Ввести статью 81.1 следующего содержания:
«Статья 81.1. Расторжение трудового договора по инициативе частного работодателя
1. В дополнение к обстоятельствам, приведенным в статье 81 настоящего Кодекса, частный работодатель (физическое лицо или организация, не являющаяся государственным или муниципальным учреждением) имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работника в письменной форме не позднее, чем за две недели. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работником предупреждения (уведомления) частного работодателя об увольнении.
По соглашению между работником и частным работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
До истечения срока предупреждения об увольнении частный работодатель имеет право в любое время отозвать свое уведомление. Увольнение в этом случае не производится, если работник не возражает против продолжения трудовых отношений.
По истечении срока предупреждения об увольнении трудовые отношения работника с частным работодателем считаются прекращенными. В последний день работы работнику выдается трудовая книжка, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и производится с ним окончательный расчет.
2. На частного работодателя не распространяются ограничения на расторжение трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные разделом ХII настоящего Кодекса».

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Противодействие коррупции
Ответственный суд
Эффективная власть
Свобода совести
Историческая справедливость
Профессиональная армия
Права частных работодателей
Порядок на дорогах

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция РФ
  Гражданский кодекс РФ
  Бюджетный кодекс РФ
  Налоговый кодекс РФ
  Трудовой кодекс РФ
  О Правительстве РФ
  О Центральном банке РФ
  О валютном регулировании
  О противодействии легализации (отмыванию) доходов
  Об ОСАГО

 

 

Проект национального развития некоммерческое учреждение разработки и реализации эффективных реформ

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программа реформ   Важные достижения   Устав   Участники Проекта